Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политика образования / Политика / < Вы здесь
Московская многопрофильная школа жизни
Взгляд изнутри

Дата публикации:  20 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Отождествление современной молодежной тусовки с архаической группой инициации представляется сомнительным. "Школа жизни" - да, но инициация?.. Все-таки там главная мифологема - смерть как шаг к рождению в новом качестве. Люди проходят через испытания, стремясь начать новую жизнь. А молодежная тусовка - новая жизнь сама по себе: начавший хипповать подросток обычно уверен, что это навсегда, и ни к какому последующему перерождению не стремится. В этом плане только армию можно частично сравнивать с институтом инициации: здесь есть и страдания, и миф о том, что после армии юноши становятся "настоящими мужчинами".

Всякий человек на пути к взрослению проходит некую "школу жизни". Таким образом, можно представить себе многопрофильное учебное заведение, выпускники которого имеют разные возможности - в зависимости от профиля класса. У Якимца в роли профилей выступают различные "неформальные объединения молодежи" - хиппи, панки, а также вузы и особо выдающиеся школы. Плюс "общеобразовательный" класс - армия. То есть в основе разделения лежат идеологические и образовательные факторы. Я же, наблюдая мир вокруг себя, сомневаюсь, что сейчас подобное членение актуально.

Честное слово, моя статья не приурочена к десятилетнему юбилею путча. Я и вспомнил-то о нем, только когда понял, что темы изменений последних лет не избежать. Но раз уж такое дело, произнесем наиболее подходящую к юбилею фразу: "За прошедшие десять лет многое изменилось". Например, мои друзья-ровесники почти повзрослели. Среди них, кстати, преобладают в прошлом хипповавшие и панковавшие выпускники элитных школ, ныне студенты. Только вот хипповали мы в возрасте 12 - 14 лет. А люди, которые лет на 10 нас старше - в 18 - 20. Почувствуйте разницу. В метро и на улицах Москвы, по визуальным впечатлениям, стало вообще намного меньше разного рода ярко выраженных неформалов. Как-то стушевались разборки между группировками. Даже скины рэпперов почти не бьют, не говоря уже о менее злостных противостояниях. В провинции, насколько мне известно, ситуация иная - регулярные "бои" продолжаются. В Москве же идеологическая подоплека молодежных тусовок постепенно атрофируется.

Это выразилось и в "эстетической интеграции" молодежи. Если раньше налицо было жесткое разделение тусовок по музыкальным вкусам, то сейчас системы определения "свой-чужой" работают весьма приблизительно. Фанат Цоя образца начала-середины 90-х сходу забраковал бы нынешних участников "Кинопроб", обозвав их попсой, эстрадой и прочими нехорошими словами. А теперь Цой в исполнении Мумий Тролля и Земфиры - "все модное в нашей музыке сегодня".

Что касается элитных школ, то по-прежнему можно за версту узнать "шести-" или "пятисемита". Уверен, однако, что уже через год-два нынешние выпускники этих школ будут менее узнаваемы, потому что не уровень образования, не специфическая школьная атмосфера и не идеология учителей будут в наибольшей степени определять стиль поведения взрослеющего члена общества.

Да, пока что я легко отличаю человека "из моего круга" от представителя, скажем, "золотой молодежи". Пока что внешние атрибуты довольно четко выражены. Мы читаем разные книги, хотя вкусы уже иногда совпадают. То же с музыкой, кино, одеждой. Происходит постепенное сближение интересов, потому что наши пристрастия определяет не идеология, а мода. Речь не идет об исчезновении индивидуального вкуса или о "притуплении" способностей. Но на уровне молодежной тусовки мода, как ни печально, все равно выходит на первый план. Если раньше мы радостно делили музыку на "коммерческую" и "некоммерческую", слушали вторую, а первую оставляли "золотой молодежи", то теперь "андеграунд" стал значительно менее доступен: творцы-энтузиасты не могут претендовать не то что на цоевско-бэгэшную популярность, а даже на "широкую известность в узких кругах".

Жизнь становится быстрее, идеологических различий все меньше, "Культура" и MTV вещают на одной и той же пятой кнопке, все смешивается, все крутится, все куда-то бегут... Куда деваться? Как отличить "своего" от "чужого"? А вот как. Основным критерием разделения молодежи на тусовки постепенно становятся деньги и методы их добывания. Общество потребления наступает! Можно даже сказать, подрастает. Основной параметр, по которому мои друзья-приятели распознают "золотую молодежь", состоит в том, что им-де богатенькие родители денег дают, а сами они ни хрена не делают, а только в клубах колбасятся. Не, мы тоже не прочь в клуб сходить, только не в такой дорогой. А деньги на это дело мы сами заработаем, своим трудом. А если возьмем у родителей, - то в качестве исключения или в долг. В противном случае нас будут мучить угрызения совести: "Сколько можно у родителей на шее сидеть! Пора повзрослеть!" Вот где наша инициация: перебороть лень и начать зарабатывать деньги.

Часто говорят, что XXI век - век профессионалов. Университетские преподаватели уверяют, что общая эрудированность студентов в последнее время резко упала и они все больше замыкаются в рамках узкой специализации. Это вполне естественно: студенты в большинстве своем пытаются усвоить ту часть университетских знаний, которая в будущем поможет им зарабатывать. При выборе вуза и факультета решающую роль все чаще играет не заинтересованность студента в той или иной сфере, а престижность и перспективы дальнейшей карьеры. Соответственно, цены в разных учебных заведениях - разные. И небогатые "дети из интеллигентных семей", выбравшие какой-нибудь историко-филологический факультет бесплатного вуза, формируют отдельную тусовку, участники которой куда чаще общаются со своими школьными друзьями, чем со студентами экономического факультета того же вуза.

Студентам же "неперспективных" факультетов приходится искать свои пути. Основные задачи, которые надо решить, чтобы устроить свою жизнь, повзрослеть: выучить парочку иностранных языков, овладеть каким-нибудь ремеслом, и, главное, приобрести побольше полезных связей. Дальше - как получится.

Дети из интеллигентных семей, воспитанные, как правило, в благоговении перед свободой, не испытывая необходимости бороться за оную, приходят к новой системе ценностей. Словосочетание "юношеский идеализм" пора заменять на "подростковый", а то и "детский идеализм". На место идеализма приходит здравомыслие. Теперь любая патетика после 17 лет всегда неуместна и часто смешна, как кажется смешным хиппи старше 15-ти. Протест становится уделом четырнадцатилетних, люди же постарше, которые лет 10 назад наверняка бы вовсю хипповали, предпочитают спокойно вписаться в общество, стараясь, впрочем, не продаться уж совсем явно. Здесь, кстати, всплывает еще один фактор разделения нового общества на профили: кто-то уже перепутал профессионализм и беспринципность, а кто-то пока нет.

Сейчас непонятно, будут ли окончательно "сброшены с парохода современности" идеалы предыдущей эпохи. Пока что люди вокруг постоянно пытаются найти какой-то баланс между старыми и новыми установками. Выражается это, например, в смущенных шутках типа: "Ну, вот, продался олигархам", сопровождающих поступление на неплохо оплачиваемую работу. То есть человек уже понимает, что это вполне нормально, но по старой памяти чувствует себя немного неловко. Наверное, когда такие шутки исчезнут, можно будет говорить о формировании общества потребления, которое во многом не менее опасно для личности, чем тоталитарное, но все же, видимо, предоставляет каждому конкретному человеку несколько большую свободу маневра. И взрослеющая московская молодежь обнаруживает все более явные внутренние различия в рамках этой свободы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политика образования' (архив темы):
Евгений Давыдов, Школа для маргиналов /17.08/
Идеологический шантаж: пока учителям не повысят зарплату, они будут учить и воспитывать наших детей по-коммунистически.
Дмитрий Старицкий, К чему Кутейкину приспичило реформировать Цифиркина? /16.08/
"Бакинский вариант". Неформальное финансирование "бесплатного" образования. Цены и механизмы.
Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: