Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010829-mar.html

Что сулит России "парад суверенитетов" в гуманитарном образовании?
Сергей Маркедонов

Дата публикации:  29 Августа 2001

Может ли чиновник быть лояльным государству, если оно видится ему источником неисчислимых бед и страданий лично для него и его народа? Может ли государство в свою очередь требовать законопослушания от гражданина, привыкшего к мысли о правящей элите как источнике перманентного геноцида? Вопросы подобного рода кажутся на первый взгляд абсолютно бессмысленными. Между тем, отвечать на них придется уже в самое ближайшее время и российскому обществу, и российской бюрократии.

"Войну выиграл прусский учитель истории", - прокомментировал Отто фон Бисмарк итоги франко-прусской кампании 1870 года. Достаточно вспомнить колоритный образ школьного наставника Канторека из известного романа Эриха Марии Ремарка (отнюдь не поклонника "железного канцлера") "На западном фронте без перемен", чтобы понять правоту слов отца-основателя единой Германии. За десять лет существования независимой России наши школы и вузы выпустили целое поколение, по-новому осмыслившее историческое прошлое. Воспитанные на партикуляристских схемах национальных и областных "историй" вчерашние школьники и студенты не сегодня-завтра займут места в управленческих структурах, бизнес элите, станут властителями дум интеллигенции. В этой связи правомерен вопрос: не встретят ли все меры по укреплению вертикали власти сопротивление со стороны новой "поросли", с младых ногтей знающей "правду" о геноциде адыгов после Кавказской войны, четырехсотлетнем противостоянии непокорной Чечни и Российской империи, о жестоком покорении Казани Москвой и искусственном насаждении русской культуры в Башкирии? Не встанут ли на место московского мэра отличники по "москвоведению", а на место республиканских ханов ученики, делавшие значительные успехи в изучении "Этикета народов Кавказа", равно как и прочих "этикетов", в которых ключевыми словами являются "геноцид", "депортация", "русификация"?

"Краткий курс" умер! Да здравствуют "Краткие курсы"!

Десять лет назад мы в едином порыве радовались исчезновению из учебных планов и программ пресловутого наследия "Краткого курса". Ненавистные (особенно студентам технических и естественнонаучных вузов) марксистско-ленинская "философия", научный коммунизм, основы научного атеизма и история КПСС были сброшены с корабля отечественного образования. Но всеобщее ликование оказалось преждевременным. На смену марксистко-ленинской экзегезе пришли "краткие курсы" в новом этнонационалистическом (или вульгарно-областническом) обличии. Под видом т.н. регионального компонента гуманитарного образования мы получили фактический "парад суверенитетов" в изучении истории, политологии, культурологии. "О нашем народе ходит много исторических небылиц и лживых мифов. Раньше это насаждалось нарочно, чтобы преуменьшить значение татарского народа", - обращается к школьникам младших классов (!) учебное пособие по истории Татарстана. "Целые страницы многовековой истории нерусских народов, и прежде всего тюркских, замалчивались или преподносились с негативной оценкой" - эти слова адресованы уже хорошо "подготовленным" учащимся 8-9 классов. Не отстают от соседей и башкирские специалисты. Оказывается, "за тысячелетнюю историю своего существования башкирский народ вряд ли когда-либо считал себя счастливым... Не сделали его счастливым ни российская, ни советская империя". Последний пример особенно красноречив. В Башкирии "титульная нация" по численности занимает лишь третье место. Тем не менее, с 1995 года все без исключения учащиеся школ республики (и татары, и русские) "осчастливливаются" обязательным изучением башкирского языка, а также дополнительных предметов - культуры, истории, географии Башкирии. Некоторые пособия демонстративно начинаются с описания противоборства России и "своего" народа. Учебник по истории культуры адыгов начинается с событий Кавказской войны. Как будто до XIX столетия у адыгов не было ни истории, ни культуры.

Что же касается доказательств, то авторы учебников по "национальным историям" не затрудняют себя поиском оных. Значительная их часть построена в соответствии с бессмертными ленинскими принципами "партийности" в литературе. Все, что полезно делу "национальной" истории, - то благо; все, что не укладывается в "прокрустово ложе", - "фальсификация", "наследие имперской историографии". В современной научной литературе появилось емкое, хотя и не бесспорное определение - "внутреннее зарубежье". В самом деле, среда обитания русских, равно как и представителей других этнических групп в субъектах РФ, где законодательно закреплен приоритет "титульной нации", становится чужой. И одной из причин формирования "внутреннего зарубежья" являются научно-педагогические процессы по регионализации образования. Увы, анализ образовательного "парада суверенитетов" стал предметом газетного стеба да специальных научных докладов. А ответработникам российского минобразования хорошо было бы вспомнить афоризм Эрнеста Геллнера: "Национализм формирует нации, а не нации национализм". Во все времена карьерный успех в немалой степени определялся уровнем образования, как и его направленностью. Будет ли иметь шанс на быстрое продвижение по чиновничьей лестнице русский в Адыгее, если не постигнет в добровольно-принудительном порядке азы "геноцидоведения"? Сможет ли татарин стать президентом Башкирии, если сохранит собственную идентичность? Если нет, то о каком гражданском обществе и равенстве перед законом мы ведем разговор?

Было бы неверно сводить "парад суверенитетов" в гуманитарном образовании исключительно к этнонационалистическим курсам. На Юге России школьники узнают об автохтонном происхождении казачества, не имеющего отношения к "русским беглым холопам", а в Москве курс москвоведения формирует особую московскую идентичность.

Академический шовинизм

"Опасный вирус этноцентризма проник в исторические труды, снижая и без того невысокий их уровень: сказался разрыв научных связей, финансовые проблемы гуманитарных наук, массовый отток кадров (не в последнюю очередь из-за этнонационалистической "партийности" - С.М.). Дело в том, что на Северном Кавказе, как и в России, появился легион дилетантов от истории, бросившихся с пылом неофита опровергать общепризнанные в науке концепции", - пишет известный специалист по истории Кавказа Людмила Гатагова. В самом деле, защита диссертаций, разработка новых научно-методических пособий и исследовательских тем зависит от верного служения единственно верному этнонационалистическому учению. И "на выходе" получаем "План-проспект по истории Кабардино-Балкарии", где об истории кабардинцев рассказывается почти в 20 раз больше, "Хронологию истории ингушского народа", в которой из 360 дат более 100 повествуют об актах насилия по отношению к свободолюбивым горцам. Благодаря "стерилизации" научных трудов в российских республиках и областях уже успели сложиться целые "школы" и "направления", доказывающие этническое (зачастую и в биологическом смысле слова) превосходство своего народа над другими и являющихся своеобразными идеологическими "think-tanks" для региональных элит. И если нынешние элиты прошли хорошую "интернационалистскую" закваску и используют этнонационализм прагматически и ситуативно, то новое поколение, воспитанное в духе поклонения этнонационалистическим богам и героям, будет готово отбросить за ненадобностью старую идеологическую ветошь братства народов.

Сегодня о реформе образования не пишет только ленивый. Единый экзамен, двенадцатилетка... Наверное, все это важно и неотложно. Но без преодоления "парада суверенитетов" в гуманитарной сфере достичь подлинного единства государства мы не сможем никогда. Самые яркие впечатления - школьные и студенческие. Впитав в себя идеи этнического и религиозного превосходства, завтрашние президенты и губернаторы, предприниматели и академики не будут бороться за чуждую для них идею "собирания России". Зачем "собирать" Родину, творящую геноцид и замалчивающую их происхождение от шумеров-этрусков-римлян?