Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Олигархия времен Платона и современная российская олигархия
Дата публикации:  10 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Россию с середины 1990-х годов в СМИ часто называют олигархическим государством. В 1997 году российское государственное устройство даже окрестили "семибанкирщиной". С тех пор многое изменилось, ушел на заслуженный (или незаслуженный?) отдых первый Президент и его место занял второй. Началась борьба с некоторыми олигархами: у одного за долги отняли телеканал НТВ, но достался телеканал почему-то лучшему другу еще более крупного олигарха, другой олигарх под давлением властей вынужден был продать акции ОРТ своему другу-олигарху, оказавшемуся менее "равноудаленным". В общем, банкиры приходят и уходят, а "банкирщина" (олигархия) остается.

1. Появление олигархии

Первым философом, который ввел понятие "олигархия" и описал это социально-экономическое устройство, был древнегреческий аристократ Платон, примерно 2350 лет назад создавший книгу "Государство" (все приводимые ниже цитаты, выделенные курсивом, из книги: Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. Москва, 1994).

Платон считает, что существуют четыре "извращенных" социально-политических устройства: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания.

Тимократия, по Платону, обычно появляется из аристократии (положительной формы правления, власти немногих в интересах большинства). Это происходит, когда в государстве возникают раздоры внутри властной верхушки: "Трудно пошатнуть аристократию. Однако всему, что возникло, бывает конец. Урожай и неурожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает, на души и на тела. У недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных - наоборот. Прежние стражи назначат своими преемниками лучших из своих детей, все равно те не будут достойны и, чуть лишь займут юности своих отцов, станут нами пренебрегать, несмотря на то, что они стражи... Когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут отклонения и нелепые сочетания, а это, где бы оно ни случилось, сразу порождает вражду и раздор. Борясь соперничая друг с другом, они пришли наконец чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределив их между собою, а тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг".

То есть аристократия превращается в тимократию тогда, когда аристократы перестают думать о народе и мечтают о все большем обогащении и приобретении в собственность того, чем они управляют в государстве: также и российская перестройка началась тогда, когда партаппаратчики захотели стать собственниками того госимущества, которым управляли. Честолюбцы ("тимократы"), несмотря на сохранение приверженности старым (аристократическим) нормам, приобретают и новые (олигархические) признаки: "Такого рода люди будут жадны до денег, в омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно. Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают и не прочь пожить на чужой счет. Удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение". Это описание напоминает 1980-е годы, когда подпольные миллионеры "скрывали свое состояние". Во времена тимократии, как и во времена "Перестройки", все смешано. В глаза же бросаются соперничество и честолюбие.

2. Суть олигархического строя

Олигархия - "это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении" (так определяет этот строй Платон). Очевидно, что определение олигархии, подходящее для античных времен, сейчас устарело. Сегодняшнему времени больше соответствует другое определение Платона и Аристотеля: олигархия - власть немногих против интересов большинства. Почему я стремлюсь дать понятию "олигархия" современное определение? Потому что тот общественный строй, которой описывает Платон под именем олигархии, удивительно напоминает тот строй, при котором россияне живут уже почти 10 лет.

Платон описывает переход от тимократии к олигархии, но кажется, что он говорит о первых годах рыночных реформ в России (все выделения мои - М. Т.): "Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи, и их жены. Они уподобляют себе и все население. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Разве не в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи они на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать другое? Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи - ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почете".

Не буду утомлять читателя напоминанием событий 1991-2001 годов, которые полностью соответствуют платоновскому описанию.

Далее сходство только увеличивается: "Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы (расстрел Белого дома в октябре 1993 г.? - М. Т.) или же был еще прежде установлен путем запугивания (1996 г., когда все СМИ в один голос твердили: "Не победит Ельцин - победит Зюганов и тогда будет война и голод" - М. Т.). Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно - бедняков, другое - богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй, не смогут вести какую бы то ни было войну, так как неизбежно получилось бы, что олигархи, дав оружие в руки толпы, боялись бы ее больше, чем неприятеля."

Олигархия - строй, при котором значительная часть населения оказывается в крайней бедности и власть имущие не делают ничего для того, чтобы обеспечит гражданам государства хотя бы минимальный прожиточный минимум: "Не при таком ли именно строе разовьется величайшее из всех этих зол: возможность продать все свое имущество - оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, но тем, кого называют бедняками и неимущими. Такой строй словно создан для этого! При олигархиях ничто не препятствует такому положению, иначе не были бы в них одни чрезмерно богатыми, а другие совсем бедными". Олигархия, таким образом, порождает массу безработных и бомжей, что мы и видим в современной России.

Кроме массы нищих для олигархии характерно ослепительное богатство, которое богатые наживают не вместе с обогащением всего народа (как это происходит при аристократии), но, наоборот, при массовом обнищании народа. Происходит не столько производство новых социальных благ, а несправедливое перераспределение уже существующих (разве не так это произошло в ельцинской России?): "Взгляни еще вот на что: когда богатый человек расходует свои средства, приносит ли это хоть какую-нибудь пользу подобному государству в том смысле, как мы только что говорили? Или это лишь видимость, будто он принадлежит к тем, кто правит, а, по правде говоря, он в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту растратчик готового? - Да, это лишь видимость, а на деле он не что иное, как расточитель... Подобный тунеядец в доме - болезнь для государства. И не правда ли, всех летающих трутней бог сотворил без жала, а вот из тех, что ходят пешком, он одним не дал жала, зато других наделил ужаснейшим. Те, у кого жала нет, весь свой век - бедняки, а из наделенных жалом выходят те, кого кличут преступниками. Где бы ты ни увидел бедняков в государстве, там укрываются и те, что воруют, срезают кошельки, оскверняют храмы и творят много других злых дел". Таким образом, для олигархии характерно не только большое количество нищих и бомжей, но и множество преступников (опять же, как в сегодняшней России).

Платон дает убийственную характеристику олигархии, как будто обличая этим и современную социально-экономическое устройство России: "Так что же? Разве ты не замечаешь бедняков в олигархических государствах? - Да там чуть ли не все бедны, за исключением правителей".

3. Неизбежная гибель олигархии

Причину крушения олигархии Платон видит в ненасытной погоне за обогащением. В олигархическом государстве "люди, думаю я, сидят без дела, но зато у них есть и жало, и оружие; один из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то, и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот... Между тем дельцы, поглощенные своими делами, по-видимому, не замечают таких людей... Им, кроме наживы, ни до чего нет дела, а о добродетели они радеют ничуть не больше, чем бедняки. Разве, по-твоему, этому бедняку не придет в голову мысль, что подобного рода люди богаты лишь благодаря малодушию бедняков, и разве при встрече посторонних глаз с таким же бедняком не скажет ему: "Господа-то наши - никчемные люди"? - Я уверен, что бедняки так и сделают. Подобно тому, как для нарушения равновесия болезненного тела достаточно малейшего толчка извне, так и государство, находящееся в подобном состоянии, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу".

На смену олигархии приходит демократия и происходит это тогда, когда бедняки, одержав победу, "некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей".

Итак, по мнению Платона, олигархический строй приводит бедняков (составляющих при таком строе большинство населения) к бунту и установлению демократии. Насколько платоновские теории можно применить в современной российской действительности, мы увидим в ближайшие годы. Однако обнадеживает то, что, согласно платоновской теории, после олигархии не может наступить тирания (приход которой последние два года старательно предрекают некоторые либералы, недовольные Путиным), а, напротив, неизбежно наступит демократия.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Кирилл Якимец, России необходим "праздный класс" /10.07/
- подобный дворянству. "Русская культура" vs справедливость. Если бы с дворянами и крестьянами поступили по справедливости, России нечем было бы гордиться.
Георгий Кузнецов, Интеллигенты всех мастей! Объединяйтесь! /09.07/
Гамбургский счет vs рынок.
Михаил Завалов, Особенная стать /09.07/
Призрак бродит по России. Это призрак русской интеллигенции. Власть и интеллигенция породили друг друга (а значит, власть - точно такой же призрак).
Евгений Давыдов, Элита как аппендикс /05.07/
Элита обществу необходима - но лишь для выполнения представительских функций.
Максим Брусиловский, Пойди-ка, послужи! /05.07/
С момента освобождения Петром III дворянства от службы - и до сих пор - власть в России не является легитимной.
Михаил Тульский
Михаил
ТУЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: