|
||
Тема: Политика образования | / Политика / < Вы здесь |
В мечтах о социальном партнерстве Дата публикации: 31 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати Полгода назад, когда обсуждение реформы образования еще не стало мотивом текущей политики, я предложила посмотреть на эту проблему с позиций социального партнерства. Полемика вокруг реформы, включая недавние публикации в РЖ, обнажает отсутствие этого партнерства. 1. На "концептуальном" уровне Вот монументальная концепция, опубликованная в РЖ за подписью двух персонажей, занимающих не последние официальные посты. Называется она "Российское образование в XXI веке: новые рубежи (к концепции стратегии развития)". Подается эта разработка как "общественная инициатива" - то есть, видимо, группа людей изваяла сей документ на свой страх и риск, а не по заказу и не за государственные деньги. Начав читать, почувствовала я в тексте что-то неуловимо знакомое, но одновременно какое-то очень уж далекое. Именно это неприятное и тревожащее чувство заставило меня читать текст до конца. Передо мной оказался абсолютно советский документ! То есть - прежде всего форма без всякого содержания. Наподобие уже забытого "догнать и перегнать", чего-то такого, что писалось сильно задолго до "ускорения" и "перестройки". (Если у кого-то достанет мазохизма, вернитесь к тексту и подставьте вместо слова образование - слова здравоохранение, организация науки и т.п. Смысл - точнее смысловая опустошенность - сохранится.) Я долго пыталась понять, что же предлагается реально сделать. Нашла четыре позиции: 1) увеличить зарплату учителей раз в пять; 2) вернуться к истинно русским (!) традициям; 3) убрать степень кандидата наук; 4) ликвидировать Российскую Академию Образования (ту, что в просторечии раньше называлась Акапедией). Как и положено, "советский" стиль мышления порождает предложения, основанные на мифических представлениях о неограниченности ресурса - как материального, так и кадрового. Образцовый метод решения проблем государственного масштаба для авторов - это "жесткий контроль качества работы при одновременном включении эффективной системы материального и морального стимулирования". И что бы вы думали имеется в виду? А вот это: "Именно на этих принципах были основаны наиболее удачные в нашей истории "атомный" и "ракетный" проекты". Тут уж я не удержалась и объяснила одной своей студентке, что атомный проект курировал Берия и что фраза про "Верхнюю Вольту с ракетами" - не просто злая шутка, а точная характеристика общества всеобщего дефицита, проигравшего холодную войну. Ну а непосредственно за процитированными строками следует фраза, демонстрирующая (по меньшей мере) угрожающее отсутствие у авторов чувства юмора: "Сегодня главная задача - выбор верной стратегии развития национальной системы образования. С этой целью предлагается создание Государственной комиссии по реформированию образования. В состав комиссии должны войти как представители ключевых ведомств, так и видные..." Как говаривал Александр Иванович Герцен, "Занавес!Занавес!" 2. На уровне здравого смысла Но, может быть, не все так безнадежно? За "Руглым столом" отдела политики собрались обычные люди - два вузовских преподавателя (доцент и профессор), известный учитель из далеко не "средней" средней школы и зампред комитета по образованию и науке из Госдумы. В отличие от авторов описанной выше "концепции", они не стали уснащать свои речи фразами об угрозе национальной безопасности России, якобы напрямую вытекающей из засилья масскульта и дефектов нашей системы образования. Они даже посмели указать на то, что с образованием дела у нас, в общем-то, не так уж и плохи - во-первых, при таком всеобщем развале наша школа (и средняя, и высшая) устояла как система (кстати, если обратиться к здравоохранению, то там и вправду дело дрянь...); во-вторых, после 1991 года наша образовательная система во многом обновилась за счет вариативности и реальной свободы выбора вариантов, предоставленной и учащимся, и педагогам. Дальше были названы многочисленные проблемы - некоторые из них решаются путем выделения большого материального ресурса (зарплата учителей и профессуры, техническая оснащенность), другие - (например, коррумпированность системы приема в вуз, отсутствие кадровых резервов, "утечка мозгов") куда более сложны. Никакая совокупность административных мер - введем то, отменим это - не может развязать эти узлы в одночасье. И тут у меня возникло желание представить мир в розовом свете. Итак, вообразим, что: 1) армия уже профессиональная, то есть контрактная: связка школа-вуз утрачивает нынешнюю императивность для всех мальчиков, то есть для половины учащихся; Ишь, размечталась... Кто-то уже подсчитал, что сегодня наше государство располагает только 25% средств, необходимых для нормализации положения в системах среднего и высшего образования. А переход армии на контрактную основу - это отдельная статья расходов, и она огромна. Поэтому присоединюсь к Игорю Данилевскому: "Все реформы исключительно выгодны чиновникам, так как в конечном счете позволяют имитировать столь необходимую им бурную деятельность в области образования". Что в этих случаях следует делать, знал уже Козьма Прутков: "Дай и фонтану отдохнуть". поставить закладку написать отзыв
|
frum@rinet.ru |
|
||