Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Зверь и Агнец
Дата публикации:  14 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Иисус Христос как странный Политик

Главное в христианстве - это его Основатель. Оставив за бортом почти все самое существенное, но тихое, попытаюсь взглянуть на биографию Христа с крайне неадекватной и плоской - политической - точки зрения.

Он рождается в небогатой семье в провинциальной стране, оккупированной ненавистным римлянами. В каком-то возрасте Он понимает, что должен выполнить великую миссию, бросает дом и работу и скитается туда-сюда. Причем невозможно понять Его программу - установление Царства Божия: она лишь внешне вписывается в традицию Израиля. Он набирает абсолютно негодную - с точки зрения влияния - команду: из незнатных необразованных провинциалов, которые даже по складу душевному - отнюдь не лидеры.

Внутри Израиля официальную власть держат постмодернисты-саддукеи, но неформальными народными лидерами являются фарисеи - и с ними-то Иисус особенно резко идет на конфронтацию. Есть еще и почти террористы зилоты, для которых Иисус интересен как потенциальный вождь восстания против римлян. Их Он тоже разочаровывает. Он даже общается иногда с римлянами, и вообще предпочитает водить компанию с маргиналами: прокаженными, самарянами, коллаборационистами из налоговой инспекции, проститутками. И совсем не ищет поддержки со стороны людей уважаемых и влиятельных.

Его рейтинг резко подскакивает в момент, когда Он торжественно въезжает в Иерусалим на осле. В нашей стране - до Петра I - это событие с византийской тяжелой важностью воспроизводилось в каждое "Вербное воскресенье" на Красной площади: патриарх сидит на осле, осла под уздцы ведет царь. Евангельская картинка гениально и точно передает "триумфальное победное" шествие Церкви сквозь толщу истории - во всей его амбивалентности.

Уже без толпы, в кругу учеников, Он празднует Пасху - за несколько часов или даже минут до ареста. Кроме установления центрального христианского таинства, Евхаристии, тогда происходит еще нечто чрезвычайно важное. Он неожиданно начинает умывать ноги ученикам (традиционная услуга раба), а они - действительно считающие Его Учителем и Господином - в шоке (Ин. 15). Это - радикальнейшая революция в истории, другая картина власти, иерархии, авторитета. В частности, модель церкви (и Папа Римский в Великий четверг до сих пор торжественно моет ноги кардиналам). И альтернативная, разрушительная для старого порядка модель общества.

Тут же Его хватают - Он становится все бессильнее и разочаровывает даже самых верных и близких. Саддукейский синедрион вынужден просить римлян санкционировать казнь Иисуса. Интересно, что Пилат - представитель ненавистной Империи - пытается, правда вяло, Его спасти, применяя свои политтехнологии: "Царя ли вашего распну?" - но безуспешно. Позорная казнь с уголовными преступниками. Точка. (Воскресение поставим в скобках: это тишайшее событие, только для самых близких, начисто лишенное всякой пиарности; даже современники-враги могли его смело игнорировать.)

Понять Иисуса не так просто. Его отношение к власти - парадоксально. Он ни за, ни против иерархии (в Церкви или в обществе), властей, авторитетов и т.д. Просто - по ту сторону: в этом значение известной сценки с динарием Кесаря (Лк. 20, 20-26).

В Великий Четверг Он высказался о природе власти очень сильно. Социальная иерархия была и у пещерных людей; есть и у обезьян - и ниже по эволюционной лестнице. Любой лидер стремится укрепить и расширить свое лидерство. А умовение ног как бы говорит: со зверотехнологиями покончено, они неизбежны в человеческом сообществе, они естественны, они будут, но вам следует вести себя оригинальнее. Прежде всего, разумеется, это модель для Церкви; но тут есть и модель для общества, каким его желал бы видеть Бог. Из этой позиции следует и парадоксальное отношение христианина к власти внешней: иногда он лояльнейший и честнейший гражданин, но приходит момент - и он неожиданно говорит "нет".

С точки зрения умения использовать власть Иисус из Назарета - никчемный политик. Сегодня, однако, вряд ли один человек из десяти вспомнит, как звали римского императора, властителя вселенной, при котором все это происходило.

2. Апокалиптический Зверь как нормальный политик

Римская Империя (изображенная в Апокалипсисе в образе Зверя) нюхом чувствовала опасность существования христиан. Вроде бы толерантная к разным идеологиям и верованиям, она периодически устраивала гонения на безобидных, добросовестных, честных людей... Но внезапно христианство получает легальный статус, а при императоре Константине становится официальной религией. И государство незаметно, но эффективно и быстро подминает под себя Церковь. Почему? Как могло случиться, что вчерашние мученики, не боявшиеся Зверя, вышли из подполья и Зверя прославили? И довольно скоро сами стали мучителями. И исполняли звериные госзаказы или же натравляли зверя на врагов Церкви. Став государственной, Церковь усвоила технологию Зверя, римской Империи, совершенно неадекватную Евангелию. Не буду говорить отдельно про Запад и Восток - тут есть нюансы, но в главном - там и тут происходит одно и то же.

В нашей стране порча Церкви происходит параллельно с созданием Империи вокруг Москвы ("Третий Рим" - для меня это звучит зловеще). Сперва князья назначают себе митрополита из русских, отказавшись от главенства Константинополя и превращая Церковь в нечто национальное, потом самовольно учреждают патриаршество. В 1525 году один из первых придворных национальных митрополитов, Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, делает невозможное прежде: разводит - для государственной пользы, дабы великий князь имел потомство - Василия III-го с первой женой... И так далее, к синодальному периоду - и до наших дней.

Можно привести сотню исторических (а также экономических, социальных, психологических) объяснений, почему Церковь - как организация - отказалась от Евангелия, но для меня есть главное объяснение: христианство не так просто, ибо строится на личности. Тут все носит личностный характер - или теряет смысл вообще. Пока на макросоциальном уровне Евангелие почти не воплощается. На личном уровне - в святых - воплощается, причем во все века и эпохи. На микросоциальном, в малых группах, иногда воплощается, есть отблески, по крайней мере. На общественном уровне - пока нет, или лишь в периоды, когда Церковь гонима.

Есть и другой, оптимистический ответ: христианство было изначально рассчитано на многие тысячелетия. Поэтому содержит в себе некую основу, "закваску" - как для Церкви, так и для общества - и несет эту основу через любой мрак. Может быть, Церковь призвана очеловечить Зверя? Но сперва ей придется выгнать Зверя из самой себя. Сколько веков или тысячелетий на это уйдет - не знаю, но борьба в той или иной форме неизбежна, - борьба между зверем и Агнцем, если говорить языком Апокалипсиса.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Церковь как естественная монополия /12.06/
Колонка редактора. Государство не сможет избежать реформы Церкви, как не может избежать реформы РАО ЕЭС.
Евгений Кузнецов, СССР-США. Краткая история конкуренции /09.06/
Как обычно: мы - изобретаем, они - внедряют. Политика США была вторичной, но более успешной.
Что делать с Америкой? /08.06/
Пойдешь налево - китайцем станешь. Направо пойдешь - съедят. Может, вообще никуда ходить не надо?
Сергей Ильин, Властители Дум-2. Враги народа /08.06/
PRоблемы. Гайдар шагает в никуда и не нужен никому. Чубайс слишком рано стал прагматиком - и был принят за циника.
Мировое господство как неизбежное бремя /07.06/
"Мир во всем мире" невозможен. России придется возглавить глобальное движение против глобализации.


предыдущая в начало следующая
Михаил Завалов
Михаил
ЗАВАЛОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: