Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010817.html

Ошибочка вышла
Полемический ответ на статью Валерия Строева
"Лойбы - канах! Референду - муда!"


Ксения Датнова

Дата публикации:  17 Августа 2001

...Вместо слабых мира этого и сильных-
Лишь согласное гуденье насекомых...

(И.Бродский)

1. Налево пойдешь - коня потеряешь

Я бы, может, и не взялась за эту статью - да вот беда, складывается моя жизнь в отечественной журналистике. Кому-то имя мое вполне известно. А тут появляется статья Валерия Строева "Лойбы - канах, референду - муда!", в которой в деталях описана экстремальная группировка Фиолетовый интернационал (Violet International), члены которой, и имя им легион, претендуют на проставление запятых простым смертным - христианам, атеистам, демократам, белым и прочим "скучным существам", ведут активную подрывную деятельность, имеют неприятности с законом... Они, партизаны городских дебрей, являются одновременно националистами и "белыми неграми". И собираются "всех ненавидеть эстетически выраженно, изощренно, парадоксально и интеллектуально". Главным идеологом всего этого интернационала числится г-н Цветков. Так вот, в этой статье несколько раз в числе прочих негров названы мои имя с фамилией. Чисто по человечески - неприятны мне эти инсинуации. Не хочу, чтобы фамилия моя упоминалась в подобном контексте без всякого на то основания. Если же гг. Цветков или Строев и впрямь по каким-то своим причинам искренне считают меня адептом левого, правого или среднего движения - в чем я лично сомневаюсь - стало быть, отрекаюсь, отрекаюсь, чур меня, готова дунуть и плюнуть в угол...

Вместе с нарождением демократии зародилась в умах отечественной интеллигенции боязнь возникновения на русской почве молодежных движений экстремистского и фашистского толка. Педагог мой по мастерству, уважаемый Юрий Николаевич Арабов, неоднократно выражал свои опасения по поводу возможной тотальной фашизации современного общества. Я же, исходя из личного опыта (в 93 - 95 годах имела удовольствие наблюдать разнообразных молодых "крайних", из них сохранила уважение только к экологам), могу сказать одно - течения эти не носят массового характера. Участвуют в них свободные от учебы и работы молодые люди и девушки, представляют такие группировки очередную разновидность молодежной тусовки, со всеми необходимыми составляющими: пьянством, прогулками по городу, распугиванием прохожих, активной, но беспорядочной половой жизнью...

2. Сеанс черной магии с последующим разоблачением

Положа руку на сердце, никакого "Фиолетового интернационала", равно как и отряда лихих "партизан", или чего-то похожего, никогда не существовало.

А было так.

Был юный студент Литинститута с романтической длинноволосой прической и вторичной фамилией, Цветков Алексей. Он учился на одном курсе с моей старшей сестрой, тоже Датновой. Мы познакомилась с ним в редакции одной газеты, после чего некоторое время мы общались с переменным успехом. Довольно тесно.

Алексей писал рассказы в рваном стиле, кося под "подсознание". Постепенно в них стали появляться "революционные" мотивы, давно не являющиеся актуальными: Че Гевара, к примеру, Растафари, Кропоткин, плюс непременная, но также устаревшая ЛСД. Он был словно заворожен звучно лопающимися словами и громкими именами: Маркузе, Фромм, Баадер-Майнхофф, "кастрирующая культура", "глобальная тотальность" (?! Тотальная глобальность!)... Вот и вся интеллектуальность и изощренность. Таким образом, Алексей нашел свой стиль, и стал делать карьеру писателя с помощью горстки политических объединений. Например, свел знакомство с Лимоновым, торговал его газетой, пописывал в нее, разжился комментарием Лимонова к собственной книжке... Но это позже.

Наряду с общественной деятельностью Цветков всегда любил создавать мифы о себе. Участвуя в митингах и шествиях красных, черных, коричневых в общей толпе рядовых, он любил давать интервью, давал до шести интервью в день, ни в одном из которых не было ни единого слова правды, кроме его собственной фамилии, зато вечно присутствовали разветвленные антигосударственные сети борцов, с невообразимым количеством людей в разных городах. (На самом же деле, большинство этих "борцов" были просто подруги г-на Цветкова, действительно, живущие в разных городах. Автоматически записывая их в "фиолетовые", Цветков, должно быть, забыл, что идеология половым путем не передается.)

Касаемо "печатных изданий Фиолетового интернационала" с тиражами в три тысячи и регулярным выходом. Газета "Партизан Африки" в два мелких листа вышла один раз, если не ошибаюсь, тысячей экземпляров. Альманах "Вайолет" не выходил, существовал в виде коллажа в тетрадочке, Цветковым же осуществленного.

Неоднократно встречаются в статье упоминания "студентов ВГИКа", "кинематографистов в большом числе", находящихся якобы на стороне повстанцев и атакующих демократов с флангов. Так это все я... В данном случае Цветков выдал желаемое за действительное.

Тем более что к моменту моего поступления во ВГИК я не общалась ни с ним, ни с его коллегами.

Через некоторое время миф о "Violet International" достигает успеха. Появляются статьи на заданную тему в журналах и газетах, а вот теперь и в Интернете - проинспирированные самим же Алексеем, моим ровесником и некогда приятелем, или его друзьями. Эта дезинформация воспринималась ими как род веселой шутки - почему и не обмануть "скучных существ" обывателей, попутно создавая брэнд из своего имени? Сам Цветков всегда представал в подобных текстах эдаким профессором Мориарти. (Кстати, надеюсь, что хотя бы Валерий Строев - реальное лицо?)

Таким образом, Цветков устраивает из своей жизни бесконечные постмодернистские перформансы, иначе эти бредовые игры нельзя оценить, а между тем именно постмодернизм является субъектом современной массовой культуры: умеренно развлекает столь ненавистного ему потребителя.

Никогда не было сборищ у меня на квартире (как и нигде их не было). Никогда не обсуждались "предстоящие акции". Никогда я не "действовала в области авангардного кино", а тем более - мультипликации. Мультфильма про партизан не существует. Хотя были пара моих набросков на газете - по тогдашней дружбе я и вправду сделала Алексею парочку - так себе иллюстрации, если честно. Было мне тогда, чтобы не соврать, где-то лет шестнадцать. Так я их выкинула...

Остальные фамилии "партизан", упоминающиеся в статье г-на Строева - это соседи Алексея по району или случайные знакомые.

Расстались мы c Алексеем после того, как он все так же весело увлекся НБП. Я лично не одержима русской национальной идеей, евреев люблю, узбеков люблю, грузин люблю особенно, люблю также русских, немцев, французов, австралийцев... К политике отношения не имею и не разбираюсь в ней. Разбираюсь я лишь в кино, чему меня и учили. Но некоторыми вещами шутить не хочу и не буду.

Я не думаю, что изложенная в статье г-на Строева идеология "VI" представляет какую-то гуманитарную ценность, в отличие от того же Кропоткина. Во-первых, она путана. Во-вторых, агрессия ко всему на свете проистекает в таком возрасте обычно от гормональных бурь в организме. Недаром же основными потребителями боевиков по статистике являются именно молодые... В-третьих, я не понимаю, как это - быть "против" вообще, неконкретно? Позитивная программа остается ахиллесовой пятой многих политических движений.

Я вполне отдаю себе отчет, что Алексей, перенесший весь свой литературный талант из области бумажной в область изустного творчества, может выдумать еще не одну такую историю, в том числе и про меня. Убедительно прошу его воздержаться в дальнейшем от подобных эскапад. Хотя это не первый пример того, как, оказавшись недостаточно талантливым или упорным в области искусства, художник идет в политику, и призывает, к примеру, засеять всю Украину крапивой. К сожалению, страшные люди, идеологи, философы-мракобесы в наши дни все-таки существуют. Однако я думаю, из Цветкова, несмотря на все усилия, никак не выйдет новый Гитлер. Не из Цветкова. Страна может спать спокойно, не мучась хотя бы фиолетовым кошмаром.

Зря я интересовалась такими людьми, посещала их мероприятия и дома. Вероятно, нельзя было быть рядом с ними даже просто наблюдателем, это наказуемо, и я навеки запачкала свою белую чистую карму!