Русский Журнал
/ Политика / www.russ.ru/politics/20010816-red.html |
Обряд посвящения в большие начальники Колонка редактора Дата публикации: 15 Августа 2001 Да, мы не рады, что мы - пираты. В свое время в перестроечной социо-публицистике возникло устойчивое словосочетание "неформальные объединения молодежи". В середине восьмидесятых по хипповым тусовкам Москвы носились социологи и психологи, настырно выясняя: кто у хиппи главный? Это вызывало у изучаемых здоровый смех, поскольку главного не было. Исследователям подсовывали полусумасшедших (а иногда и "на всю голову" крезанутых) "тележников" - от Сталкера до Красноштана. Собственно, как только окончательно выяснилось, что "главного хиппи" (а также "главметаллиста", "главпанка") не существует, исследования были свернуты. Зато (хиппи довольно потирали руки) был обнаружен "главлюбер" - и тихонько отстранен от дел. Шефство над люберами взяли органы - какие конкретно, я уже не помню. Возможно, исследователи (точнее, те, кто заказал исследование) читали классиков социологии. Отсутствие главаря - достаточное условие, чтобы считать объединение неформальным, то есть общиной (в терминах Тенниса), у которой нет никакой внешней цели. Наличие же главаря является необходимым (но недостаточным) условием формального объединения, "учреждения" (в терминах Вебера) или "конторы". В 1987 году Владимир Яковлев, тогда еще - корреспондент "Огонька", опубликовал сенсационный материал "Контора люберов", после которого люберам пришлось идти под крыло государства: любая "контора" имеет внешнюю цель, а значит, ее деятельность полностью зависит от того, кто эту цель перед "конторой" ставит. Исследования "неформальных объединений", таким образом, заключались в том, чтобы обнаружить среди них "формальные" и перехватить управление. Сами же "неформалы" остались за бортом. Отчасти мы знаем, к чему это привело. Но главная потеря исследователей заключалась в другом. Молодежная неформальная "тусовка" полностью соответствует "группам инициации" у представителей "архаических" культур. Это - первый, "тренировочный" опыт самостоятельной жизни, ключевой этап в образовании: посвящение во взрослого. Именно в этом смысле многие называют армию "школой жизни" - благодаря складывающимся в армии неформальным отношениям. Дедовщине, по-русски говоря. Чему учит армейская школа жизни? Бить слабых, терпеть от сильных, уважать статус... Подобную инициацию можно назвать "средней общеобразовательной школой жизни". Ворота такой "школы" должны покидать рядовые граждане без особенных запросов и перспектив. Жизненные перспективы у тех, кто прошел "среднюю общеобразовательную инициацию", могут появиться лишь в том обществе, которое к инициированию своих граждан относится с недостаточным вниманием. Средние школы предоставляют человеку возможность инициации в меньшей степени. Исключение составляют лишь "лицеи", наследующие советским спецшколам, прежде всего - физико-математическим. "Второшкольник" или "Пятисемит" - это марка, которая сохранится за выпускником до старости. Важность инициации граждан сознается властями (и руководителями учреждений) во многих - если не во всех - странах: как у нас многие карьерные варианты закрыты для тех, кто не служил в армии, так в Израиле, например, до вершин власти нельзя добраться тем, кто не вырос в киббуце, а в США - тем, кто не окончил Гарвард. Подобные правила, безусловно, обрастают большим количеством исключений, поскольку речь идет о стиле. А необходимый стиль можно приобрести и случайным образом - пройдя какую-нибудь совершенно неожиданную "школу жизни". Хотя отпускать такой определяющий для общества институт, как инициация, в свободное - случайное - плаванье представляется не вполне разумным. В результате наши элитарные спецшколы готовят в лучшем случае экспертов для частного бизнеса (а в худшем - экспертов для правительства США), наши бывшие хиппи подвизаются в желтой журналистике, а у государственного руля оказываются граждане, стиль которых определяется опытом армейской дедовщины. Кирилл Якимец |