Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010802-bri.html

Часть России или антироссийский кордон?
Аргументы в пользу новой "Перяславской Рады"

Ольга Брилева

Дата публикации:  2 Августа 2001

С 1990 года нам настойчиво вдалбливается мысль о том, что ничего хуже быть не может, как пребывать провинцией в составе Империи, будь то СССР или Россия. Те же самые деятели, что раздолбали Советский Союз, теперь прилагают не меньше стараний, чтобы СНГ оставалась совершенно безответственной и ничего не решающей структурой. Империя - это самый большой кошмар сторонников национальной независимости.

Надо сказать, что Россия видит нас именно как часть Империи, то есть воссоединение с ней означает полную утрату политической независимости. Украина уже не сможет представлять себя на международной арене как самостоятельное государство. Это подается как величайшая из возможных трагедий... Но давайте посмотрим, что мы имеем сейчас, когда такая возможность у нас есть. Как много зависит от Украины, какие решения принимаются по ее настоянию, что мы решаем на международной арене? Короче: какие дивиденды, кроме моральных, мы имеем от того, что Украина независима?

А - никаких! С нами не считаются. Мы даже чертов "Варяг" не можем продать китайцам, потому что турки не хотят его пускать через Босфор, что уж говорить о каких-то более важных решениях. Да, с нами заигрывают американцы, и Стивен Пфайфер говорит ласковые слова, но он дипломат, у него работа такая. А на практике - за годы нашей независимости было хоть раз так, чтобы слово Украины что-то решило в той или иной международной ситуации? Не было.

Обычно сторонниками нашей независимости (а точнее - зависимости от Запада, а не от Востока) выдвигаются следующие аргументы:

1. Имперцы будут угнетать нашу национальную культуру и язык.
2. Имперская политика непредсказуема, не хотим зависеть от ее выкрутасов.

Так или иначе, все остальные доводы являются вариантами этих двух. Насколько они обоснованы?

При советской власти с украинским языком обходились, действительно, не самым лучшим образом. После краткого периода заигрывания с национальным чувством украинцев (20-е годы) - гайки завинтили туго. И тем не менее: язык никто не запрещал. Напротив, в средней школе дети были обязаны его изучать (освобождение получали немногие, приехавшие на Украину уже не в таком возрасте, когда изучение языка дается легко, но и им вменялось в обязанность изучать литературу). Книги на языке издавались, фильмы снимались, национальный театр тогда находился значительно в лучшем положении, нежели сейчас. Украиноязычные диссиденты - да, сидели, но не за то, что украинские, а за то, что диссиденты. На общих основаниях с русскими, армянскими, грузинскими и т.д.

В последние же годы перед развалом Союза, когда советский партийный гнет слетел, оказалось, что никакого русского имперского гнета и вовсе нет. Если бы он был - Черновол и Лукьяненко (Левко, а не Сергей) не ездили бы так спокойно по Украине, проповедуя отделение.

Покажите мне конкретно, какая область нашей культуры получила мощный толчок к развитию после отделения Украины от СССР. Литература? Ну, и какими тиражами продаются книги украинских писателей, пишущих на украинском языке? Я знаю украинских писателей, книги которых продаются стотысячными тиражами: это харьковчане Ладыженский и Громов ("Генри Лайон Олди"), Андрей Валентинов, киевляне Марина и Сергей Дяченко. Они пишут на русском языке и печатаются в Москве и Петербурге. Почему там, а не на Украине? А налоговая политика по отношению к издательствам была такой дурацкой, что издавать книги на Украине оказалось невыгодно. Может быть, музыка? В 90-м году в Топ-20 СССР входили три украинские группы: "Вопл╗ Видоплясова", "Брати Гадюк╗ни" и "В╗ка". Сейчас более-менее на плаву только одна из них, и та обретается главным образом в Москве или в Париже. ╡рина Б╗лик? Когда сюда на гастроль приезжает какая-нибудь Линда или Лика, Б╗лик выступает к ней разогревом. Кино? Мультипликация? Их нет.

Не так давно я знакомила российских друзей с творчеством украинских поэтов и сканировала лучшие стихи, чтобы переслать электронной почтой в Москву. Все книги, кроме одной, были изданы в 80-е годы. Если нашей культуре нужна была именно независимость - то почему же прорыв был тогда, а сейчас - застой?

Теперь о веселом. О политике. Помните, мы пережили некоторый приступ паники в 93-м году, когда на парламентских выборах в России большинство получил Жириновский? Правильно боялись, в общем-то, и хорошо, что Жирик оказался настоящим политиком: не делал, что обещал. А шел он под самыми что ни на есть русскошовинистическими лозунгами.

Русский шовинизм опасен, и украинский шовинизм опасен, но главная опасность каждого из них заключается в том, что они могут стать государственной политикой в национальном государстве. В многонациональном гоударстве с демократическим строем они не могут стать государственной политикой: тот, кто идет под националистическими лозунгами, не получит требуемого большинства. Мы рискуем нарваться на националистический режим (что русский, что украинский) только тогда, когда националисты варятся в собственном соку.

Дальше. Экономическая политика России бывает дурацкой. Наша - лучше? Российские олигархи - торгаши худшего разбора. Наши приятнее?

Штука в том, что из своей "независимой" позиции мы не можем повлиять на российскую ситуацию. Никак. А вот из "зависимой" - могли бы. Будь мы частью России, ее гражданами - мы бы пользовались всеми правами ее граждан, наши депутаты были бы в объединенном парламенте, наши представители - в Совете Федерации, и, вполне возможно, со временем, украинский президент - в Кремле. Европа никогда не предоставит нам такой возможности. Она хочет оставить нас свободными, она всячески педалирует тот факт, что не покушается на нашу независимость. Да, не покушается. Мы свободны - но ровно настолько, что не можем ни на что повлиять: ни на политику Европы, ни на политику России. И те, кто поют нам сладкие песни о свободе, намерены как можно дольше удерживать нас именно в таком состоянии.

Кроме того, если НАТО рассматривает Украину как буферную зону между собой и Россией, то Россия в случае воссоединения будет рассматривать Украину как часть себя. В свое время те, кто агитировал на выборах против Кучмы, клеили листовки: "За Кучму голосовать не стану - за гробы сынов с Таджикистана". Отбросив качество поэзии и лживость кучмовского лозунга "Украина-Россия: меньше границ, больше мостов", скажем лишь одно: если мы не хотим защищать Таджикистан, мы не должны жаловаться на то, что никто не захочет в случае чего защищать нас. Скажете - не от кого? А вот не факт. Сейчас татарские националисты валят в Крыму поклонные кресты и сжигают перед зданием парламента указ Екатерины о присоединении Крымского Ханства к Российской Империи. Когда-то в Абхазии и Чечне все начиналось со столь же невинных "актов протеста". И в Абхазии, и в Чечне при этом очень быстро объявились "добровольцы" из Афганистана, Турции и Палестины. Друзья из НАТО могут, конечно, помочь в беде. Но не факт, что они помогут именно нам. В Косово они помогали не сербам. Они вообще любят помогать меньшинствам, а мы на меньшинство не похожи. "Гробы сынов с Таджикистана" - ерунда по сравнению с перспективой получать гробы сыновей из Крыма или с восточной нашей границы. А такая перспектива существует, пока нам навязывается роль кордона с Россией.

И есть еще одно сильное "но" именно в пользу России, а не Европы. Долларами из МВФ, в принципе, можно топить печи, но их хватит очень ненадолго; никто не будет спорить, что нефть и газ - гораздо лучшие энергоносители, чем доллары. Без долларов мы как-то можем прожить, без нефти и газа - загнемся первой же зимой.

  • Голос Украины:

    Очень некрасиво слышать призывы о защите русского языка на Украине, потому что как раз защиты требует украинский язык. Можно привести тысячи примеров того, что украинский язык вытесняется русским - и в СМИ, и чуть ли не во всех сферах жизни.

  • Еще один голос Украины:

    Сейчас самое влиятельное поколение людей - это те кто учился в советской школе, кого пытались воспитывать на "великой русской литературе". Для многих уровень Толстого или Достоевского - как эталон. Украинцев почти убедили, что их культура, литература не может подняться выше... Действительно, это убеждение давит на многих до сих пор. Даже на украинских президентов.

  • Присоединяйтесь!