Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Азарт и трепет
Политика как священная игра

Дата публикации:  25 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Что такое политика?

Я не спрашиваю об этом "инсайдеров" или экспертов, у которых политика ассоциируется прежде всего с их собственной профессиональной деятельностью. Вопрос к остальным. Политика - это содержимое новостей и тема для "разговоров о политике", так ведь? Речь не идет о превращении политики в комплекс PR-акций, хоть эта идея мне близка. Действительно, когда территория и население государства превышают некую меру, граждане оказываются не в состоянии поддерживать личную связь с теми, кто решает их судьбы. Лица и группы лиц, принимающие решения, неизбежно "виртуализуются", превращаясь в идеологические символы ("коммунист", "либерал", "прагматик", "националист") и в культурологические архетипы ("священный царь", "серый кардинал", "вражеский агент"). Однако, отношения между этими примитивными персонажами остаются те же, что и между реальными людьми: архетипы маркируют вид активности, а идеологические символы - "цвет" игрока, принадлежность к одной из играющих команд.

Спортивная терминология здесь уместна, поскольку политика воспринимается населением прежде всего как игра, причем как игра священная. Разница между священной игрой и обычным, к примеру, футболом состоит в том, что от результатов священной игры зависят вполне реальные, "неигровые" вещи. Во многих архаичных культурах существовали священные игры - ритуалы, соединяющие гадание и жертвоприношение. По результатам игры делался вывод о дальнейшей судьбе народа (война или мир, урожай или голод), а победителя приносили в жертву. Греческие Олимпийские игры уже можно считать началом вырождения ритуала. А к настоящему времени священные игры выродились в банальный спорт, который не влияет решительно ни на что...

Но свято место пусто не бывает ("свято" - в прямом смысле слова). Это место заняла в общественном сознании политика - игра, результаты которой вещественны, а игроки священны (что бы мы сами о них ни думали). Роль политобозревателя - нечто среднее между спортивным комментатором и жрецом. Жрецом, конечно, быть приятнее: любой эксперт рассчитывает на внимание со стороны игроков - т.е. надеется сам влиять на ход игры. Зато комментатор реже выглядит идиотом, поскольку комментарий он строит по уже сделанным ходам, а на своих гипотезах и прогнозах не настаивает. Но в любом случае политобозреватель также оказывается священной фигурой - хоть и не такой священной, как игрок: у обозревателя почти нет шансов быть принесенным в жертву.

К священному приобщается и любой болельщик. Он, конечно, отделен от игроков стеклом экрана, но испытывает чувства, необходимые для любого участника политического ритуала: азарт и трепет. Мало того, болельщик может вовсю поорать с трибуны (см. Форум) или даже выскочить на поле, чтобы помочь любимой команде (кстати, присылайте нам свои материалы). Единственное, чего болельщик не может, так это выдвинуть лозунг "Судью на мыло!". В отличие от футбола, священную игру судят боги.

На этой неделе комментируются две основных игры: перетягивание электрического провода (Чубайс vs Волошин) и битва Кремля с Думой (Гуливер vs лилипуты, приз - закон о партиях).

На следующей неделе мы углубимся в одну-единственную, зато безграничную, игру под названием "Империя". Метрополия vs провинции, территория как зло и как благо, планы по прокладке трансимперской беговой дорожки Из Варяг в Японцы.

Посещайте нас каждый день - тогда ничего не пропустите!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вокруг власти /24.05/
Народ и партии едины в своем недоумении. Партийные проблемы и партийные дрязги.
Электрический стул /24.05/
"Где стол был яств - там стул лежит". Точнее, будет лежать - при любом варианте реформирования российской электроэнергетики.
Сергей Аверинцев, Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации /17.05/
Тоталитаризмы не были простым бунтом подсознания с его "архетипами"; они получили исторический шанс постольку, поскольку были абсолютно ложным ответом на вполне реальные вопросы, порожденные кризисом прежних идентичностей. Конец и последовавшее развенчивание тоталитаризмов дают нам в полной степени ощутить реальность самих вопросов.
Олег Зотов, Китайцы на российском Дальнем Востоке: норма или угроза? /25.04/
Ощущение мифической "китайской угрозы" - лишь кривое зеркало нашего внутреннего упадка. В рамках либерально-рыночной модели развития Россия неконкурентоспособна на Дальнем Востоке.
Роман Манекин, Украинский национализм как форма "ложного сознания" /06.04/
В Украине есть три социальные прослойки, жизненно заинтересованные в национальном суверенитете. Это местная бюрократия, национальный капитал и местечковая интеллигенция. И ровно те же силы блокируют развитие интеграционных процессов в Москве.


предыдущая в начало следующая
Кирилл Якимец
Кирилл
ЯКИМЕЦ
редактор раздела "Политика" РЖ
polit@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: