Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / < Вы здесь
Пиарим, братец, пиарим...
Чаще - впустую

Дата публикации:  27 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Клиенты

В политике пиарят практически все - и партийные деятели, и их партии, и губернаторы, и министры. Исключения весьма редки. Сергей Кириенко не рвется рекламировать свою деятельность наверное, потому, что еще не сделал окончательный выбор: госчиновник он или политический деятель. Еще менее слышны и видны четыре полпреда - В.Черкесов, П.Латышев, Л.Драчевский и Г.Полтавченко. Им явно мало есть чем гордиться, а выданные большие авансы они отрабатывают с большим трудом. К чему это все говорится? А к тому, что кто ж в стране не знает "южанина" В.Казанцева и "дальневосточника" К.Пуликовского! Вот уж где пиар разошелся! Чечней заняты многие, а у Казанцева есть еще и Ставрополье, Калмыкия, Кубань, Карачаево-Черкесия... Но нет - он мелькает на экранах исключительно в связи с Чечней. Похвалиться-то больше нечем... А здесь что ни день - то повод "засветиться" на экране. И начинается "ну как же, Казанцев же заявил...", "Казанцев сказал..." глядишь, и в "незаменимые" потихоньку вылезти можно. Но тут уж всех переплюнул К.Пуликовский. Вы что-нибудь слышали о его работе с Магаданской и Амурской областями? А с хронически замерзающей Камчаткой? А с Сахалином или Хабаровском? Нет - только по Приморью. Сначала громогласная и бестолковая война с Наздратенко. Много шума и резких заявлений. Потом - вытаскивание, буквально за уши, своего заместителя Апанасенко на губернаторский пост. И... И что? Общероссийская известность - его даже домохозяйки, наверное, уже в лицо знают - и полный провал. Если Наздратенко и "сняли", то всем бы такое "снятие"! Если Апанасенко "уступил" во втором туре, то цена такой "уступки" - очередные скандалы и позорные 14% в первом туре. Зато полпред показал Президенту, какой он "боец".

2. Исполнители

Пиарщики никогда не бывают не то чтобы на первом, а даже на втором плане. Кто был на первом плане, когда "лепилось" "Единство"? Правильно, Шойгу. На втором? Правильно, губернаторы и Березовский. А на третьем? То-то же. Или более свежий пример - в Нижегородской области скоро выборы губернатора. Схватились Скляров и Клементьев, Ходырев и Булавинов... А кто знает, с кем из них Щедровицкий? Что? Вы даже не знаете, кто это?

Пиарщиков можно условно поделить на три типа. Одни работают только на выборах или с яркими лидерами. Это своеобразная элита. Другие пиарят крупные фирмы, могут и на выборах подсуетиться, могут над рейтингом того или иного лица "поработать". Условно скажем, "профессионалы". И третьи - "случайные пижоны", которые могут заниматься чем угодно, а пиар для них - или для форсу, или для приработка, или как некое самоутверждение. Не хотелось бы называть здесь конкретные имена, но люди знающие сразу поймут, о ком речь.

3. Методы

Здесь нет никакого "консенсуса" между пиарщиками. Одни считают, что годится любой повод, чтобы напомнить о существовании своего клиента (такого, например, как Жириновский), другие уверены, что надо упорно "долбить" свою нишу - как Ковалев упорно "заботится" о правах человека или Макашов радеет о "русском народе". Третьи предполагают, что надо на все реагировать "согласно рангу": негоже депутату Госдумы говорить об изменении троллейбусного маршрута (кроме делового кивания во время встреч с избирателями), а губернатору - о Балканском конфликте. И, как ни странно, правы и не правы все. Жириновский держится на плаву во многом благодаря своей скандальной популярности. Он никогда ни по одному вопросу не скажет "не знаю" (в этом с ним схожи практически все лидеры СПС - спроси хоть о женских проблемах в Замбии, об исследованиях Марса или творчестве Толкиена). Однако из этой же когорты люди типа Новодворской, которая любую тему разговора сведет к критике коммунизма. Новодворская, спору нет, известна всему народу... но никогда не занимала никаких постов.

"Долбить нишу" дело тоже двоякое. Вот долбил свою нишу Макашов - и что? Ау, Альберт Михалыч, где ты теперь? При каждом удобном случае на телеэкране мелькает Константин Боровой, ну и что проку-то? Зато чуть что - к ним, к "спецам": вот есть вопрос по феминизму - это к Арбатовой. По коррупции - это к Щекочихину. По реформам - это к Гайдару. По Афганистану - это к Громову или Варенникову. По национализации - это к Глазьеву. По правам человека - это к Ковалеву. Глядишь, время идет, человек ничего нового не говорит, ничего нового не делает, а популярен по-прежнему.

В 1999-м на выборах в Госдуму был в Москве "лихой" округ. С четкими "нишами". Вы только гляньте, кто там баллотировался: бывший министр финансов, вице-премьер и депутат Задорнов, тогдашний депутат от округа Бунич, депутат и лидер столичных коммунистов Куваев, депутат (уже 4-й на округ!) и известный "красный предприниматель" Семаго, "первая феминистка России" Арбатова, популярный адвокат Ольшанский, известная журналистка и "дрянная девчонка" Асламова... "Отечество" поддержало в своей вотчине совсем другого - человека с ничего не говорящей фамилией Петров. Естественно, на профессиональные "команды" хватило средств далеко не всем. Скажем, Дарья Асламова, чудом, в последний момент, не попавшая в списки "Единства", вела компанию за свой счет. Ничего в этом не понимая и не поняв даже в конечном итоге. Исключительно вял и скуп на слова и дела был Семаго. Задорнова пиарили на его "широчайшем", "международном" и прочая и прочая признании. Тщательно уходя от всех вопросов, связанных с дефолтом. И получилось - выиграл. Правда с примечанием: его кампанию оценили примерно в миллион с лишним долларов.

Совсем чуть-чуть проиграл никому не известный ранее Петров. Здесь другая история. Руководство "Отечества" поддержало его, но в победу верило не особо. К тому же пиаром у лужковцев ведал тогда Ястржембский. И пришлось "петровцам" пиарить никому не известного человека (при минимуме средств и постоянной ругани с "ястржембцами") на поддержке популярного мэра, на активном общении со всеми слоями населения и востребованном тогда "обновлении Госдумы свежими лицами". Вообще-то это можно считать успехом - менее чем за два месяца выйти на второе место в таком округе и набрать 20%.

Третьим стал коммунист Куваев. Аккуратно выбрав "свои" голоса у пенсионеров и обиженных - на лозунгах "борьбы с антинародным режимом" - пиарить больше ни на чем он не смог. Ну, не дано... Зато он опередил Арбатову, которую вовсю пиарили натасканные на учебах и семинарах СПС-ники. Американская школа - улыбки, показная доброжелательность, непоколебимая уверенность в своем абсолютном всезнании, непрестанное обращение к "своим, женщинам". Потом была железная уверенность, что ее обманули, а по честному, без махинаций проиграть она просто никак не могла... Клинический случай.

Еще ниже "пал" Бунич. НДР-овская "околовластная" школа. Спокойная и ни на чем не обоснованная уверенность, что в столичном "интеллигентном" округе академика должны выбрать только за то, что он академик, одиночные и вальяжные встречи "с народом", рассказы о положении в стране, речи по телевизору ("как обустроить Россию"), мощные дорогущие плакаты и растяжки... Хотя у Ольшанского он немного, но выиграл. Там пиарилось совсем просто - "адвокат - защитник народа". Юридические консультации "бесправного населения", скромные, но повсеместные бумажки с приглашениями на многочисленные встречи, яростное обличение "властей"... Опять-таки клиент не понял, почему занял лишь шестое место.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Михаил Денисов, Кое-что о структуре российских выборов /26.06/
PRагматика. Организатор множества избирательных кампаний приоткрывает дверь на "дьявольскую кухню".
Завтра - выборы. Все обхихикаемся! /26.06/
Сказка на ночь.
Сергей Ильин, Властители Дум-3. Прекрасные дамы /25.06/
PRоблемы. Дама у власти - нет хуже напасти. Избиратель это прекрасно понимает - поэтому Явлинскому ничего не светит.
Ольга Брилева, Пресса: четвертая власть или вторая реальность? /25.06/
Господа! Если компромат появляется - значит это кому-нибудь нужно!.. Пиарщики загубили жизнь честным скромнягам-журналистам - на Украине и в России.
Александр Храмчихин, СМИ vs средний класс /22.06/
Российские СМИ создали картину мира, в которой не остается места ничему, кроме двух "шиз": демшизы и комшизы.
 Д. Сахи
Д. САХИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: