Русский Журнал
/ Политика / www.russ.ru/politics/20010711-kur.html |
Власть ответит перед Годо Интервью об элитаризме Сергей Кургинян Дата публикации: 11 Июля 2001 Русский Журнал: Как Вы посмотрите на проблему "интересов" и "фантазмов" в политике как соотношения "действительного" и "желаемого"? Сергей Кургинян: Есть потребности. Осознаваемые потребности - это и есть интересы. Неосознаваемые - фантазмы. Соотношение между ними простое. Есть верно осознаваемые потребности. И есть неверно осознаваемые потребности. Верно осознаваемые потребности - это шанс на выход из тупика, если при таком осознании не рушится мотивация к действию (данная оговорка существенна!). Неверно осознаваемые потребности - это хуже, чем любые фантазмы. Это "рациональные мифы". По отношению к ним даже фантазмы более адекватны. РЖ: Что Вы думаете об элитаризме как идеологии? С.К.: Идеология связывает элиту с массами. Элитаризм - это "идеология в собственном соку". Не только без реализации своей социальной функции, но и в формате отрицания этой функции. Это превращенная форма идеологии. Мутация. РЖ: В таком случае, можно ли в принципе свести политику к одному из секторов глобального действия "общества спектакля"? Может ли существовать специфическая политическая реальность - помимо информационной? С.К.: Блок говорил: "Юность это возмездие". Перефразировав, можно сказать: "Реальность - это возмездие за виртуализацию жизни". Играть в "общество спектакля" можно достаточно долго. Это как у Беккета "В ожидании Годо". Но ведь когда-то Годо придет. "Годо реальности" приходит достаточно быстро. И тогда спектакль прекращается. Или идет в качественно иной режиссуре. РЖ: Тогда непонятно, как власть может быть "ответственной" в этой ирреальной среде? И если рассматривать проблему "культурной сегрегации" элит, то будет ли возможна кастовая стратегия культивации правящей элиты? С.К.: Власть будет ответственна перед Годо. Боюсь, что и культивацию, и сегрегацию элит (кастовую и иную) начнет осуществлять данный герой ирреального политического спектакля. РЖ: Сейчас модно рассуждать о "корпоративности" в государстве. На Ваш взгляд, если применять его к проблеме элит, будут ли возможны формы корпоративной "мобилизации" элиты (но не всего общества) как промежуточный вариант между невозможной тотальной мобилизацией и тотальной апатией самого общества? С.К.: Они возможны. Но до определенной фазы развертывания регресса. РЖ: Перед Россией всегда особенно остро стояла проблема ротации элит. Что Вы думаете о структурных предпосылках элитогенеза в России? И что Вы можете предложить, чтобы улучшить качественные показатели этого процесса? С.К.: Обычные противопоставления эволюции и революции носят у нас тоже достаточно размытый характер. Мол, революция это нечто жестокое и неприятное, а эволюция - мягкое и комфортное. Это совсем не так. Революция - это включение и реализация макросоциальных коррекций в не слишком регрессирующем социуме. |