Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010904-kat.html

Рецидивисты
Тимур Катеев

Дата публикации:  1 Сентября 2001

Стать депутатом в современной России достаточно просто. За исключением удачливости, все, что для этого необходимо, - желание, отсутствие морально-этических комплексов и сумма в пределах миллиона долларов. Если первые три составляющих успеха выражены в претенденте сильно, четвертая может уменьшиться вдвое, иногда даже втрое. Остальное - дело техники. Именно этой технике и стоит уделить внимание.

При грамотном использовании мандат депутата окупается уже в первый год после "приобретения", следовательно, вложение капитала в собственную избирательную кампанию - бизнес. У человека, решившего заняться этим видом бизнеса, изначально есть два пути. Первый - приложить усилия для того, чтобы занять место в партийном списке, и второй - провести персональную кампанию по одномандатному избирательному округу. Технологически эти пути весьма далеки друг от друга. В первом случае претенденту предстоит реализовать себя в сложнейшем процессе внутрипартийных интриг, во втором - создать, раскрутить и продать собственный образ избирателю напрямую, без посредников. Но у двух дорог в Думу есть и общее, неотъемлемое - их роднит понятие "перманентное преступление". В значении "перешагивание через" - закон, истину, конкурентов. Вооружившись принципом "не пойман - не вор", будущий депутат будет вынужден - в течение полугодового хода избирательной кампании - ежедневно нарушать разнообразные юридические и этические нормы. В противном случае его шансы на победу равны нулю. В финале избирательной кампании Думу сформируют лучшие нарушители, "рецидивисты". Те, у кого оказался самый широкий шаг в чемпионате по перешагиванию. С этой точки зрения разделять дорогу самостоятельную и партийную не стоит. Любой список кандидатов является объединением одиночек, ведущих кампанию совместно и на федеральном уровне. Технологии разные, а принципы и методы различаются незначительно.

Составить полный перечень нарушений, которые необходимо совершить в ходе победной избирательной кампании, фактически невозможно. Их количество уже давно неисчислимо, при этом каждая из прошедших избирательных кампаний порождает все новые виды. Однако можно говорить о типологии нарушений, о выделении и описании их основных видов. Главным типологическим разделением предвыборных "преступлений", как уже понятно, является различие между нарушениями этическими и нарушениями закона. В основе первого вида лежит откровенная ложь на протяжении всей кампании. Кандидатам и их технологам давно уже очевидно, что создание безотносительного к реальности образа политика гораздо продуктивнее попыток донести до избирателя правдивую информацию. Реальные политические убеждения кандидата, то, что он в действительности собирается предпринимать, став депутатом, его настоящие черты характера гораздо проще заменить идеализированным образом. Именно образ, созданный на основе прагматичного анализа своеобразного политического "рынка", сложившегося в округе, может победить на выборах. Образ, не имеющий отношения к человеку. Политтехнологи выделяют от шести до десяти основных электоральных ниш - энергичный предприниматель, бравый военный, молодой либерал, жесткий оппозиционер, опытный хозяйственник, пожилой сторонник сильной руки и так далее. Под пустующую нишу подгоняется создаваемый образ кандидата. На основании социологических опросов, путем простого "поддакивания" мнению большинства пишется его программа, рассказы о семейном положении и жизненном пути. С помощью рейтинга самых популярных политических фигур формируется список мнимых сторонников - тех, кто якобы поддерживает кандидата, а на самом деле иногда и не знает о его существовании. Апофеозом ухода от реальности становятся пластические операции и смена фамилии. И ни один "честный" политик (или просто реальный человек) никогда не сможет конкурировать с подобной мощной конъюнктурно выстроенной торговой маркой.

Весь дальнейший ход кампании является моделированием несуществующей реальности в информационном пространстве. В соответствии с планом созданный образ последовательно продается различным слоям и группам электората - учителям, врачам, студентам, пенсионерам, работникам социальной сферы, предпринимателям... Каждой группе необходимо что-то пообещать, для каждой группы необходим отдельный лейтмотив, ею же и обозначенный в ходе социологических опросов. То, что все предвыборные инициативы конъюнктурны, а предвыборные обещания невыполнимы - понятно. Гораздо интереснее то, что создаются они лишь в информационном пространстве. Принцип "что не было освещено СМИ, того не было" известен давно. В настоящее время более актуален его видоизмененный вариант: "то, что было, не имеет значения: важно то, что отражено в СМИ". Примененный на практике, он приводит людей, ведущих избирательную кампанию, к следующему: если нужно закрепить в сознании избирателей тезис, что кандидат пообщался, например, с врачами округа, уяснил их проблемы, выслушал пожелания и рассказал о собственных эксклюзивных вариантах привлечения инвестиций для закупки дорогого оборудования, нанять пятьдесят мужчин средних лет и обратиться с речью к ним, выряженным в белые халаты, значительно проще, чем собрать пятьдесят реальных врачей и найти с ними общий язык. Эта массовка будет аплодировать и улыбаться, задавать удобные вопросы, говорить нужные слова в интервью, в финале встречи ее можно построить кругом или в линейку. А результат и в том, и в другом случае абсолютно одинаков - газеты напишут статьи, а по телевидению пройдут репортажи о встрече кандидата с врачами округа (журналистам, естественно, тоже надо платить). Но кандидат, ведущий свою кампанию в подобном виртуальном стиле, успеет гораздо больше того, кто рискнет пойти со своими мыслями к реальным врачам. Второго ждут постоянные накладки: то пустой зал, то агрессивные выпады измотанных людей.

В свете подобного абсолютного пренебрежения истиной ставшие уже традиционными методы "черного PR" становятся детской игрушкой. Разумеется, претендент на победу не обойдется и без "анти-кампании", имеющей задачу очернить главных соперников. Измышлением компрометирующих фактов, общением с избирателями от имени соперника с помощью поддельных листовок и ночных звонков в "грамотно" построенных штабах занимаются целые подразделения. Но подобная откровенная чернуха лишь дополняет общий ход кампании.

Второй тип "предвыборных преступлений" - действия, прямо противоречащие законодательству, но не менее необходимые для победы. Несмотря на постоянное модифицирование законов, абсолютно справедливо утверждение: за всю историю новой России на ее территории не было проведено ни одной избирательной кампании, в ходе которой кандидат и его команда прямо и сознательно не шли бы на противозаконные действия. Возможно, здесь должна идти речь не столько о качествах кандидатов, сколько о качестве законов, но факт остается фактом: полностью законная избирательная кампания просто невозможна, она закончится, не начавшись.

В условиях жесткой конкурентной борьбы будущий депутат обречен на фальсифицирование подписей избирателей, или, как минимум, на использование в ходе сбора собственного служебного положения. Тем более что в любом регионе существуют целые артели профессиональных фальсификаторов с впечатляющими масштабами производства. Ни один кандидат не сможет соблюсти условия финансирования избирательной кампании - ни в части формирования избирательного фонда, ни в части расходования средств. Поэтому человек, хотя бы неделю поработавший в избирательном штабе, понимает, что истории про коробки с долларами - отнюдь не вымысел. Сложившаяся система работы со СМИ также находится далеко за рамками закона и, если называть вещи своими именами, является глубоко коррумпированной. Условия равного доступа всех кандидатов к средствам массовой информации в ситуации, когда СМИ являются частью политического процесса и каждое из них поддерживает того или иного кандидата, - это просто анекдот.

В заведомо проигрышном положении окажется тот кандидат, который заблаговременно не позаботится о введении "своих" людей в состав избирательных комиссий, тех, кто в день голосования обеспечит ему прямые фальсификации результатов выборов по конкретным участкам и районам. Именно поэтому штабы сейчас заранее рисуют карты избирательных участков, раскрашивая их в разные цвета - свои и чужие.

Стоит ли вновь говорить о том, что кандидат, потративший половину легального избирательного фонда на сбор настоящих подписей, использующий исключительно положенные по закону информационные ресурсы и не занимающийся фальсификациями, победить не сможет никогда?

Дополнив описанное понятием "административный ресурс" - повсеместным использованием властных полномочий, бюджетных средств, механизмов давления на конкурентов с помощью правоохранительных, судебных и даже налоговых органов, мы получаем портрет современного победителя избирательной кампании. Того, кто лучше других научился обманывать и дальше других обходить закон. Того, кого можно переиграть только еще более изощренной ложью и более грубыми нарушениями.

Рецидивист - это человек, перманентно совершающий некоторые преступления. Назвать сейчас всех российских депутатов этим словом - обозначить общественный парадокс. Понятно, что все перечисленные грехи - вынужденные. Но из этого следует, что существуют перманентно действующие факторы, вынуждающие кандидатов попирать закон и нормы этики. Как эти факторы нейтрализовать - вопрос открытый.