Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
"Нет" войне? Тогда уж сразу: "Нет" - политике
Дата публикации:  10 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

При слове "война" мы первым делом вспоминаем о второй мировой войне - хотя подавляющее большинство из нас об этой войне знает лишь с чужих слов. Все прочие войны (а для нас "прочие" - это в первую очередь афганская и чеченская) смотрятся как-то "бедно". На уровне сознания мы понимаем: те же военные действия, те же трагедии... Но для того чтобы считать эти войны "полноценными", нам не хватает глобальности. Представление о войне как о глобальном явлении и в наше время не лишено оснований: для чеченцев, афганцев, сербов или жителей Карабаха соответствующие локальные конфликты выглядят вполне глобально. Тем более, что начиная со второй мировой войны и до сих пор основным объектом атак является именно мирное население, поскольку задачей атак является не уничтожение вражеской армии, но общая дестабилизация в "стане противника". В этом новшестве не следует винить одного Гитлера: была ведь и бомбардировка Дрездена, была, в конце концов, Хиросима.

Но именно Хиросима внесла корректировку в новую военную доктрину. Глобальная ядерная атака на мирное население - это тот самый "ядерный апокалипсис", страх перед которым перекочевал из "профанного сознания" в сознание профессионалов (особенно - после того, как была просчитана модель "ядерной зимы"). В результате роль ядерного оружия свелась к "монументальной пропаганде" - но война все равно осталась действенным средством политической аргументации. Мало того: сегодня, похоже, война из "последнего аргумента" превращается в аргумент первый - именно благодаря своей локальности. Ведь с точки зрения империи, затевающей (провоцирующей) локальный конфликт, выбор между дипломатическим, экономическим либо военным давлением на оппонента - это вовсе не выбор между жизнью и смертью. Это всего лишь выбор между той или иной формой вложения капитала в политику. На какой форме давления сделать акцент? - На более дешевой. В ряде случаев дешевле всего - бомбить.

Возможно, Нострадамус прав, и третья мировая война началась именно на Балканах, точнее, в Косово. Все прочие локальные конфликты можно с той или иной натяжкой отнести к разряду "полицейских акций", в Косово же наблюдался акт непосредственного завоевания. Чем обернется косовская (теперь уже "косовско-македонская") история - взрывом или всхлипом - пока неясно. Но черты современной войны видны достаточно отчетливо. Я снова их перечислю.

Целью современной войны являются не "аннексии и контрибуции" (и тем более - не полное уничтожение противника), но лишь склонение противника к принятию определенных политических решений, не обязательно радикальных.

Стратегия состоит не в том, чтобы "выиграть войну", победив в "решающем сражении". Современная война призвана лишь дестабилизировать экономическую, социальную и, в конечном итоге, политическую обстановку в государстве-противнике. Основой тактики, таким образом, становятся атаки не столько на военные, сколько на гражданские объекты противника.

Роль "силового аргумента" определяется исключительно прагматическими соображениями - а потому зачастую оказывается основной.

На что похоже? Правильно: терроризм. Между современным терактом и современной войной уже практически нет разницы. Из разряда "катастроф" война переходит в разряд "неприятностей" (понятно, что жертвам войн, как и жертвам терактов, от этого не легче - но речь идет о взгляде с "глобальных позиций"). Терроризм же, начавшись как сомнительное молодежное увлечение, сегодня становится "солидным" политическим явлением, таким же как, например, лоббизм или парламентаризм.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: