Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20001113_madison.html

Утопии оптом и в розницу
Андрей Мадисон

Дата публикации:  13 Ноября 2000

Думаю, эта идея достаточно безумна, чтобы иметь право на существование.

Итак, предельно кратко. Как вещие птицы Сирин и Алконост явились на стыке исконно славянской и привнесенной христианской мифологий, так и образ будущей России может явиться, как представляется, только из гласной стыковки населяющих ее ныне - и синхронно - самых разных идеологий.

Либеральное ли, коммунистическое или православно-монархическое сектантство, конечно, имеет право на существование - как факт, но не как проект. Потому что проект, в конечном счете, и у первых, и у вторых, и у третьих один и тот же - истребление (или порабощение) еретиков, каковыми для них оказываются все, кто думает и поступает иначе. И главное иначе здесь, как свидетельствует практика и чтения, и общения, - это поведение, которое выходит за рамки любого сектантства: назойливое стремление сектантов (=сугубых партийцев) вписывать всякое явление и всякого человека в навсегда усвоенные ими системы стандартов более чем достаточное тому свидетельство.

Творческое действие обоюдонаправленно: оно меняет не только объект приложения его, но и субъекта, это действие начавшего. Нетворческое действие не имеет никакой иной цели, кроме манипуляций с объектом (при условии неприкосновенности субъекта). Нетрудно догадаться, что творчество не может быть тотальным - несение караульной службы определенно не нуждается в импровизациях. Но если лица, ответственные за разработку устава такой службы, вообще не входят в обстоятельства тех, кому предстоит эту службу нести, они тем самым прямо способствуют снижению боеспособности армии. Всякое благое деяние имеет началом творчество, возможно, на первый взгляд, и бесцельное.

Народное представление о социальном благе, между тем и несмотря ни на что, надежно гарантирует отсутствие репрессий (то есть рутины) в качестве способа его достижения. Свежайший тому пример: идущая в московском музее-заповеднике "Царицыно" выставка "Райские яблоки" (с подзаголовком "Образы идеального мира в изобразительном фольклоре и наивном искусстве"), символом которой смело можно счесть картину Марии Примаченко "Медведик гуляет с гадюкою".

Это "несмотря ни на что", собственно, и подвигло меня на помянутое безумство - предположить, что образы идеального мира существуют не только в живописном, но и в словесном виде. И обратиться с призывом: присылать их на адрес Русского Журнала либо прямо на мой электронный адрес: madison@russ.ru.

Легко могу представить себе иронические улыбочки тех, кто ни в грош не ставит ни народ, ни его творчество, ни саму возможность имагинации идеального мира. Легко и игнорирую их. Движение народного рассудка невозможно без восхищенного воображения, помимо воления бескорыстного, а ироники волят, чтобы все их усилия оплачивались. Из этого не следует, будто я собираюсь обсуждать, что здесь хорошо, а что плохо, а следует лишь одно: вот разница, и эта разница принципиальна.

Теперь некоторые технические подробности предложения, как они мне видятся на настоящий момент. На утопические проекты, которых я, так сказать, домогаюсь, не налагаются никакие жанровые или идеологические рамки: все что угодно - от патриархальной инструкции до технократической сказки (или что там еще). Форма - хоть прозаическая, хоть стихотворная. Формат - в пределах разумного, то бишь вероятного, освоить в условиях чтения с дисплея. Чаемый окончательный срок присылки - 9 января 2001 года (чтоб была привязка к теме - именно 9 января, однако 95 лет тому назад, рухнула одна из утопических вер, приведшая к победе другой утопии). Однако проекты можно слать и впредь - единственно, они пойдут вне формального конкурса, итоги которого и будут подведены после 9 января. Судить о достоинствах и недостатках буду, так уж выходит, я, Андрей Мадисон, вместе с коллегами из авторского актива отдела политики РЖ. Призы-сюрпризы (безденежные, если кто не понял) неотменно предусматриваются. Публикации (естественно, достойных словес) тоже.

Отсутствие работ, присланных на конкурс (данная перспектива, ясно, учитывается), будет свидетельствовать о наличии следующих обстоятельств: 1) таких проектов нет в природе; 2) такие проекты есть, но авторы их не имеют отношения к интернету; 3) у авторов, работающих или бывающих в интернете, есть такие проекты, но они не хотят их обнародовать вообще, либо конкретно в Русском Журнале, либо - что более чем вероятно - не являются его читателями и ничего не знают о конкурсе.

Если же такие проекты вдруг явятся, то каждый из них будет как минимум лишним аргументом в пользу того, что по видимости бесполезное все еще зачем-то нужно людям. И, вне всяких сомнений, большою радостью для того, кто это мороку затеял.