Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010525.html

Азарт и трепет
Политика как священная игра

Кирилл Якимец

Дата публикации:  25 Мая 2001

Что такое политика?

Я не спрашиваю об этом "инсайдеров" или экспертов, у которых политика ассоциируется прежде всего с их собственной профессиональной деятельностью. Вопрос к остальным. Политика - это содержимое новостей и тема для "разговоров о политике", так ведь? Речь не идет о превращении политики в комплекс PR-акций, хоть эта идея мне близка. Действительно, когда территория и население государства превышают некую меру, граждане оказываются не в состоянии поддерживать личную связь с теми, кто решает их судьбы. Лица и группы лиц, принимающие решения, неизбежно "виртуализуются", превращаясь в идеологические символы ("коммунист", "либерал", "прагматик", "националист") и в культурологические архетипы ("священный царь", "серый кардинал", "вражеский агент"). Однако, отношения между этими примитивными персонажами остаются те же, что и между реальными людьми: архетипы маркируют вид активности, а идеологические символы - "цвет" игрока, принадлежность к одной из играющих команд.

Спортивная терминология здесь уместна, поскольку политика воспринимается населением прежде всего как игра, причем как игра священная. Разница между священной игрой и обычным, к примеру, футболом состоит в том, что от результатов священной игры зависят вполне реальные, "неигровые" вещи. Во многих архаичных культурах существовали священные игры - ритуалы, соединяющие гадание и жертвоприношение. По результатам игры делался вывод о дальнейшей судьбе народа (война или мир, урожай или голод), а победителя приносили в жертву. Греческие Олимпийские игры уже можно считать началом вырождения ритуала. А к настоящему времени священные игры выродились в банальный спорт, который не влияет решительно ни на что...

Но свято место пусто не бывает ("свято" - в прямом смысле слова). Это место заняла в общественном сознании политика - игра, результаты которой вещественны, а игроки священны (что бы мы сами о них ни думали). Роль политобозревателя - нечто среднее между спортивным комментатором и жрецом. Жрецом, конечно, быть приятнее: любой эксперт рассчитывает на внимание со стороны игроков - т.е. надеется сам влиять на ход игры. Зато комментатор реже выглядит идиотом, поскольку комментарий он строит по уже сделанным ходам, а на своих гипотезах и прогнозах не настаивает. Но в любом случае политобозреватель также оказывается священной фигурой - хоть и не такой священной, как игрок: у обозревателя почти нет шансов быть принесенным в жертву.

К священному приобщается и любой болельщик. Он, конечно, отделен от игроков стеклом экрана, но испытывает чувства, необходимые для любого участника политического ритуала: азарт и трепет. Мало того, болельщик может вовсю поорать с трибуны (см. Форум) или даже выскочить на поле, чтобы помочь любимой команде (кстати, присылайте нам свои материалы). Единственное, чего болельщик не может, так это выдвинуть лозунг "Судью на мыло!". В отличие от футбола, священную игру судят боги.

На этой неделе комментируются две основных игры: перетягивание электрического провода (Чубайс vs Волошин) и битва Кремля с Думой (Гуливер vs лилипуты, приз - закон о партиях).

На следующей неделе мы углубимся в одну-единственную, зато безграничную, игру под названием "Империя". Метрополия vs провинции, территория как зло и как благо, планы по прокладке трансимперской беговой дорожки Из Варяг в Японцы.

Посещайте нас каждый день - тогда ничего не пропустите!