Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
Славные предки солдата Швейка
История гуситских войн

Дата публикации:  13 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Гуситские войны - период истории Чехии, охватывающий временные рамки с 1419 по 1436 годы. Даты эти условны, так как военные действия велись и до и после указанных сроков, однако в решающую фазу противостояние между силами Реформации и католической церкви вступило именно в данный период.

Название войн, данное в честь Яна Гуса, тоже является условным: едва ли причиной войн стали пламенные речи Гуса и его сторонников - Яна Милича, Конрада Вальдгаузера, Матея из Янова и др. Проповедники Реформации выступили лишь глашатаями войны, причины которой имеют более "приземленную" природу.

Уже в последние десятилетия царствования чешского и римского императора Карла IV (1346-1376), одного из славнейших и самых почитаемых чехами монархов, обнаружились глубокие социально-экономические противоречия. Выразились они в следующем: внешняя торговля находилась в руках немецких купцов, значительный импорт товаров и экспорт серебра привели, в конечном счете, к девальвации серебряного гроша, следствием чего стало усиление диспропорции в обмене между городом и селом. И если в городе еще возможно было с помощью строгих цеховых ограничений "продлить агонию" и на некоторое время удерживать высокие цены на продукты сельского хозяйства, то в деревне такого рычага ограничений не было. Все это вело к нарушению экономической и социальной стабильности, как на селе, так и в городе. В обстановке обесценивания гроша феодалы стремились выжать из крестьян последние соки, дабы компенсировать свои расходы. Расходы были немалые: представители крупной и мелкой шляхты постоянно боролись друг с другом, решая "вопрос о земле". В городах бюргерство (ремесленники) и патрициат (купцы и ростовщики), пользуясь дефицитом, занимались скупкой товаров и перепродажей по немыслимым ценам. Однако между всеми этими, казалось бы, непримиримыми силами было нечто общее - недовольство церковью, переросшее со временем в реформационное движение. Церковь сосредоточила в своем владении более трети всей обрабатываемой в Чехии земли: на самом деле, шляхта, в сущности, не могла поделить между собой землю по причине того, что весь основной фонд ее находился у духовенства в собственности. Церковь угнетала налогами и крестьян, и горожан. На фоне всеобщего обнищания и недовольства церковная роскошь и порождаемая этим безнравственность вели ко всеобщему неприятию церкви - идеология которой, к тому же, переставала соответствовать реалиям жизни (в первую очередь - городской). На этом фоне развивалось народное и ученое еретичество.

Прелюдией к открытым военным действиям между "клерикалами" и "антиклерикалами" стала казнь Яна Гуса, который в 1415 году был сожжен на костре. Родившийся в 1372 году на юге Чехии, Гус окончил Пражский университет и, получив сан священника, начал свою проповедническую деятельность. В проповедях он критиковал и обличал церковь за ее неуемные желания, порожденный этим разврат, алчность и жадность - набор претензий, который позже, в эпоху расцвета Реформации, станет стандартным. Проповеди пользовались большой популярностью - во всех кругах, кроме клерикальных. В конце концов Гус был отлучен от церкви и предан казни. Смерть Гуса придала народному недовольству высший смысл: все чешское общество пришло в движение. Действия приобретали все более стихийный характер, тем более, что ограничителей в виде армии короля Вацлава не возникло: на просьбу церкви вмешаться и подавить силой развивающееся еретичество монарх ответил отказом. Все это свидетельствует о глубочайшем политическом кризисе, так как еще несколько десятилетий назад при Карле IV союз монарха и церкви казался нерушимым. Таким образом, между народом и клиром не осталось посредников. Началась война. На одной стороне действовали радикальные гуситы, представленные "широкими слоями населения". На другой - крупные чешские католические паны, римская церковь во главе с Папой и верный защитник католичества германский император Сигизмунд.

В 1419 году в Бехиньском районе у холма Табор собралось более 40 тыс. гуситов со всех концов Чехии и Моравии. Они ждали явления Христа и начала "времени отмщения". Но Христос "продинамил": дни шли, а ожидания не оправдывались. Пришлось гуситам взять месть в свои руки. 21 февраля 1420 года, спустя неделю после ожидавшегося пришествия Христа, гуситы вышли из лесов и начали избиение ортодоксальных католиков во всех встречавшихся на пути населенных пунктах. Местом расположения официальной ставки гуситской армии был выбран мыс над рекой Лужицей, где ранее стояла крепость Градиште. Здесь гуситы начали строить укрепление, получившее название Табор. В это же время сторонники германского императора Сигизмунда и клира вытеснили гуситов из города Пльзень. При передвижении гуситской общины к Табору (25 марта 1420 года) на ее полувоенный отряд напала конница южно-чешских феодалов. В битве у Судомержи гуситы победили превосходившего их по силам противника. Это была первая крупная битва гуситских войн. В Таборе возникла крепкая община реформационных сил, своеобразная республика, в которой кроме четырех гетманов, стоявших во главе военных общин, большое влияние имели священники и проповедники, был избран собственный епископ. Европейские союзники чешской церкви активизировались после сообщения о поражении войск духовенства и с одобрения Папы Мартина V организовали крестовый поход против гуситов. 14 июля Сигизмунд Люксембургский, возглавивший войско, начал штурм Праги. Битва разыгралась на горе Витнов и была проиграна германским императором. В этом сражении, так же как и в битве у Судомержи, блеснул своим ярким военным талантом Ян Жижня из Троцнова. После поражения первого похода против гуситов, в июне 1421 года в городе Часлав собрался сейм, который официально отклонил кандидатуру Сигизмунда на чешский престол. Император вновь начал собирать армию, которую возглавили четыре имперских курфюрста. В начале декабря армия подошла к Кутной Горе, где ее встречал к тому времени уже ослепший от ранений Жижка с объединенным войском пражан и таборидов. Имперская армия снова потерпела полное поражение и 10 января 1422 года была практически полностью уничтожена. В 1424 году гуситы предприняли поход в Моравию против Маркграфа Альберта Габсбурга - союзника и зятя Сигизмунда (во время этого похода заболел чумой и умер Ян Жижка).

Безусловные победы гуситов объясняются не только военным гением Жижки, хотя и этот фактор имел большое значение. Гораздо важнее понять характер войны, которая постепенно перерастала из стихийной войны за веру в борьбу за существование не только Чехии как государства, но и чехов как народности. Ведь войска германского императора стремились к полному истреблению еретиков гуситов - за это Папа обещал воинам отпущение грехов. Таким образом, шла война на уничтожение большей части чехов. Поэтому высокий патриотический настрой гуситов, четкая организация войска и безукоризненная дисциплина имели под собой веское основание.

В 1426 году против Чехии начался третий крестовый поход. Открыл его Саксонский курфюрст Фридрих. 16 июня 1426 года неподалеку от Усти-на-Лабе большое саксонско-лужицкое войско столкнулось с гуситами, которых возглавлял Прокоп Голый. Гуситы вновь победили. Успех принес им уверенность в своих силах и позволил перенести военные действия за границы Чехии. Войско таборидов двинулось в Южную Моравию, а оттуда в Австрию, где в битве 14 марта 1427 года были разгромлены войска австрийских феодалов. Поражение не отрезвило немецких феодалов, которые спешно начали готовить уже четвертый поход. Он, так же как и предыдущие, бесславно закончился для войск германского императора. У города Тахова, заслышав гуситские песни, крестоносцы в панике бросились бежать. Гуситы же одерживали все новые и новые победы. В 1428 году они совершили успешный поход в Силезию, где разгромили войска местных князей. Значительное усиление военной мощи гуситов заставило Сигизмунда искать возможности переговоров. Переговоры состоялись в Братиславе и ни к чему не привели. Однако сам факт проявленной Сигизмундом "мирной инициативы" свидетельствует об его изменении в отношениях к гуситам, которых он признал как реальную политическую силу.

В конце 1429 года пять самостоятельных гуситских армий перешли чешские границы и вторглись в Германию. Это было начало самого крупного заграничного похода таборидов, из которого в феврале 1430 года гуситы вернулись с многочисленными трофеями. А в 1431 году их отдельные войска вторглись на территорию Силезии и Лужицы.

Несмотря на устрашающие походы таборидов за границу, Европа не отказалась от еще одной, последней, как оказалось, попытки подавить гуситское движение. В 1431 году был собран пятый крестовый поход на Чехию, самый многочисленный по количеству участников. Окончился он так же бесславно, даже позорно, как и предыдущие попытки. Сражение не состоялось: войска крестоносцев бросились бежать от местечка Долмажлице еще до того, как к нему подошли силы таборидов.

В это же время в Базеле (Швейцария) заседал с июля 1431 года церковный собор, который принял решение пригласить гуситов на переговоры для обсуждения их учения. В начале 1433 года чешское посольство во главе с Прокопом Голым прибыло на Базельский собор. Переговоры закончились ничем, так как стороны опять упрямствовали и не смогли договориться. Тогда место переговоров было решено перенести в столицу Чехии в Прагу. Пражские переговоры оказались более удачными √ во всяком случае, для церкви, которая смогла договориться с гуситским панством о выступлении против таборитского войска. 30 мая 1434 года у деревни Липаны близ Праги произошла битва между таборидскими войсками и силами панского союза. Она закончилась катастрофическим поражением уставших войск радикальных гуситов. Это означало конец господству радикального гусизма и переход гуситов на более мягкие позиции в отношении противника. Но речь не шла о поражении гуситов как политической силы в целом. С этим вынуждены были считаться как Базельский собор, так и Сигизмунд. Умеренные гуситы согласились признать Сигизмунда своим королем. В то же время было достигнуто согласие между силами о признании права мирян на причащение из чаши - со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями: церковь как земельный собственник заметно обеднела, отказалась от многих ранее принадлежавших ей привилегий в торговле в городе. Таким образом, впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать за еретиками право исповедывать свою веру.

Все мы знаем, к чему это в результате привело.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Война' (архив темы):
Александр Храмчихин, Наших бьют! /13.07/
России предстоит проиграть три войны... Чтобы этого не случилось, необходимо распустить армию.
Шамсудин Мамаев, Балканский проект для российского Генштаба /12.07/
"Натовские стратеги" слабо разбираются в балканских проблемах, наши стратеги - тоже. России следует поделиться со Скопье не только своим чеченским, но и своим татарским опытом.
Служебная вендетта по-московски /11.07/
Сказка на ночь.
"Нет" войне? Тогда уж сразу: "Нет" - политике /10.07/
...И "нет" - экономике. В ряде случаев дешевле всего - бомбить. Колонка редактора.
Ирина Ролдугина
Ирина
РОЛДУГИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: