Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Пока Россия пялилась на Запад,
она пропустила идеологический удар с Юга

Дата публикации:  3 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Российский двуглавый орел, воспарив над Евразией, зорко смотрит на Запад и Восток. А что делается внизу, на Юге он просто не в состоянии увидеть. Тому мешает геральдическая ригидность. Правда, мог бы, наверное, услышать. Все-таки четыре уха - не два.

Ну да Бог с ней, с физиологией геральдических существ. Если говорить об идеологической реальности новой, постсоветской России, то придется констатировать, что выстраивалась эта реальность - как спонтанно, так и целенаправленно - в соотнесенности с Западом. Оно и понятно. Именно от Запада Советский Союз потерпел поражение в "холодной войне" (дату поражения каждый россиянин может определить сам - апрель 1985, август 1991, декабрь 1991 и т.д.). Именно Запад отмобилизовал и начал расставлять по ключевым должностям в советской и пост-советской России туземную администрацию, рекрутировавшуюся в основном из бывших коммунистических чиновников. Именно Запад стал формировать в России удобную для него экономическую среду, благоприятствующие его экспансии правовые параметры, культурные стереотипы, наконец, идеологические ориентиры.

Либеральные ценности и русское почвенничество, глобализация и контрглобализм, демократия и государственничество, рынок и государственное регулирование, федерализм и унитарность, права человека и общественный интерес, религиозная свобода и государственная религия (вариант: религии) - эти и подобные альтернативы, рассматривавшиеся с оглядкой на Запад, будоражили и не перестают возбуждать творцов "национальной идеи".

А тем временем Россия стала объектом идеологической агрессии - целенаправленной, четко спланированной, организационно и финансово обеспеченной и не имеющей ничего общего с какими бы то ни было национальными интересами России, что бы под этими интересами ни понимали увлекшиеся спорами российские "западники" и "антизападники". Это - идеологическая агрессия ваххабизма. Она выражается в попытке заменить традиционный для России ислам иной системой религиозных представлений, этико-юридических норм, поведенческих правил, политических установок.

Идеология ваххабизма проста. Мир делится на ваххабитов и все остальное человечество, которое с ваххабитами не согласно. Все это человечество - "неверные" (куффар, ед. ч. кяфир), что само собой разумеется для ваххабитов в отношении христиан, иудеев, буддистов, политеистов, неверующих. Самое примечательное в том, что наиболее, по мнению ваххабитов, опасные "неверные" - мусульмане, которые не являются ваххабитами. В отношении таких мусульман проводится следующая политика. Их призывают принять ваххабизм, если же этого не происходит, эти мусульмане объявляются "неверными" (это называется такфир). Мусульмане оказываются в этом случае не просто "неверными", а "вероотступниками" (муртадда), которые подлежат убийству, если не покаются и не примут ваххабизм. Против всех "неверных" необходимо вести джихад, понимаемый как вооруженное насилие, целью которого является превращение неваххабитского населения разных регионов мира в ваххабитское.

Внедрение ваххабизма в исламскую (а тем более - в разноконфессиональную, например, исламско-христианскую) среду исключительно конфликтогенно. Ярчайшие примеры здесь - проникновение ваххабизма в Египет (70-е гг.), Алжир (80-е гг.). В последнем случае развязана идущая более 10 лет гражданская война, в которой полегло более 100 тыс. человек, а государство по сути дела разрушается. В 90-х годах ваххабизм стал массовидно проникать в Россию. (Первые ваххабитские эмиссары забрасывались на территорию СССР еще в 70-е гг.)

Действие ваххабитского вируса, поражающего в первую очередь регионы распространения ислама, в полной мере проявилось на российском Северном Кавказе. Мы не станем сейчас обсуждать постоянно муссируемые темы - агентами каких спецслужб являются ваххабитский "эмир" Хаттаб и его ваххабитский подручный Шамиль Басаев, кто кому платил деньги, в каких размерах и за что. Одно (ваххабитская агрессия) другому (разным привходящим обстоятельствам) не мешает. Наиболее яркое проявление ваххабитской агрессии - вторжение с территории Чечни в Дагестан дагестанских, чеченских и арабских ваххабитов. Но до этого была сочетаемая с идеологическим проникновением агрессия арабских ваххабитов на российскую территорию - в Чечню, ознаменованная учиненной ими бойней в ущелье Ярыш-Марды в апреле 1995 года, когда была уничтожена колонна 245-го мотострелкового полка (существуют видео-записи боя и "подведения итогов", из которых с очевидностью следует, что и сама засада, и все, что за ней последовало, - дело ваххабитов-арабов). До этого были бои между дагестанскими новообращенными ваххабитами и мусульманами-традиционалистами в Чабанмахи (май 1997).

Ваххабиты - как исконные, саудовские, так и обращенные в ваххабизм мусульмане - не соглашаются с тем, чтобы их называли ваххабитами. Они выступают от имени ислама как такового или "чистого ислама". Это - прием, облегчающий идеологическую агрессию ваххабизма в исламской среде. Ислам можно уподобить мощному дереву. У него есть исторические корни - Коран и Сунна Пророка (Писание и Предание). Оттуда идут животворные соки. Древо ислама медленно и в гармонии со средой растет, накапливает силу, отмечая свое развитие в годичных кольцах. Крона этого древа - исключительно разнообразная и богатая исламская культура, в которой есть и самостоятельные ветви, и неповторимое сочетание листков на каждой из этих ветвей...

Ваххабиты - своего рода дровосеки. Их проект чистого ислама заключается в том, что надо это древо срубить под корень. А из ствола сделать дубину. Конечно, в той дубине можно будет увидеть какое-то родство со срубленным деревом и спорить - деревянная дубина или не деревянная. А ваххабизм - исламский или неисламский...

Ваххабизм - учение, разработанное аравийским реформатором XVIII века Ибн-Абд-аль-Ваххабом в результате селекции положений ислама и адаптации его к конкретным общественно-политическим условиям Аравийского полуострова того времени с учетом целей местных племенных элит. Парадоксальность ситуации с проникновением ваххабизма на территорию России (да и других государств СНГ) - в том, что российский (и в целом евразийский) традиционный ислам старше ваххабизма, ибо существует и эволюционирует на просторах Евразии уж наверняка дольше, чем ваххабизм, - не с XVIII, а с VII века. Да и то сказать, с момента своего возникновения ваххабизм подвергался критике и отрицанию со стороны мусульман как нововозникшая ересь (бид'а)...

В России раздается, - и не только со стороны мусульман, но и из уст патриотов-немусульман, - призыв интегрировать в формируемую (или формирующуюся) "национальную идею" такую составляющую, как ислам, в качестве духовной основы общественного бытия значительной части населения нашей страны. Слов нет, дело правильное и необходимое. А ваххабизм пусть остается ваххабитам.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Игорь Чубайс, Разгаданная Россия /03.07/
Чеканные формулы российской идеи. Евразийство? Преемство! Коммунизм, православие, самодержавие, народность? Историзм, обустройство, демократия, духовность!
Соня и Гаврила Безуховы, Идеология как иллюзия и оружие /28.06/
Маркс как Фрейд. Идеологию марксизма следует искать в области бессознательного.
Дмитрий Сапрыкин, Вернуть Византию! /26.06/
Православие сделаем государственной религией, Президента - Императором... А "византийских интриг" при нашем "дворе" уже и без того навалом.
Все мы вышли из гЕгелевской шинели /26.06/
Колонка редактора. Власти - власть, народу - идеалы. Но чтобы эти идеалы сформулировать, власти придется "смотреть в рот" своему народу, а не увлекаться философским чтением.
Сергей Кургинян, Справедлив ли тезис о "деидеологизации"
российской политики?
/21.06/
Если мы не придумаем для себя идеологию, кто-нибудь сделает это за нас. И против нас.
Александр Игнатенко
Александр
ИГНАТЕНКО
Доктор философских наук, вед. эксперт НИИСС МГУ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: