Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010726-rol.html

Невиноватые мы! Они сами пришли
Ирина Ролдугина

Дата публикации:  26 Июля 2001

В настоящий период отношения между Россией и Украиной никак нельзя назвать однозначными и ровными. Начиная с раздела Черноморского флота и заканчивая сегодняшними политическими потрясениями на Украине, Россия находится будто в тайм-ауте, не знает, что сказать, что сделать, кого поддержать или обвинить. А ведь изначально наша "дружба народов" завязывалась в очень сходной (столь же неопределенной) ситуации. Так что же, может все повторится?

По Люблинской унии (1569 года), объединявшей Польшу и Литву в единое государство - Речь Посполитую, - в нее также были включены Белоруссия и большая часть Украины. Положение украинского и белорусского народов значительно ухудшилось. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в 1557 году, тогда как на Руси оно было закреплено лишь в 1649 году "Соборным уложением" царя Алексея Михайловича. Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские феодалы перенесли феодально-крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Ведущей силой в Речи Посполитой были польские феодалы, которые получили значительные владения на землях, населенных украинцами и белорусами. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как "быдло" (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. То есть крепостнический гнет, как видно, население ощутило в полной мере. То же касается и религиозного угнетения. В 1596 году в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквями, по которой юридически православные обряды на Украине и Белоруссии сохранялись. Но главой объединенной (униатской) церкви провозглашался Римский Папа. В планах Ватикана Брестская уния рассматривалась как первый шаг в деле полного окатоличивания украинского и белорусского народов. Большинство православной знати признало унию. Однако широкие слои населения угнетенных народов не согласны были с проводимой религиозной политикой Польши, которая была им чужда. Поэтому уже в XVII веке на Украине и Белоруссии сложилась двойная церковная иерархия. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 году патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом стал Петр Могила, внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине. Центром борьбы за сохранение национального самосознания стали братства - просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Луцке, Киеве и других городах. Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии. Эти выступления проходили на всем протяжении второй половины XVI - начала XVII вв.

В 30-40-е годы XVII века наступил спад борьбы. Польские паны называли этот период "временем золотого покоя". Но это было затишье перед бурей. Своего высшего размаха освободительная борьба украинского народа достигла в 40-50-х годах XVII столетия. Центром борьбы против иноземцев стала Запорожская Сечь, расположенная за порогами Днепра. Для защиты от крымских татар казаки соорудили специальную систему - "засеки" (отсюда и название территории). В Запорожскую Сечь стекались беглые крестьяне, искавшие спасение от крепостничества. Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренными атаманами.

Речь Посполитая, используя казаков для защиты своих южных границ от набегов татар, не могла уничтожить Запорожскую Сечь. Желая привлечь казачество на свою сторону, польское правительство стало составлять особые списки - реестры. Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалование. Однако, несмотря на эти меры со стороны поляков, именно казачество начало вооруженную борьбу против Речи Посполитой.

В соответствии с установившимся порядком во главе Запорожского войска стоял гетман. В 1648 году им был избран Богдан Хмельницкий. Богдан имел с "ляхами" личные счеты: польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Хмельницкого, разграбил дом, сжег пасеку и гумно. Засек до смерти его десятилетнего сына, увез с собой его жену. В 1647 году Хмельницкий открыто выступил против польского правительства, объединяя вокруг себя все население Украины. С первых же шагов своей деятельности он выступил за союз с Россией, пытаясь натравить "москалей" на "ляхов". Однако прочного политического союза сторонам достигнуть не удалось: в России бушевали городские восстания и, кроме того, она была еще недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничилась экономической помощью и дипломатической поддержкой Украины. В этих условиях Хмельницкий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя, таким образом, с юга и лишив польского короля возможного союзника.

С этого момента гетман начал победоносное продвижение к Киеву, которое закончилось торжественным въездом в город в декабре 1648 года. К этому времени, объявив всеобщую мобилизацию шляхты, Речь Посполитая двинула свои войска против армии Хмельницкого. Противники встретились летом 1649 года под Зборовом (Прикарпатье), сражение закончилось полным поражением войск шляхты, и Речь Посполитая вынуждена была заключить Зборовский мир. По этому договору Хмельницкий официально признавался гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское и Брацлавское, где запрещалось размещение польских войск. На должности воевод могли назначаться только православные. Однако главным оставалось то, что польские помещики получили право возвратиться на свои земли. Это означало, что победа была неполной, удалось справиться с религиозными притеснениями (кстати, опять же на ограниченной территории), но оставался еще один не менее важный вопрос: крепостное угнетение. Поэтому население не было довольно условиями мира. Впрочем, как и шляхта, видевшая в Зборовском договоре уступки мятежникам.

Таким образом, Зборовский мир оказался лишь передышкой перед главным столкновением, которое должно было решить все противоречия в пользу той или иной стороны. А пока противники готовились к возобновлению боевых действий, которые начались уже в 1650 году. Летом 1651 года силы польских магнатов встретились с войсками Хмельницкого под Берестечком. Полякам удалось подкупить крымского хана - и в результате украинские войска были обречены на поражение от численно превосходившего войска Речи Посполитой. По Белоцерковскому миру 1651 года права автономии Хмельницкого значительно урезались, в его власти оставалось лишь одно воеводство - Киевское. Шляхтичи опять возвращались на свои территории, крестьяне по-прежнему обязаны были нести крепостное ярмо.

Ответом на этот договор стали массовые народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. На этом этапе войны стало ясно, что без помощи России победить шляхту Украине не удастся. А помощь эту можно получить лишь одним способом: войдя в состав России.

Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 года. 1 октября 1653 года Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 года в городе Переяславле состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Крымский хан постоянно грозил с юга, а присоединение Украины непременно предполагало начало войны с Польшей. Таким образом, борьба за Украину была вдвойне опасна. Однако союз России и Украины диктовался не столько вопросами "братства" (и даже не столько вопросами престижа России), сколько тем, что ситуация на Украине была просто неприемлема в условиях формирования российского абсолютизма.

Русско-польская война стала неизбежной (1654-1667). Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву. Богдан Хмельницкий занял Люблин, ряд городов на Волыни и в Галиции. Польша стояла на краю гибели...

Спасение пришло неожиданно. В условиях безвластия после смерти короля Яна-Казимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королевский престол, объявил войну Швеции (1656-1658). Русское правительство посчитало, что окончательный разгром Польши может подождать - на фоне радужных перспектив выхода к Балтийскому морю. Было заключено русско-польское перемирие. Русские войска начали военную кампанию против Швеции, проходившую весьма успешно: один за другим брались города: Дерпт, Динабург. Однако все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана И.Выговского, сменившего Хмельницкого (после его смерти в 1657 году).

Выговский заключил секретный союз с Польшей против России. Это кульминационный момент в истории отношений России и Украины. Перед Москвой встал выбор: или продолжать успешное продвижение войск к балтийскому побережью, или отказаться от давней мечты выхода к морю и начать бороться против польско-украинского союза.

Россия выбрала последнее, заключив со Швецией мир, по которому она возвращала все завоеванные территории в ходе войны. Началась изнурительная польско-русская война, которая закончилась в 1667 году Андрусовским перемирием на тринадцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину с Киевом. Киев передавался России на два года, однако после завершения этого срока он так и не был возвращен, а слабеющая Польша в конфликт ввязываться не стала. Как отмечает Лев Гумилев, "выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным". И действительно, Украина только выиграла от союза с Россией, впрочем, как и наша страна, которая могла теперь спокойно проводить имперскую политику.