Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010703-yak.html

С Запада прут танки, а с Юга - "духовность"
Жириновский о евразийстве

Кирилл Якимец

Дата публикации:  3 Июля 2001

Конференция по исламу, прошедшая 28 июня в Президент-отеле (Москва), произвела двойственное впечатление. С одной стороны, все выглядело на редкость серьезно, по-деловому, без "культурных программ" и "торжественных частей". С другой же стороны, эта внешняя серьезность почти не была подкреплена изнутри: выступления, в большинстве своем, зачитывались по бумажкам и не содержали ничего принципиально нового. Живой диалог отсутствовал - только обмен монологами, состоявшими из общих (хуже - "общечеловеческих") слов.

Дугин, как всегда, говорил обо всем и обо всем - как всегда (хотите подробностей - зайдите на его сайт). Прочие участники конференции дружно осудили экстремизм (даже афганский посол), отделили ценности традиционного ислама от еретических положений ваххабизма и поблагодарили за гостеприимство дугинское движение "Евразия", - ради раскрутки которого Дугин, похоже, все это и замутил.

Только Жириновский остался верен себе: он пришел на дугинскую конференцию... чтобы осудить евразийство! Когда я говорю "верен себе", то имею в виду вовсе не тягу ВВЖ к эпатажу. Жириновский обычно рассуждает весьма здраво, но любую свою речь любит закончить лихой фразочкой... Эта-то фразочка обычно и достается телезрителям, которых наши СМИ бережно охраняют от всего здравого. В интервью Жириновского, да и в его выступлении, эти фразочки присутствовали, но я намеренно воздержусь от цитирования. Смысл же того, что сказал ВВЖ, прост.

"Образ врага" создается для решения вопросов, далеких от идеологии. Раньше Запад лепил идею "русской угрозы", используя для этого коммунизм. Сегодня используется ислам - для формирования все той же идеи русской угрозы. Ислам, таким образом, не является реальным врагом Запада: все якобы антиисламские действия Запада в дейтвительности направлены против России. Так стоит ли помогать западным пропагандистам, создавая "восточнические" движения типа "Евразии"? Тем более что подобные инициативы способствуют "гуманитарному вторжению" с Юга.

Помимо идеологической, Жириновский видит и непосредственную политическую опасность евразийства - если понимать это движение как стремление к созданию единой Евразии с единым правительством. Опасность здесь та же, что и при вхождении России в "европейский дом": мы остаемся в меньшинстве. Политические решения в Евразии будут приниматься большинством (а отнюдь не Россией), евразийские же проблемы будет вынуждена, как полагает Жириновский, расхлебывать именно Россия: "Они спорят о территориях, а солдаты воюют - наши. Мы их будем от наводнений спасать, а Назарбаев будет шампанское пить, - мрачно предрек ВВЖ и добавил: - Я - оппонент всех этих вещей, и Запада, и Востока. С Запада танки идут, с Юга - "духовность"... Россия должна сама господствовать".

За век с небольшим до Жириновского похожие идеи (но, разумеется, другими словами и на другом интеллектуальном уровне) развивал Данилевский. С тех пор, как видите, вопрос о российской "самотождественности" опустился с философских высот в мутные воды политической полемики - но все еще остается открытым. Стоит ли нам примазываться к Византии, Орде, исламскому миру, Европе? Ведь понятно (интуитивно, по крайней мере), что Россия - ни первое, ни второе, ни третье, ни четвертое...

А с другой стороны, православие, имперская государственность, геополитика, культура - все это у нас неразрывно связано с перечисленными "четырьмя источниками". Задача, таким образом, состоит в том, чтобы перерубить сук, на котором сидишь - и не пострадать.