Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Гражданское общество / Политика / < Вы здесь
Обряд посвящения в большие начальники
Колонка редактора

Дата публикации:  15 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Да, мы не рады, что мы - пираты.
Всю жизнь краснеем за черный флаг.
Семья и школа, вы виноваты,
Что нас толкнули на этот шаг!

В свое время в перестроечной социо-публицистике возникло устойчивое словосочетание "неформальные объединения молодежи". В середине восьмидесятых по хипповым тусовкам Москвы носились социологи и психологи, настырно выясняя: кто у хиппи главный? Это вызывало у изучаемых здоровый смех, поскольку главного не было. Исследователям подсовывали полусумасшедших (а иногда и "на всю голову" крезанутых) "тележников" - от Сталкера до Красноштана.

Собственно, как только окончательно выяснилось, что "главного хиппи" (а также "главметаллиста", "главпанка") не существует, исследования были свернуты. Зато (хиппи довольно потирали руки) был обнаружен "главлюбер" - и тихонько отстранен от дел. Шефство над люберами взяли органы - какие конкретно, я уже не помню.

Возможно, исследователи (точнее, те, кто заказал исследование) читали классиков социологии. Отсутствие главаря - достаточное условие, чтобы считать объединение неформальным, то есть общиной (в терминах Тенниса), у которой нет никакой внешней цели. Наличие же главаря является необходимым (но недостаточным) условием формального объединения, "учреждения" (в терминах Вебера) или "конторы". В 1987 году Владимир Яковлев, тогда еще - корреспондент "Огонька", опубликовал сенсационный материал "Контора люберов", после которого люберам пришлось идти под крыло государства: любая "контора" имеет внешнюю цель, а значит, ее деятельность полностью зависит от того, кто эту цель перед "конторой" ставит.

Исследования "неформальных объединений", таким образом, заключались в том, чтобы обнаружить среди них "формальные" и перехватить управление. Сами же "неформалы" остались за бортом. Отчасти мы знаем, к чему это привело. Но главная потеря исследователей заключалась в другом. Молодежная неформальная "тусовка" полностью соответствует "группам инициации" у представителей "архаических" культур. Это - первый, "тренировочный" опыт самостоятельной жизни, ключевой этап в образовании: посвящение во взрослого. Именно в этом смысле многие называют армию "школой жизни" - благодаря складывающимся в армии неформальным отношениям. Дедовщине, по-русски говоря. Чему учит армейская школа жизни? Бить слабых, терпеть от сильных, уважать статус... Подобную инициацию можно назвать "средней общеобразовательной школой жизни". Ворота такой "школы" должны покидать рядовые граждане без особенных запросов и перспектив. Жизненные перспективы у тех, кто прошел "среднюю общеобразовательную инициацию", могут появиться лишь в том обществе, которое к инициированию своих граждан относится с недостаточным вниманием.

Но существуют и "специальные школы жизни", пройдя через которые, человек приобретает свой стиль. Этот стиль оказывается входным билетом в интеллектуальные и богемные круги, в экспертные сообщества, а порой - и в структуры власти. Университетский стиль, не приправленный некоторой "хиппятинкой", выглядит пресновато и ценится ниже. Впрочем, сам Университет тоже включает человека в круг неформальных отношений (да не только Университет, а вообще - большинство вузов).

Средние школы предоставляют человеку возможность инициации в меньшей степени. Исключение составляют лишь "лицеи", наследующие советским спецшколам, прежде всего - физико-математическим. "Второшкольник" или "Пятисемит" - это марка, которая сохранится за выпускником до старости.

Важность инициации граждан сознается властями (и руководителями учреждений) во многих - если не во всех - странах: как у нас многие карьерные варианты закрыты для тех, кто не служил в армии, так в Израиле, например, до вершин власти нельзя добраться тем, кто не вырос в киббуце, а в США - тем, кто не окончил Гарвард. Подобные правила, безусловно, обрастают большим количеством исключений, поскольку речь идет о стиле. А необходимый стиль можно приобрести и случайным образом - пройдя какую-нибудь совершенно неожиданную "школу жизни".

Хотя отпускать такой определяющий для общества институт, как инициация, в свободное - случайное - плаванье представляется не вполне разумным. В результате наши элитарные спецшколы готовят в лучшем случае экспертов для частного бизнеса (а в худшем - экспертов для правительства США), наши бывшие хиппи подвизаются в желтой журналистике, а у государственного руля оказываются граждане, стиль которых определяется опытом армейской дедовщины.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Гражданское общество' (архив темы):
Максим Брусиловский, Победоносцев над Россией... /15.08/
Идеи обер-прокурора об институтах "Гражданского общества" до сих пор актуальны.
Борис Значков, Гражданские представители флоры и фауны /14.08/
Зеленые профи. Стратегия, тактика, связи, источники финансирования. Собственная политика - и даже собственная полиция.
Сергей Маркедонов, Гражданское общество vs сильное государство. Ложная дихотомия /13.08/
Определитесь, товарищи! Либо вы за сильное государство, либо √ против него. А гражданское общество тут не при чем.
Евгений Давыдов, "Беретта" - оружие пролетариата /13.08/
Нормальный профсоюз позволяет нормальным трудящимся нанять нормальных пацанов - чтобы разобраться с работодателем-кидалой.
Виктор Милитарев, Правовое государство и гражданское общество как священные коровы /09.08/
Коровы - прежние, но теперь они пасутся под другими именами.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: