Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010530.html

Властители Дум
Сергей Ильин

Дата публикации:  30 Мая 2001

Незыблемый принцип корпулентности

Вот два мнения, которые мне довелось услышать от знакомых избирательниц во время последних президентских выборов: "За Путина. Сразу видно: мужчина!" и "Не-е, за Путина не буду: какой-то он маловатый, непредставительный; то ли дело Ельцин был. Проголосую уж за Явлинского!". С точки зрения избирателя лидер важнее политической программы. При этом известно, что лидер представляет из себя такой же продукт, как и его программа. Тема "запиаривания" политики сама по себе чрезмерно запиарена, поэтому я не буду здесь пересказывать роман Пелевина "Поколение П", не буду оценивать ситуацию как таковую, но сосредоточусь на результатах деятельности наших "мордоделов", то есть на "мордах".

Иными словами, речь пойдет об имиджах наиболее известных российских политиков.

Бородин - наш президент ?

Озвученный выше тезис о "непредставительности" нынешнего президента имеет, собственно, вполне архетипическое происхождение. Начальник должен быть большим и вальяжным. Со времен "Генерала Топтыгина" мало что изменилось: брюхо, шуба, грозный рык продолжают оставаться необходимейшими атрибутами "человека, принимающего решения".

Возможно, генезис такого подхода относится ко временам совершенно первобытным: чем человек больше, тем он - по первобытной логике - сильнее. Соответственно, верховный вождь (в нашем случае - Президент) должен быть просто неким Голиафом. При Ельцине принцип Голиафа соблюдался вполне. Да и окружение первого Президента России также было вполне голиафское - сладкая троица Коржаков-Барсуков-Грачев, тогдашний спикер Совета Федерации Шумейко, знатный теннисный тренер Тарпищев. Что до Пал Палыча Бородина, то с точки зрения корпулентности более идеальную кандидатуру на пост верховного вождя и придумать трудно.

Исторический экскурс 1: Голиафы и Давиды

Впрочем, коль скоро был затронут библейский персонаж Голиаф, имеет смысл перейти от совсем уж пещерных времен к ветхозаветным. Вспомним, откуда нам известен сей еврейско-былинный богатырь. "И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди" (1 Цар 17:4). Чем закончилось выступление, также известно: и самого гиганта Давид извел, и с соплеменниками его получилось не вполне хорошо. Так миру было первый раз явлено превосходство интеллекта над силой.

Исторический экскурс 2: Давиды и Саулы

Славный ратный подвиг Давида, однако, был только началом его политической карьеры. Вершиной же стало завоевание трона Израилева. Первым в Израиле царствовал Саул, о котором в Библии сказано: "[У Киса был сын] имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа." (1 Цар 9:2) - это вам ничего не напоминает? Опять корпулентные разборки... Что до сути данной коллизии, то интересна точка зрения историков-атеистов. Поскольку очевидная для верующих парадигма "Давид - великий царь Израилев" (вспомним, что и Иисус с пиететом вел свою родословную от Давида) для атеистов малоинтересна, они сосредотачивали свое внимание на светских аспектах правления Давида, которые с точки зрения современной этики выглядят не вполне презентабельно: постоянные войны, внутренние интриги, тотальное предательство и изрядный цинизм в отношениях с преданными подчиненными. Что до личной жизни, то достаточно вспомнить историю с Вирсавией и ее мужем Урией. Клинтон на этом фоне выглядит просто монахом-чернецом.

Здесь мы наблюдаем, пожалуй, торжество "Давидовой" корпулентности в рафинированном виде - и результаты этого торжества. Дальнейший ход истории (вплоть до наших дней) подтверждает: "не-голиафы" максимально успешны именно в смутные периоды, и чувствуют они себя в подобных ситуациях как рыба в воде; чтобы далеко не ходить за примерами, вспомним Ленина или Гитлера.

Приведем еще один любопытный пример - на сей раз не из Ветхого Завета, но из Нового. Почти тезкой незадачливого царя Саула был Савл Тарсянин, более известный под именем апостола Павла. Согласно апокрифам, Павел был хил сложением, некрасив и, судя по всему, весьма болезнен. При этом (здесь сходятся все историографы), он стал истинным религиозным революционером, заложившим основу христианства в его нынешнем виде. Вся его биография (см. "Деяния апостолов") - длинная цепь сплошных конфликтов, которые только чудом не заканчивались массовым кровопролитием (наиболее известный пример за пределами Израиля - конфликт с поклонниками Артемиды в Эфесе). До своего обращения, кстати, он также отличался крайним экстремизмом. Как видите, гипотеза работает.

Исторический экскурс 3: Давиды и Соломоны

Вернемся к нашему заявлению о том, что Давид - фигура в историческом плане более чем противоречивая. А вот его преемник Соломон завоевал совершенно иную славу. Ему удалось войти в историю как мудрецу и философу. Начало его правления отмечено изрядным кровопролитием, но так уж тогда было принято, однако в дальнейшем новому царю удалось навести во вверенной ему стране порядок: "И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо" (3 Цар 2:12). Тут напрашивается неожиданная и в высшей степени подобострастная аллюзия. Преемник, которому удается минимальным кровопусканием (скорее фигуральным, чем натуральным) ликвидировать чудовищный беспредел, царивший при предыдущем правителе, наблюдается ныне и в России; единственный вопрос - удастся ли ему своей дальнейшей деятельностью оставить по себе столь же добрую память?

Властители Дум - персонально

Новые молодые

1. Иванушка-дурачок

Если кто забыл, лидером СПС был избран (после достаточно драматических коллизий) Борис Немцов. Зададимся вопросом: отвечает ли его имидж чаяньям избирателей? Так себе. Правильнее сказать, вообще не отвечает. И это при том, что начальные предпосылки на редкость хороши: молодой реформатор-интеллектуал с эффектной внешностью, которому с ходу удалось добиться определенных успехов в таком малоперспективном (с имиджевой точки зрения) деле, как руководство регионом. Когда Немцов был назначен вице-премьером, "Кричали женщины "Ура!" и в воздух чепчики бросали". Кричали, впрочем, крайне недолго - разочарование наступило почти мгновенно.

Виновники разочарования очевидны: имиджмейкеры. Халтура в нашей стране - явление достаточно распространенное, но надо же, в конце концов, и совесть знать. То, что изготовили господа "мордоделы", годилось в лучшем случае для электората ВВЖ - но никак не для просвещенных правых избирателей. Публике был явлен обаятельный глуповатый мажор, любимец женщин, склонный к политическим инициативам, характеризующим его в интеллектуальном плане с самой неудачной точки зрения. Одна попытка пересадки чиновников на "Волги" чего стоила, а ведь подобных мощных идей было высказано (и высказывается по сию пору) достаточно много! Избиратель так и не смог осознать, что перед ним - один из самых образованных политиков России, с адекватным демократическим прошлым, имеющий, к тому же, достаточно успешный опыт управления крупным экономически развитым регионом. В результате Немцов стал чемпионом среди политиков по наделанным глупостям (белые штаны на встрече в аэропорту Гейдара Алиева ему до самой смерти не забудут) и быстро превратился в собственную куклу из одноименной программы - эдакий Иванушка-дурачок. То, что он после всего этого вообще выжил как политический деятель, характеризует его с самой лучшей стороны. А по поводу его имджмейкеров можно процитировать О.Бендера: "Знатоки! Убивать надо таких знатоков!".

2. Отличник - враг народа

Политическая судьба Сергея Кириенко являет собой полную противоположность немцовской. Уж кто-кто, а Сергей Владиленович на роль баловня судьбы никак не подходит. Человек достиг всего собственным горбом, а видел за эти достижения преимущественно плевки в спину - и слава Богу, что не в лицо.

Основная проблема Кириенко таится в его имидже. Грубо говоря, человеку не повезло с внешностью. Школьников-отличников у нас не любили никогда - тем более отличников великовозрастных. Экс-премьер поимел пожизненный имидж киндер-сюрприза, что не только неприятно, но и совершенно не соответствует его внутреннему облику. На самом деле, СВК является одним из самых жестких и волевых отечественных политиков. По крайней мере, Чубайсу он в этом отношении уж точно не уступает, а Путина, пожалуй, и превосходит. История с дефолтом подсказывает: народ невзлюбил Кириенко не за то, что он устроил обвал экономики (коню понятно, что за четыре месяца это сделать невозможно), а именно за то, что взял на себя ответственность за дефолт. То есть, демонстрация волевых качеств пошла категорически не на пользу - и во многом именно из-за несоответствия действий имиджу. Еще один провал имиджмейкеров: если в случае с Немцовым они растратили выигрышный имиджевый ресурс, то здесь просто не смогли отыскать разумное PR-решение.

Кстати, еще один любопытный момент. Еврейские корни в родословной того же Немцова никто практически не вспоминает (национально-патриотические издания нам вряд ли интересны), а покойный отец СВК с приятной фамилией Израитель забвению вряд ли подвергнется. Это, собственно, из той же серии, что и телерепортажи, демонстрирующие кикбоксинговые тренировки Сергея Владиленовича: отличники, мол, не единоборствами заниматься должны, а нерусское происхождение свое помнить.

В дальнейшем мы предполагаем рассмотреть психофизические особенности и других политических российских лидеров. Добъем правый спектр, перейдем к центристам, да и левый фланг нельзя игнорировать. На очереди Чубайс, Явлинский, Жириновский, Горбачев, Лужков, Зюганов, Селезнев и другие.