Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политика образования / Политика / < Вы здесь
Психологическая самозащита как базовый предмет школьной программы
Дата публикации:  28 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Основной недостаток современной школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в школе сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях учеников между собой.

Отношения учителей и учеников благодаря своей длительности, малой подвижности и неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Наиболее отчетливо это проявляется в отношениях "клиент - сервер". Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Очевидно, что, несмотря на внешнее "господство" клиента, ведущую роль в самих этих процессах играет "сервер" (привет дедушке Гегелю). Так же и учитель, как правило, компетентнее учеников в преподаваемом предмете - во всяком случае, большинства учеников.

Второй тип подчинения ученика учителю в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе иногда бывает очень похоже на рабство. Наверное, почти каждый может вспомнить одного или двух своих школьных учителей, для которых основным в процессе их "работы" было наслаждение властью над подопечными. И здесь речь идет не о замаскированных случаях, а о совершенно явных. Таких учителей ученики и их родители ошибочно называют "церберами", "мегерами" и т.п. Родители, пытаясь по-дурацки рефлектировать, обычно говорят про таких учителей, что они "совсем не любят детей".

В отношениях же учеников между собой можно выделить два полюса, действительно реализующихся на практике, и все промежуточные, более обычные, типы отношений. Первый полюс - это отношения товарищества, иногда доходящего до дружбы. Второй полюс - это малая группа, организованная аналогично обезьяньей стае или "уличной компании". Такие группы хорошо описаны, например, в работах Анатолия Добровича.

Нужно заметить, что политические лидеры всех уровней и большинство бизнесменов обычно вырастают не из лидеров этих полубандитских малых групп. Методы, которым они обучаются, более мягкие и в современных условиях более эффективные. В них нет прямых угроз жизни, здоровью и т.п., что практикуется лидерами малых групп. Вместо этого используется гипнотическая "эллиптическая" речь, фальшивая истерика, угрозы без конкретизации, имитация детской мимики и интонаций, которые применяются трехлетними детьми, когда они вымогают что-нибудь у своих родителей.

Большинство же людей уже в школе практически окончательно формируются в качестве исполнителей воли этих лидеров.

В сфере отношений учителей и учеников школа за последнюю пару столетий почти повсеместно значительно гуманизировалась. Особенно расширились права учащихся в американской школе, порой даже в ущерб их образованию. И хотя, как уже говорилось выше, место для учителей-рабовладельцев еще находится, большинство учителей не таковы. Учителя ведь "по жизни" в большинстве своем вовсе не "лидеры", а "подчиняющиеся". Кроме того, учителю, как правило, не нужно утверждать перед учениками свое право на руководство учебным процессом.

Поэтому эта проблема менее опасна. Но, к сожалению, внимание общества привлечено в основном к ней. Проблема же "гипнотического вымогательства" почти не замечена. Даже фильмы Хьюза и Земекиса, посвященные детско-юношеской тематике, не попадают в центр проблемы. А в одном из лучших произведений мировой литературы на эти темы - в повести Гессе "Демиан" - герой получает поддержку от своего более сильного и умудренного товарища в столкновении с мелким лидером бандитского, а не "гипнотического" типа.

В "тренингах общения", которые некоторые психологи проводят с детьми и их родителями, обучение направлено на то, как приспосабливаться к бытующим порядкам (как будто порядки эти вытекают из законов природы, а не обусловлены действиями людей, за которые уважающий себя человек порой обязан "давать в глаз"), как "конструктивничать" или использовать других, а не на то, как бороться. Поэтому тот "личностный рост", которому претендуют обучить эти специалисты, есть на самом деле личностное падение.

Почему же так долго не было понимания самого существования этой проблематики - ведь очень многие психологи вплотную подходили к этому пониманию? Дело, видимо, в том, что психологи, как и другие ученые, являются или мелкими "господами", или, что гораздо чаще, "рабами". "Господин" доволен своим положением и не хочет раскрывать секрет своей психологической касты. А "раб" и боится восставать, и стесняется своего рабского поведения, делая перед самим собой вид, будто ничто не ущемляет его человеческого достоинства.

Таким образом, в настоящее время невозможно просто предложить государству ввести в школьную программу курсы психологической самозащиты. Нужно сначала привлечь к этому вопросу внимание общества, добиться государственной и спонсорской поддержки на создание учебных курсов, обучить преподавателей (которые в большинстве своем - типичные "лохи", так что психологической самозащите им нужно обучиться сначала самим).

С конъюнктурной точки зрения государству может казаться более выгодным сохранить статус-кво - так, мол, не будет риска уменьшения управляемости. Но в долгосрочной перспективе существует противоположный риск - опасность отставания от западных демократий, в которых, в отличие от России, есть хотя бы костыль гражданского общества. И я уж не говорю о том, что вообще-то стоило бы поддержать стремление человека стать по-настоящему разумным существом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политика образования' (архив темы):
Дайте нам денег и оставьте в покое! /28.08/
Руглый стол. Реформа образования нужна - но не особенно и не такая, какую планируют. Суровый мужской разговор о нелегкой будущей судьбе "цветов жизни" ведут профессор Сабир Гуссейн-Заде (МГУ), доцент Игорь Данилевский (РГГУ), преподаватель русского языка и литературы Лев Соболев и зампред ГД по образованию и науке Александр Шишлов.
Михаил Тульский, Коммерциализация образования - "сверху" и "снизу" /27.08/
Выбор России: либо образование останется бесплатным, либо большинство населения будет неграмотным.
Лев Лурье, Мифология начинается с учебника /27.08/
Сталин обернется Петром Первым. Школа вновь станет имперской - если кадры потянут и будет пресечена коррупция. Интервью с создателем Санкт-Петербургской Классической Гимназии.
Ефим Дикий, Школа Путина /24.08/
Различные властные группировки желают по-разному структурировать образование в России. Впрочем, Дума, скорее, все запорет - как обычно. Мнение конспиролога.
Владимир Жириновский, Все менять! /23.08/
Интервью о назревшей реформе образования.
Михаил Денисов
Михаил
ДЕНИСОВ
политолог

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: