Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010725-il.html

Антиглобализм как высшая стадия экологизма
Сергей Ильин

Дата публикации:  25 Июля 2001

200 пластиковых мешков для трупов антиглобалистов

Вот таким необычным реквизитом запаслись, по некоторым данным, в правоохранительных органах Генуи накануне закончившегося на днях саммита G8. До массовых убийств, по счастью, дело не дошло. Тем не менее, первая черная ласточка пролетела - во время нападения на полицейскую машину один из демонстрантов был смертельно ранен (23-летний итальянец, сын местного профсоюзного лидера). Это первый случай в истории антиглобалистского движения с 1999 года. В настоящий момент несколько десятков манифестантов находятся в больницах Генуи (некоторые - в очень тяжелом состоянии). Более сотни человек ожидают решения своей участи за решеткой.

К деятельности левых экстремистов, не носящей откровенно террористического характера, на Западе до последнего времени принято было относиться с гримасой неодобрения - но и не более. Ну, собрались, побузили, были разогнаны полицией, самые буйные ненадолго угодили в казенный дом... Такое и на демонстрации сексменьшинств запросто может произойти. Однако последние антиглобалистские сборища анархо-экологов стали носить уже откровенно погромный характер - покруче выступлений английских футбольных фанатов.

Анархисты, вообще говоря, - последовательные противники любой власти, причем крайне экстремальные. Посему неудивительно, что на свои форумы мирные антиглобалисты запасаются, с одной стороны, касками и бронежилетами, а с другой - металлическими цепями, бейсбольными битами и дубинками. Пару подобных арсеналов итальянским полицейским удалось накрыть - но, увы, не все. Заметим кстати, что в видах более успешной антиглобалистской пропаганды манифестанты охотно потребляют алкоголь и наркотические средства.

Смущает, впрочем, не только и даже не столько возросшая агрессивность леваков. Дело в том, что генуэзские столкновения отличались от предыдущих заметной организованностью погромщиков. Наиболее активные "манифестанты" были явно сгруппированы в мини-бригады по 10-15 человек. Неожиданно появляясь и столь же неожиданно исчезая, когда дело сделано, им удавалось часто ставить в тупик полицию. Как удалось им добиться такой организованности и кто может быть таким организатором (а проще - кто за всем этим стоит) - вопрос крайне интересный и пока, увы, открытый, но опыт показывает: в финансировании подобного рода экстремалов принимают деятельное участие представители крупного капитала (вспомните хотя бы большевиков). Прикармливание щенка бультерьера - штука, конечно хорошая, но менее хороша иллюзия, что прикармливающий уж точно не будет покусан.

Одной из основных действующих сил в антиглобалистской тусовке в Генуе была миланская анархо-экологическая организация с неблагозвучным для русского слуха названием "Ya basta" (ее руководители даже отправили премьер-министру Италии письмо с требованием отменить встречу). Другое название этой структуры - "Белые комбинезоны" ("white overalls") - по названию их "рабочей одежды". Если кто не в курсе, белые комбинезоны вообще крайне популярны среди различных экологических движений (в том числе и претендующих на респектабельность) - так, их охотно носят деятели GreenPeace. Российская делегация, почтившая антиглобалистский форум свои присутствием, представляла отечественные профсоюзы (вполне официальный Соцпроф) и выглядела, как нетрудно догадаться, строго по известной поговорке "Вдруг откуда не возьмись...". Вели они себя, правда, вполне мирно, и в предосудительных действиях замечены не были. Но, конечно, очень жаль, что генуэзская встреча проходила летом, а не зимой: пыжиковые шапки и дубленки наших профбоссов, вне всяких сомнений, произвели бы столь сильное впечатление на лидеров мирового глобализма, что те немедленно покаялись бы в своих заблуждениях. Трейд-юнионистов, впрочем, тоже можно понять - чем клеветаться с глобалистски настроенными работодателями по части интересов подведомственных трудящихся, куда интересней и приятней посетить светлый праздник освобожденного труда в гостеприимной Генуе.

И вот что самое противное (Тони Блэр, помнится, по этому поводу сильно возмущался). Все эти шекспировские страсти намертво затмили содержание саммита Большой Восьмерки. А ведь обсуждаемые там проблемы и принятые решения куда важнее для судеб Земли, чем сомнительные выходки левых радикалов.

Глобализм как повод

Страсти в Генуе разгорелись поистине шекспировские. Но почему же достаточно рутинная встреча лидеров крупнейших держав мира приобрела столь зловещий антураж? И кто, в конце концов, такие эти антиглобалисты?

Как следует из названия, данное течение протестует против "глобализма", под которым понимается становление наднациональной элиты - "сверхобщества богатых и сильных мира сего", стремящейся к завоеванию мирового господства. Соответственно, главный враг - транснациональные корпорации и "обслуживающие их" правительства развитых стран.

Основные претензии, предъявляемые антиглобалистами к своим противникам - дестабилизация мировой экономики, растущее расслоение населения на богатых и бедных и ухудшение состояния окружающей среды. Также "глобалистам" инкриминируется и ухудшение состояния среды культурной (экспансия американской поп-культуры).

Сказать, что все перечисленные претензии лишены основания, невозможно. Но, к примеру, аргумент об огромном разрыве в уровне жизни богатых и бедных в США звучит достаточно странно (по крайней мере, для неамериканца). Если мне хватает на жизнь, еду, одежду, автомобиль, проценты по кредитам, а оставшиеся деньги я вкладываю в ценные бумаги и получаю по ним небольшой, но стабильный доход (промышленный рабочий, с которым и предлагается сравнение), то завидовать "владельцам заводов, газет, пароходов", конечно, можно. Однако с тем же успехом можно завидовать и Лучано Паваротти, который поет много лучше меня.

Соответственно, "классовая ненависть" к мировой элите возникает отнюдь не у "сознательного пролетариата" развитых стран (этим однозначно есть что терять помимо своих цепей), а у маргинализованного молодняка из вполне обеспеченных семей, пораженного вирусом левацкой идеологии. Раньше здесь правили бал маоисты и троцкисты, теперь на первое место по значимости выходят течения анархистского толка (наиболее известен "Black Block"). К анархизму склонны в той или иной степени многие экологические движения. В том числе, и в нашей стране - например, "Хранители радуги" ("Rainbow Keepers"), прямо называющие себя "радикальным экологическим движением" - к тому же, нигде не зарегистрированным (вполне умышленно). Кстати, активная международная деятельность "Хранителей радуги" уже не раз привлекала внимание российских спецслужб - впрочем, комментировать взаимоотношения ФСБ и "зеленых" не входит в наши планы.

Итак, можно констатировать: по большому счету, нынешние антиглобалисты - обычные левацкие хулиганы. Представители богемной контркультуры, чьи дивные подвиги мир наблюдает аж с 60-ых (Франция). В большинстве своем - сытые дети богатых родителей, возненавидевшие скучный капитализм. Причем в значительной мере - по причине банальной нехватки адреналина в крови. Скучно этим молодцам - вот они и вымещают зло на том, что в их глазах олицетворяет эту скуку. Неудивительно, что одно из первейших мишеней для антиглобалистских погромщиков являются заведения McDonald's - вне всяких сомнений, главная цитадель мирового империализма.

Отсюда, к примеру, и вошедшее в моду в последние годы тортометание. Шутка вроде бы и безобидная - хотя наиболее адекватный ответ, на наш взгляд, дал павший жертвой торта заместитель Тони Блэра - мощный прямой левый в лицо метателя.

При этом характерной для леваков особенностью являются проявления явного садо-мазохизма в их деятельности. С одной стороны, склонность к агрессивности и разрушениям вполне может быть квалифицирована как признак садизма. Это, впрочем, достаточно очевидно; мазохистские элементы очевидны куда в меньшей степени. Дело в том, что для нормального выделения адреналина необходима демонизация страшного врага и, соответственно, героизация самого себя - иначе зачем вся эта суета? Соответственно, противник - государство, мировая элита, транснациональные корпорации - выступает эдаким чудовищным всесильным Левиафаном, а наши "герои" - смелыми борцами с ним. А в борьбе с могучим поганым чудищем славно и пасть на поле боя - "на миру и смерть красна!". В результате все подвиги наших пассионариев происходят именно в рамках красивой мифологемы, имеющей крайне мало общего с действительностью.

Традиция эта отнюдь не нова. Еще "основоположники жанра" - парижские студенты образца 68-го года - храбро называли себя "немецкими евреями" (разумея евреев фашистской Германии). Университетская полиция именовалась эсэсовцами, а вузовское руководство - гестапо. Таким образом, сдержанные французские полицейские приравнивались к зондеркомандам SS, а сами студенты - к жертвам газовых камер: сравнение столь же неуместное по масштабу, сколь и оскорбительное для жертв Холокоста. С тех пор ситуация не шибко изменилась: левые по-прежнему мнят себя смелыми борцами, вступившими в схватку с Мировым Злом - и обретающими мученический венец в случае поражения от всесильного Врага.

И что самое забавное. Движение антиглобалистов по своей сути в высшей степени именно глобалистично. Фактически мы имеем дело с представителями международной интеллектуальной богемы, изначально склонной к тотальному космополитизму - а в эпоху интернет-коммуникаций и единой Европы сглаживаются и те границы, которые были раньше.

Что касается России, то у нас, к счастью, данная прослойка более чем тонка. Одна из очевидных причин - чрезвычайная свирепость отечественных правоохранительных органов: уж если в Италии полицейские помимо дубинок и слезоточивого газа прибегли к огню на поражение, то уж от нашего родного "мента" точно ничего хорошего ожидать не приходится. Минутку, скажете вы, а скины, баркашовцы и прочие фашиствующие движения у нас тоже забились от страха в глубокое подполье?! К сожалению, нет. И вот почему.

Дело в том, что у правого и левого экстремизма - принципиально разная политическая база. Леваки имеют корни в зажиточном среднем классе, который в нашей стране еще толком не сформировался - и не успел зажраться. Что до деятелей богемы, то подавляющее большинство из них встроено в действующий истэблишмент (Егор Летов и ему подобные - исключение, подтверждающее правило). А вот у правых есть определенная поддержка среди озлобленных бедностью маргинальных масс, причем подкрепленная национализмом. Левые, впрочем, в России также пытаются выглядеть националистично - но вся деятельность лимоновских "национал-большевиков" (наиболее яркие представители левых - куда ярче, чем анпиловцы) показывает: они - плоть от плоти космополитичных европейских левых (где проходил свои университеты и сам Лимонов) - и ничего более. Что до немногочисленных радикально-экологических организаций анархистского толка (типа тех же "Хранителей радуги"), то они как раз и являют собой проникновение в Россию левого экстремизма - к счастью, пока в относительно безобидных формах.