Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Зачем России парламент?
Колонка редактора

Дата публикации:  29 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вопрос этот звучит чудовищно с точки зрения любого демократа. Но я вовсе не собираюсь покушаться на ценности народовластия - не потому что их разделяю, а потому что вопрос лежит совсем в иной плоскости. Представляет ли российский парламент волю населения?

Речь здесь не идет об этических и юридических проблемах, связанных с процедурой парламентских выборов. "Лоховство" избирателя изживается со временем, а юридические вопросы решаются в техническом порядке. Речь также не идет о расхожем мнении, будто Дума - это толпа профанов, которые могут только поднимать никчемные проблемы порнографии или чистоты русского языка, но не в состоянии квалифицированно разобраться с бюджетом etc. Запоминающиеся по телевизионным репортажам колоритные думские фигуры - это еще не вся Дума: в комитетах сидят отнюдь не профаны.

Обратить внимание следует на другое обстоятельство. По большинству округов баллотируются кандидаты, в этих округах фактически не проживающие. Обстоятельство знаковое: избиратели вверяют свои интересы вовсе не кому-то из "своих", но специально "нанятому" профи, который в отношении этих интересов выступает как веберовский "бюрократ". Подобная практика уже никого не удивляет, однако отчуждение кандидата (впоследствии - депутата) от избирателя лежит в корне многих общеизвестных проблем. В частности, кандидат вынужден специально убеждать избирателя (зачастую - обманом) в том, что будет защищать интересы избирателя, а не свои собственные или своей партии. Сама возможность несовпадения интересов депутата и его избирателей - вот корень проблемы.

Двухпалатность английского парламента объяснялась просто: в верхней палате заседали землевладельцы, в нижней - представители "податного" сословия. Сегодня британские лорды лишены феодальной власти, что и было спроецировано на меры по фактическому лишениию их власти политической. В России верхняя палата - палата губернаторов (их представителей), то есть людей, обладающих реальной властью в своих регионах. А кого представляет нижняя палата? Указанное отчуждение депутата от избирателя говорит о том, что нижняя палата сейчас не представляет никого. В реальности, конечно, это не так: активная лоббистская деятельность депутатов означает, что они представляют интересы организаций, в пользу которых лоббируют. А за пределами лоббизма деятельность депутатов лишена первоначального смысла: квалифицированных экспертов для решения законодательных проблем следует не выбирать, а назначать - в соответствие с их компетентностью.

Понятно, что здесь играют роль и соображения лояльности: Кремль старается получить депутатов, лояльных интересам центральной власти (то есть лоббирующих интересы центральной власти). Точно так же корпорации и региональные власти стремятся выдвинуть в Думу собственных лоббистов. Простым гражданам для лоббирования своих - гражданских - интересов придется, видимо, объединяться в некие структуры, аналогичные американским профсоюзам, - но уже не для "разборок" с работодателями, а для "разборок" более высокого уровня: с государством, корпорациями, региональной властью. Нынешние партии слишком отчуждены как от своих рядовых членов, так и от избирателя, чтобы играть роль этих инструментов "гражданского общества". И пока отчуждение сохраняется, нижняя палата фактически не нужна как гражданам (интересы которых для депутатов не актуальны по объективным причинам), так и центральной власти (которой удобнее нанять квалифицированных и лояльных по отношению к работодателю экспертов).

Заметьте, проблема эта - не специфически российская. Все претензии, обычно предъявляемые Думе, калькируют аналогичные претензии, предъявляемые нижним палатам большинства парламентов в мире. Видимо, существующая (и общепризнанная) система выдвижения депутатов в нижнюю палату просто устарела. Либо депутаты будут официально выдвигаться от лоббирующих групп, включая организации "гражданского общества" (к последним лишь с большой натяжкой можно отнести современные политические партии), либо депутатов должны сменить наемные эксперты. Иначе вместо законотворчества мы и дальше будем иметь "шоу колоритных личностей".

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Ефим Дикий, Кучма - НАШ президент /08.08/
А не будет нашим - не будет и Президентом. Путь в объятья Путина (и вокруг храма).
Максим Беркут, Украина - вольная держава. Что хотим, то и творим /31.07/
Взгляд из Киева. Кравчук и "кравчучка". Интрига как основная политическая традиция. Деньги вытекают из трубы - и утекают в трубу.
Ефим Дикий, Все окучивали Украину /27.07/
А некоторые еще и Белоруссию.
Святослав Забелин, Эффективная экологическая политика /24.07/
Реальные политически-активные зеленые в России существуют и действуют, но из своих действий не делают особого шоу. Заявление со-председателя Совета Международного Социально-экологического союза.
Михаил Тульский, Есть ли перспективы у российских "зеленых"? /23.07/
"Кедр" выращивали на нитратах, поливали из Кремля, потом пообломали сучья и окончательно срубили Законом о партиях.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: