Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Религиозные войны современности / Политика / < Вы здесь
РПЦ vs РФ
Дата публикации:  20 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Неразрывная связь Церкви и государства в России сложилась исторически. До 1917 года православие было официальной государственной религией, а до 1861 года Церковь владела десятками тысяч крепостных. Сколь "глубокую и искреннюю" веру рождало такое положение вещей стало видно хотя бы по разнузданным погромам церквей, организованным большевиками, но проводившимся обычными гражданами, которые несколькими годами раньше сами себя считали верующими. Начиная с 50-х годов ХХ века РПЦ полностью контролировалась КПСС и КГБ. После 1991 года секретари обкомов "переквалифицировались" в губернаторов, "красные директора" - в руководителей АО, а советские священники занялись "духовным возрождением" нации, обязательным элементом которого стала торговля подакцизными товарами и требование немедленно вернуть РПЦ все отобранные ранее здания, (включая и те, где сейчас расположены музеи, сохранившие церковную архитектуру и живопись гораздо лучше, чем это сделали бы сами святые отцы). Ну и разумеется, церковная власть чрезвычайно тесно слилась с мирской, возвращая де-факто православию статус государственной религии. В результате в последние годы какое бы то ни было негативное высказывание о Русской православной церкви и вообще православной религии столь же немыслимо, как 15 лет немыслимо было без пиетета отозваться о "руководящей и направляющей".

Высшая государственная власть России с самого начала "ответила взаимностью" на притязания РПЦ. В начале 90-х это делалось, видимо, в основном стихийно, на волне отрицания всего, что было при коммунистах. Они давили Церковь - мы ее возродим. Затем предоставление преференций стало сознательным выбором. Считалось (и считается по сей день), что православие должно заполнить идейный вакуум, образовавшийся после краха КПСС, и помочь "возрождению духовности" российского народа. Такое "разделение труда": политика и экономика - государству, идеология - Церкви, смотрелось вполне органично. Однако, на деле получается, что Церковь далеко не лучшим образом выполняет идеологическую функцию.

Нельзя не заметить, что между идеологией церкви и компартии есть достаточно много общего. РПЦ и КПРФ одинаково негативно относятся к богатству и индивидуальному успеху, ко многим основным правам и свободам человека, характерным для развитого демократического общества. Корни этого отношения у коммунистов и православных разные, однако большинству людей корни не так важны. Возникает гремучая идеологическая смесь: ведущей "русской идеей" становится идея стагнации. Среди всех стран, где основной религией является христианство, самыми слаборазвитыми являются православные страны (например, Греция в ЕС), самыми высокоразвитыми - протестантские, где богатство и успех считаются не грехом, как у православных, а наоборот, признаком божьей милости. Но протестантизм - результат модернизации католицизма, "подгонки" его под требования времени. РПЦ фактически не прошла ни через одну модернизацию с момента крещения Руси, хотя за прошедшие 1013 лет окружающая действительность некоторым образом изменилась. Поэтому усиление роли Церкви в ее нынешнем виде в общественной и политической жизни страны не только не способствует решению задачи по коренному реформированию общества, но, по-видимому, прямо противоречит ему.

Но может быть, недостаточно хорошо справляясь со своими "прямыми государственными обязанностями", Церковь более продуктивно действует в иных сферах? Едва ли. Прямое вмешательство РПЦ в деятельность основных государственных институтов в многоконфессиональной, многонациональной стране может привести к крайне негативным последствиям. Когда солдат N-ской воинской части их командиры строем ведут в православный храм (раньше так же строем ходили на политзанятия), то это, во-первых, нарушение Конституции РФ (по ней Россия является светским государством), во-вторых, нарушение прав человека, то есть любого солдата, который не является православным (а таких - мусульман, буддистов, иудеев, католиков и агностиков, как правило, больше половины). Одних магометан в нашей стране - около 20% населения. До сих пор они, за исключением радикально настроенных групп в Чечне, проявляли по отношению к российскому государству полную лояльность, однако эта лояльность может быть подорвана, если постоянно демонстрировать, что только православные являются в нашей стране людьми первого сорта.

Предоставление какой-либо общественной организации, даже такой влиятельной, как Церковь, права де-факто вмешиваться в вопросы, относящиеся к компетенции государства, прямо противоречит провозглашенному В.Путиным принципу укрепления властной вертикали и равноудаленности различных групп влияния от власти. Кроме того, возникает реальная угроза негласной дискриминации значительных групп населения по признаку отношения к религии, что прямо противоречит российскому законодательству и подрывает основы гражданского общества, которое и так складывается в нашей стране с большим трудом.

Таким образом, назрела реформа: реформировать необходимо как отношение государства к Церкви, так и саму Церковь.

  • На Форуме кто-то возвестил:

    Подавляющее большинство тех, кто ныне неистово крестится, венчается - абсолютно неверующие люди. Им так жить привычнее - в этом, на мой взгляд, и состоит проблема.

  • А кто-то удивился:

    Почему полоса публикаций вокруг концепции религиозного развития России оказалась столь масштабной и плотной, что даже потасовки в парламенте вокруг земельного кодекса прошли стороной? Если это пиар, то скрупулезно спланированный, что называется, с циркулем и угольником, как партия на шахматной доске.

  • Присоединяйтесь!

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Религиозные войны современности' (архив темы):
"Симфония" или какофония? Руглый стол /19.06/
Ругань по существу. Православные считают теократию несбыточной мечтой, мусульмане стремятся к реальному сотрудничеству с государством, иудаисты хотят денег. Суровый мужской разговор о разделе сфер влияния между Богом и кесарем ведут отец Алексей (Гостев), отец Владимир (Антонов), Берл Лазар, главный раввин России, и Дамир Газиатуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман России.
Ольга Брилева, Что же скажет Папа?! /19.06/
УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, УНА-УНСО, ВКПб - дописать недостающее. Священные дрязги на Украине с католической точки зрения.
Сергей Ильин, Религиозный брендинг /18.06/
Православие vs католичество: маркетинговая война.
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), В поисках утраченной Византии /18.06/
Вот тебе, бабушка, и "Третий Рим"! Взаимоотношения между Церковью и государством привели к тому, что извержению из клира и полному отлучению от Церкви подлежала вся российская иерархия и - через нее - все вообще духовенство.
К введению единоверия в сети /15.06/
Сказка на ночь
Александр Храмчихин
Александр
ХРАМЧИХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: