Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Элита как аппендикс
Дата публикации:  5 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Справа и слева (не в политическом, конечно, смысле) слышим мы модное слово "элита". Сколько же всего у нас "элитного"! Элитные коттеджи в Капотне! Элитные щенки - помесь левретки с волкодавом! Элитные модели от Фигайцева! Элитные гробы с музыкой! Элитные стрижки "под ноль"... И дивится народ, и приговаривает: "Как я все это богачество люблю и уважаю!"

1. Вскрытие

Принципиальной чертой всех существовавших и существующих на Земле социумов является наличие элит. Само слово "элита" полисемично и применяется как в прямом, так и в переносном смысле. Пример переносного, метафорического употребления слова "элита" - выражение "элита российской армии". Нашей же задачей является попытка наиболее общего описания элиты как социального феномена, функционирующего на уровне общества в целом.

Дифференциальные признаки, позволяющие отличить элиту от "лохов", уникальны для каждого типа (если не для каждого конкретного) социума. Однако универсальность явления естественным образом предполагает возможность и необходимость вычленения генеральных принципов определения элит, нахождение универсальных дефиниций данного социального явления. Несомненно, любая элита является подсистемой общества (если последнее рассматривать как более или менее консолидированную систему), обладающей некоторыми функциональными и культурными признаками. К последним можно отнести определенные поведенческие схемы, внешнюю атрибутику, самосознание и даже некий субъязык - арго элиты для внутреннего пользования.

Сталкиваясь с понятием "элиты", необходимо помнить и о социальной психологии. Для того чтобы данную группу можно было с полным основанием назвать элитой, она, во-первых, должна сама себя таковой считать, а во-вторых, таковой признаваться другими. В обоих случаях вопрос статуса практически сводится к признанию социальной значимости данной группы.

Элита определяет лицо и судьбу (то есть настоящее и будущее) социума. По крайней мере, от нее зависит значительно больше, чем от остальной части общественного коллектива. Так думает сама элита, так думают остальные (здесь мы сознательно допускаем некоторое упрощение)... Подобные благоглупости - распространенный, но далекий от истины социальный миф. По этому поводу много (как водится) и в высшей степени убедительно писал Лев Толстой в "Войне и мире". Лев Толстой, конечно, дурак, но все же как зеркало вполне пригоден.

2. Диахронический разрез

Вопрос о генезисе элиты в историческом смысле - это вопрос о происхождении социальных институтов вообще. Весьма распространенной является концепция Ж.Дюмезиля о трехчастном (жрецы - воины - "народ") строении социума у носителей индоевропейских диалектов в эпоху индоевропейского языкового единства (если таковое реконструируется вообще). Более того, подобная схема неплохо экстраполируется и на другие древние общества с более или менее развитой социально-экономической структурой, даже на такие далекие (во всех смыслах) от Европы, как государство инков или "империя" зулусов. Не вдаваясь в рассмотрение гипотез происхождения подобного рода ситуации, можем отметить, что уже на ранних стадиях развития цивилизации на фоне серой массы "немаркированного" населения, занятого грубым и тяжелым физическим трудом, существуют сравнительно малочисленные "маркированные" группы, члены которых, как признается всеми, обеспечивают безопасность коллектива и удовлетворяют его духовные потребности в смысле отправления какого-нибудь невежественного и кровавого культа. Они обладают высоким социальным статусом и от повседневного физического труда, как правило, освобождены. То есть материальных ценностей не производят. А свое существование поддерживают за счет механизма перераспределения этих самых материальных ценностей. Причем уровень благосостояния воинов и жрецов выше, чем у "народа" - так уж этот механизм отродясь устроен. В немалой степени обогащению элиты на ранних стадиях развития общества способствует и военная добыча, которая, как правило, распределяется между воинами, а часть ее поступает, так сказать, в церковную кружку. Небезынтересно, что фактически "воины" (военная элита) осуществляли, скорее, функцию военного руководства. Военные задачи значительного масштаба решались с помощью народного ополчения (общенациональная армия на основе воинской повинности) или наемников (профессиональная армия). Что бы делал князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле, если бы в его распоряжении была только его собственная дружина?

С укрупнением социумов и усложнением их экономической и общественной структуры наряду с воинской и жреческой постепенно выделяется и еще одна "освобожденная" функция - политико-управленческая. Первоначально задачи политического руководства и управления выполняли воины и служители культа (в разных обществах относительная влиятельность каждой из этих групп была различной). Окончательная эмансипация данной функции в Европе относится, пожалуй, лишь к ХХ веку.

Особое положение сложилось с буржуазией. Элиты так или иначе пополняются со стороны, за счет инкорпорирования чужеродных элементов. В основе экономической структуры общества лежит производство и перераспределение материальных ценностей. В обществах с относительно мягкой социально-экономической структурой при благоприятных условиях незначительная часть "немаркированного" населения по своему благосостоянию приближалась к элите, не будучи наделена ее правами и социально престижными функциями. Поэтому купец издавна стремился пролезть в дворяне, чтобы "почет и уважение иметь". Требования буржуазной верхушки зачастую перерастали в открытое неповиновение, и для снятия напряженности элите приходилось идти на уступки. Можно вспомнить, например, непростую историю слияния плебейских нуворишей с патрициями в Древнем Риме. И лишь с началом индустриальной эпохи в Европе и Америке крупный промышленник, купец, финансист вошли, наконец, в состав элиты на полных правах.

3. Старшой помер - да здравствует старшой!

Социум - носитель определенного языка и культурных традиций, занимающий определенную (с исторически обусловленными колебаниями) территорию, может существовать тысячелетиями. Посмотрите, например, на греков или персов. Однако элиты на протяжении истории данного конкретного социума меняются с известной регулярностью. Смена элит - процесс непосредственно связанный с изменениями в обществе. И вариантов здесь немного.

Во-первых, на смену элит влияют эволюционные процессы, вызывающие объективные изменения в социально-экономической сфере. Нахрапистые торгаши вытесняют куртуазных кавалеров.

Во-вторых, происходит насильственное замещение старых элит новыми в условиях катастрофических социальных сдвигов.

Наконец, в-третьих, возможно насильственное замещение одной элиты другой в условиях иноземного завоевания. Фрон де Беф vs Айвенго.

Первые два случая имеют между собой много общего. Ведь эволюция - это та же революция, только без буквы "р", а также с большими издержками и меньшими результатами. В обоих случаях смена элит - результат внутреннего развития общества, лишь изредка осложняемый внешними факторами вроде денег кайзеровского генштаба. Однако если в первом случае сохраняется преемственность элит в сфере атрибутики и внешних форм социальных институтов (конституционная монархия - показательный пример), то во втором случае разрыв с прежними традициями не только осуществляется на практике (в большей или меньшей степени), но и усиленно декларируется на словах. Причем декларации часто идут дальше дел (Мирабо с Маратом-то не в хижинах жили).

Есть точки соприкосновения и у двух последних случаев: в ходе вооруженного столкновения значительная часть прежней элиты физически уничтожается и изгоняется. Кроме того, в обоих вариантах налицо экономическое разорение страны и противодействие известной части населения новой элите. Так что последней часто приходится утверждать свое господство с помощью весьма нелицеприятных методов. Впрочем, иностранное завоевание, а вместе с ним и утверждение новой, "импортной" элиты может проходить и довольно безболезненно для страны. Достаточно вспомнить Кушитскую династию в Древнем Египте. Ведь народ в общем-то и не заметил, что фараоны теперь - негры. Да и 200 лет британского колониального господства прошли для большей части населения Индии практически незаметно. Как жили, так и живут, только некоторые паровоз увидели.

Нужно, правда, заметить, что старые элиты не исчезают полностью. За исключением тех случаев, когда социум изничтожается на корню (а это большая редкость). Александр Македонский, например, быстро и успешно приспособил сатрапов. Да и верхушка РПЦ в эпоху социализма была при деле.

4. За дело всех, всего и вся!

Одна из важнейших функций элиты - поддержание определенного духовного климата, то есть удовлетворение духовных потребностей общества. Без такого рода удовлетворения ни один социум существовать не может: психозы замучат, да и воевать не захочется. Для удовлетворения служат: религия, идеология, массовая информация, искусство (в первую очередь, поп-культура), зрелища (спорт), отчасти наука. Но, как правило, элиты сами мало занимаются изящными искусствами и спортом, проявляя больший интерес к религии. В теократических обществах жреческая верхушка вообще узурпирует все важнейшие общественные институты. Впрочем, высокопоставленные клерикалы в любом государстве входят в состав элиты. Отдельные представители элиты, например Цезарь Август или Сталин, могли, например, стихи писать. Но в целом свободными профессиями занимаются представители того же "народа". Социальный статус вольного художника различен - в зависимости от типа общества и эпохи. Моцартом восхищались, как восхищались бы дрессированной макакой или искусно сработанной механической куклой. Сейчас некоторые популярные деятели искусства и спортсмены могут входить в состав элиты, но скорее как удачливые предприниматели, по доходам своим способные равняться со средней руки нефтяными магнатами. Идеология же, и в первую очередь идеология официальная - любимый предмет внимания и забот элиты. При этом очень редко теория, ложащаяся в основу той или иной идеологии, рождается в недрах самой элиты. "Третий Рим" придумал инок Филофей из захолустного монастыря, философию "Сверхчеловека" разработал сумасшедший базельский профессор, идеологию "Барейта" предложил одиозный композитор, а пролетариев соединяться призвал беспокойный еврей из Трира.

Однако, восприняв те или иные идеи, элита вполне способна их развить и, что самое главное, почувствовать их своими и даже действительно поверить в них. И ощутить необходимость передать их народу, "спустить по инстанциям". Что и делается через СМИ, политические и религиозные институты, отчасти - через искусство. Кстати, элита, как правило, уверена, что любое искусство несет прямую идеологическую нагрузку. И это относится не только к элите тоталитарных государств XX века.

5. Элита изнутри

Элита всегда воспроизводится - как прямым (наследственным) путем, так и путем вливания "свежей крови" со стороны - удачливых "простолюдинов" и иностранцев. Степень замкнутости элиты зависит от конкретных условий данного общества, от присущих ему характера и принципа формирования элиты. В современных западных демократиях переход из среднего класса в элиту осуществляется довольно безболезненно: добившийся успеха новичок обычно не вызывает отторжения. Американская мечта: миллионером может стать каждый. Однако, как известно, в элитах аристократического или кастового типа дело обстоит совершенно иначе.

Элита в высшей степени руководствуется соображениями престижа. И здесь дело не только в духе соревновательности, но и в инстинкте поддержания группового реноме. Элита, являясь образцом для подражания для остальной части общества, во многом формирует потребительскую и поведенческую (в том числе и языковую) моду. Подражание аристократии - любимый сюжет сатириков еще с античных времен. И в наши дни стремление небогатого россиянина жить на брэндах типологически сродни пиру Тримальхиона. Что же касается стереотипов в поведении, то элита, считая определенные поведенческие схемы своей исключительной прерогативой, как правило, порицает подражание им в среде "нижестоящих" и не желает менять привычки даже вопреки здравому смыслу. Как дворяне цеплялись за идиотскую привилегию убивать и калечить друг друга на дуэли!

Яркая черта психологии элиты - тяжелый коллективный комплекс превосходства. С равным игра зачастую идет по иным правилам, нежели с чужаком, который к тому же и "лох". Упомянутый комплекс приводит к роковым аберрациям сознания, в некоторых случаях - к утрате чувства реальности и ощущения опасности. Типичный пример абсолютной дезориентированности подобного рода являют нам Бородин с Березовским, которые, по их заявлениям, могут все. И это не пустая бравада. Они действительно так думают.

6. Аппендицит?

Есть такой анекдот. Воинствующий безбожник пристает к раввину:

- Вот, говорите, Бог мудр, а зачем он аппендикс создал? Он же не нужен.

Раввин, вздохнув, ответил:

- Если есть, значит нужен.

Время от времени там и сям возникает идея построения общества без элиты. Долой, мол, этот гнойный отросток, паразитирующий в самой гуще народной толщи! Однако в тех исторически редких случаях, когда эту идею пытались воплотить, на смену прежней элите приходила новая. Значит, отросток системно нужен.

Можно сколько угодно проявлять скепсис по поводу нравственного и эстетического облика разнообразных элит, но свою важную роль в рамках социума они исполняют.

Каждое общество живет так, как оно живет. Формы жизни, ее уклад естественным образом эволюционируют. И решительно никто не может принять судьбоносного решения, которое раз и навсегда изменит судьбы и облик народа и страны. Любое решение "большого парня" - сугубая частность. Поэтому остается признать, что важнейшая роль элиты в социуме - роль символическая. Как у флага или гимна.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Максим Брусиловский, Пойди-ка, послужи! /05.07/
С момента освобождения Петром III дворянства от службы - и до сих пор - власть в России не является легитимной.
Павел Святенков, Третий элемент /05.07/
Интеллигенция произошла от обезьяны. Остальные люди - еще нет.
Элита: посвящение в тайну /04.07/
Колонка редактора. Эзотерику - в массы!.. Каждый из нас (не всегда это сознавая) является частью той или иной элиты.
Небо - это гадость /04.07/
Сказка на ночь. Из "Методических указаний по преподаванию истории собакам, воронам, крысам и прочим служебным расам".
Кирилл Якимец, Цадик Маркс /28.06/
Маркс как Маймонид. Идеологию марксизма следует искать в области трансцендентного.
Евгений Давыдов
Евгений
ДАВЫДОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: