Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политика образования / Политика / < Вы здесь
Статистика изменений в российской системе образования
Дата публикации:  29 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Первое, что бросается в глаза, - это формальный рост уровня образования населения. По данным переписи 1989 г. в РФ высшее образование имели 11,3%, незаконченное высшее - 1,7%; по микропереписи 1994 г. - 13,3% и 1,8% (все цифры от числа россиян в возрасте 15 лет и старше). Однако при проведении переписи людей спрашивают об образовании, не проверяя по государственным документам, действительно ли они его получили и получили ли они его в государственном ВУЗе или в "шарашкиной конторе" - или вовсе "купили диплом". То есть на самом деле доля высокообразованных не выросла: первая половина 1990-х гг. была временем массовой "покупки дипломов", причем государство тогда всерьез не пресекало это явление. Только в 1996 г. ВУЗы получили указание сообщать в госорганы каждый год поименные списки учащихся: теперь "диплом" купить за пару дней стало невозможно, обман можно легко проверить. Однако с упадком купли-продажи "дипломов" расцвела купля-продажа самого "образования": все более платными становятся государственные ВУЗы, не говоря уже о частных. Фактически сейчас в ВУЗ может поступить даже самый отъявленный дебил, если у его родителей есть деньги. И пагубно для страны даже не то, что дебил может поступить, но то, что он может фактически закончить ВУЗ, так и оставаясь дебилом: на платных факультетах бурным цветом расцвело взяточничество за "успешную сдачу" экзаменов и зачетов. Само собой считается, что раз студент смог заплатить за учебу, то сможет заплатить и за "успеваемость".

Параллельно с ростом доли высокообразованных снижается и доля малообразованных. Если в 1989 г. 12,9% россиян имели начальное образование и 21% - неполное среднее, то в 1994 г. - 10% и 20,2%. Однако заслуги властей и реформаторов здесь опять нет никакой: малообразованными являются в РФ в основном пенсионеры, которые не получили полного среднего образования в силу того, что в те годы, когда они учились в школе, обязательной была не 10-летка (с конца 1980-х она переименована в 11-летку), а 4-летка, 7-летка или 8-летка.

Рост коммерциализации на фоне общего упадка

За годы реформ стали развиваться не только частные (платные) ВУЗы, но и такие же средние школы. Если в к 1 сентября 1993 г. (далее все данные на тот или иной год приведены на 1 сентября) в РФ было 368 таких школ, то через 6 лет - уже 607 (более трети из них имеют меньше 11 классов), число учащихся в них выросло с 32,6 тыс. до 53 тыс., учителей - с 9,2 тыс. до 15 тыс. Если в 1993 г. частные школы выдали 0,8 тыс. аттестатов об их окончании, то в 1997 г. - 3,1 тыс. Таким образом доля частных школ хотя и остается ничтожной в системе среднего образования, но все же имеет тенденцию к росту.

На фоне роста числа частных школ наметилась тенденция к снижению числа государственных дневных школ: если в 1995 г. их было 68,4 тыс., то в 1999 г. - 66943. Такое снижение связано с закрытием школ в отдаленных районах Сибири и других регионах: часто единственная школа в селе или поселке прекращает существование, и дети лишаются возможности получить даже среднее образование. Резко упало число вечерних школ, где могли получить среднее образование работающие взрослые, в свое время не закончившие 10 классов: если в 1985 г. таких школ было 4,6 тыс., то в 1999 г. - 1,7 тыс. Не изменилось лишь число школ для детей-инвалидов: на протяжении 1990-х гг. каждый год их было 1,9 тыс.

Микроперепись 1994 г. выявила следующие пагубные тенденции: в возрастной группе 15-19 лет имели лишь начальное образование (то есть бросили школу, не закончив даже 9 классов) в 1989 г. - 3,9%, а в 1994 г. - 8,5%. В то же время упала доля тех, кто имел полное среднее общее образование с 36,4% до 33,3%, среднее специальное - с 4,9% до 4,5%, незаконченное высшее - с 1,0% до 0,8%. То есть уровень образования у юного поколения явно снизился, причем по всем параметрам.

Число школьников, достигнув в 1997 г. пика в 22,2 млн., устойчиво снижается, составив в 1999 г. 21316 тыс. Также и число учителей снизилось с 1798 тыс. в 1997 г. до 1787 тыс. в 1999 г.

Единственное действительно положительное изменение в системе образования за годы реформ - небольшое снижение числа школ с 2-3-сменным обучением с 23,4 тыс. в 1994 и 1995 г. до 20,2 тыс. в 1999 г. при одновременном росте числа школ с занятиями в первую смену с 42,8 тыс. в 1994 г. до 44,7 тыс. в 1999 г. (без школ для инвалидов). Соответственно и число школьников, обучающихся в первую смену, выросло с 15,0 млн. в 1993 г. до 15,8 млн. в 1999 г., а в две-три смены упало до 4,5 млн.

Социальное расслоение и сопутствующие изменения: больше ВУЗов, меньше "путяг"

Коммерциализация опасна (на первых порах, по крайней мере) прежде всего в связи с "социальным расслоением" школ. Все больше обычных школ получают элитный статус гимназий и лицеев: в 1999 г. в 1050 гимназиях учились 840 тыс. школьников, а в 729 лицеях - 493 тыс. Образование лицеев, гимназий и частных школ привело к тому, что теперь существуют не только подготовительные курсы для поступления в ВУЗы, но подготовительные курсы для поступления в "элитные" средние школы: и за те, и за другие курсы, естественно, приходится платить.

Бурный рост переживают в годы реформ частные ВУЗы: если в 1994 г. их было 157, то в 1999 г. - 349, за эти же годы число студентов выросло с 110,5 тыс. до 344,9 тыс. При этом наиболее популярным видом обучения в частных ВУЗах была и остается заочная форма обучения: в 1994 г. на ней училось 54,5 тыс., а в 1999 г. - 173 тыс. (на дневных отделениях в 1999 г. училось 139,8 тыс., на вечерних - 31,2 тыс.). В первой половине 1990-х гг. произошел всплеск частных экстернатов: в 1994 г. в них обучалось 7,8 тыс. студентов, но к концу 1999 г. эта цифра упала до 0,9 тыс. Такое падение числа обучающихся в экстернатах связано, по слухам, с абсолютной коррумпированностью частных экстернатов и полной потере доверия к их аттестатам - как в частных фирмах, так и в государственных организациях.

Число государственных ВУЗов за годы реформ также увеличилось: если в 1988 г. в РФ было 507 государственных ВУЗов, то в 1999 г. - 590. Однако число студентов стало расти не сразу: оно упало с 2966 тыс. в 1985 г. до 2534 тыс. в 1994 г., а потом выросло до 3728,1 тыс. в 1999 г. Студентов вряд ли стало бы больше после 1994 г., если бы не широкое распространение платных отделений и факультетов в государственных ВУЗах после принятия новой Конституции в декабре 1993 г. В 1999 г. бесплатно обучались в государственных ВУЗах как раз столько же, сколько и в 1994 г. (около 2,5 млн.) Весь рост числа студентов государственных ВУЗов, таким образом, происходит за счет платного образования.

Доля женщин среди учащихся ВУЗов в 1986-92 гг. упала с 57% до 50%, а к 1997 г. снова выросла до 55%. Женщины обеспечили 70% прироста числа студентов в 1994-97 гг. Можно предположить, что часть женщин, которые в прежних условиях из-за недостаточного уровня знаний пошли бы учиться в техникумы, из-за развития платного образования попали в ВУЗы (кстати, в 1995-97 гг. доля женщин среди учащихся средних специальных заведений упала с 61% до 59%).

Вообще, годы реформ стали периодом упадка ПТУ и техникумов. Если в 1987 г. в ПТУ учились 2,3 млн. человек, то в 1999 г. - 1694 тыс. Уменьшилось и число самих ПТУ: в 1993 г. их было 4273, а в 1999 г. - 3911. Снижение числа "ПТУшников" - пагубная тенденция, так как неблагополучные подростки в ПТУ приобретают профессию, их приводят и устраивают на работу на заводы (самим им часто даже в голову не приходят придти на завод для выяснения вопросов трудоустройства). В советские времена была установка доучивать "двоечников" до конца школы, теперь же их выгоняют из школ уже после 9 класса, тем более что они часто еще и не изъявляют желания платить за старшие классы. Оказываясь на улице, а не в ПТУ, такие подростки пополняют сначала толпы "хулиганов", а потом - криминальные структуры.

Из 1694 тыс. "ПТУшников" в 1999 г. 1174 тыс. учились в дневных отделениях на базе 9-летки, 254 тыс. - на базе 11-летки, 179 тыс. в дневных "группах, в которых молодежь не получает среднего образования", 87 тыс. - в вечерних ПТУ (в основном это взрослые). Интересно, что во всех отделениях в 1999 г. было выпущено меньше, чем принято на учебу, только в "группах, в которых молодежь не получает среднего образования", выпуск больше приема: это означает, что в процессе учебы часть учащихся переводится в эти группы из обычных.

Что касается техникумов и других средних специальных заведений, то здесь нет такого упадка, как в отношении ПТУ: число учащихся в 1988-1994 гг. упало с 2408 тыс. до 1871 тыс., а потом снова выросло до 2147,3 тыс. в 1999 г. У руководства техникумов вошло в моду получение их заведением статуса "колледжа": при том, что на протяжении 1990-х гг. число средних специальных заведений оставалось равным 2,6 тыс., число колледжей выросло с 432 в 1992 г. до 968 в 1999 г. Если в ВУЗовском обучении экстернат быстро вышел из моды, то среди средних специальных заведений он наоборот приобретает популярность: в 1995 г. учились в экстернатах 0,2 тыс., а в 1999 г. - 2,9 тыс.

Последнее десятилетие наблюдается упадок вечерних и заочных техникумов: если число учащихся в дневных выросло с 1564 тыс. в 1988 г. до 1598,9 тыс. в 1999 г., то в вечерних - упало с 201 тыс. до 86,2 тыс., а в заочных - с 643 тыс. до 459,3 тыс.

Частные техникумы и колледжи реже распространены, чем частные ВУЗы: в 1999 г. в РФ работали 73 негосударственных средних специальных учебных заведения с 28,3 тыс. студентов (в 1997 г. в 65 частных заведениях учились 16,4 тыс.).

Прочие изменения

За годы реформ выросло число учащихся на дневных отделениях ВУЗов: с 1569 тыс. в 1985 г. до 2213 тыс. в 1999 г. Это связано с отсрочкой от службы в армии для студентов-мужчин, которая действует только в отношении дневной формы обучения. В последние годы бурно растет и число учащихся на заочных отделениях: в 1985 г. их было 1013 тыс., а в 1999 г. - 1277,6 тыс. В 1999 г. был достигнут абсолютный рекорд - 344,8 тыс. поступивших на заочные отделения (в 1985 г. был предыдущий рекорд - 184 тыс., к 1992 г. их число упало до 129 тыс.). В то же время снизилось число учащихся на вечерних отделениях: с 384 тыс. в 1985 г. до 228,3 тыс. в 1999 г.

Разрыв былых экономических и политических связей со многими странами приводит к снижению числа иностранцев, обучающихся в России: в 1992 г. в ВУЗах РФ обучалось 103,9 тыс. граждан стран СНГ, в 1999 г. - 32 тыс.; число студентов из дальнего зарубежья существенно понизилось (например, число студентов из Прибалтики за один год упало с 3 тыс. до 0,9 тыс.)

Проблема трудоустройства

Если в советские времена почти все закончившие ВУЗы и техникумы сразу получали работу, то сейчас таких менее половины. По состоянию на 1 октября 1999 г. направления на работу получили 44% окончивших в 1999 г. дневные отделения ВУЗов (132,5 тыс. из 298,7 тыс.) и 30% (98,7 тыс. из 329,5 тыс.) окончивших дневные отделения средних специальных учебных заведений. При этом надо учесть, что в 1997 г. эти цифры составляли 47% и 33% соответственно, то есть шансов трудоустроится у нынешних студентов становится все меньше.

Особенностью периода реформ стал рост числа тех, кто одновременно работает и учится. По данным опроса ИСПИ РАН в 1995 г. около 80% юношей и девушек время от времени подрабатывают. Постоянно работают, совмещая работу с учебой, 10,8% учащихся дневных отделений, в том числе 6,9% школьников, 11,7% учащихся ПТУ, 17,4% студентов техникумов и 15,7% студентов ВУЗов. К 2000 г. доля таких учащихся выросла. При этом в Москве и тех регионах, где безработица ниже, доля работающих и учащихся одновременно выше. В советские времена среди учащихся дневных отделений никто не работал, хотя подрабатывали время от времени многие. То, что сейчас учащиеся стали больше работать и подрабатывать, объясняется тем, что это стало легче сделать юридически, а также и тем, что на советскую стипендию можно было обеспечить себя хотя бы питанием, а сегодняшней стипендии (100-200 рублей в технических ВУЗах и 200-300 рублей в гуманитарных) может хватить только на проезд на транспорте. Именно с тем, что все больше людей вынуждены соединять работу с учебой, и связан нынешний бум заочного обучения, о котором сказано выше.

Возможно, проблему трудоустройства хотя бы отчасти решит "система целевой контрактной подготовки", распространившаяся в последнее время. При этой системе за обучение своего сотрудника платит предприятие (часто эти предприятия бывают государственными): в 1999 г. так учились 203,7 тыс. человек в ВУЗах и 113,4 тыс. - в техникумах и колледжах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политика образования' (архив темы):
Яна Амелина, Двенадцать лет в черном переднике? Кошмар! /28.08/
В современных условиях введение 12-летки - опасная авантюра. Если к этому добавить еще и школьную форму, обучение станет вообще невыносимым.
Михаил Денисов, Психологическая самозащита как базовый предмет школьной программы /28.08/
Учитель делает вид, будто он - "господин". На самом же деле он - "раб".
Дайте нам денег и оставьте в покое! /28.08/
Руглый стол. Реформа образования нужна - но не особенно и не такая, какую планируют. Суровый мужской разговор о нелегкой будущей судьбе "цветов жизни" ведут профессор Сабир Гуссейн-Заде (МГУ), доцент Игорь Данилевский (РГГУ), преподаватель русского языка и литературы Лев Соболев и зампред ГД по образованию и науке Александр Шишлов.
Михаил Тульский, Коммерциализация образования - "сверху" и "снизу" /27.08/
Выбор России: либо образование останется бесплатным, либо большинство населения будет неграмотным.
Лев Лурье, Мифология начинается с учебника /27.08/
Сталин обернется Петром Первым. Школа вновь станет имперской - если кадры потянут и будет пресечена коррупция. Интервью с создателем Санкт-Петербургской Классической Гимназии.
Михаил Тульский
Михаил
ТУЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: