Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Демократия - это страшно
Дата публикации:  5 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский Журнал: Сейчас снова заговорили о возможности роспуска Думы. Насколько вероятно это событие, существуют ли к нему предпосылки?

Владимир Жириновский: О возможности роспуска Думы уже восемь лет ведутся разговоры в связи с какими-то прогнозами на обострение обстановки. Ни разу так и не дошло до роспуска, хотя ситуация была более жесткая, чем сейчас. Сейчас, если будет необходимость в изменениях Конституции, нынешний состав это не пропустит. Поэтому может встать вопрос о том, чтобы Госдуму распустить и сформировать новую. Но есть опасность, что все получится еще хуже. Все будет зависеть от расклада сил. Надо все просчитать - и быть уверенным, что в следующем составе будет нужное большинство. Для этого необходимы успехи в стране. Два года назад были какие-то успехи в плане действий на Кавказе. Сейчас нет ничего. Поэтому сейчас - в качестве козыря - осенью ожидается поднятие зарплаты бюджетникам в два раза. Пенсии повысят. Но, с другой стороны, выборы в Иркутской области, Нижнем Новгороде, Ростовской показывают, что у коммунистов рейтинг в пределах 55 процентов. В Иркутской области - явно Левченко победил, там на 2 процента ему понизили... В Нижегородской области, самой некоммунистической, за последние 10 лет как раз побеждает в 2 раза больше коммунистов, чем раньше. Получается 60 процентов. И незаконное отстранение Иванченко в Ростовской области, страх Чуба перед победой Иванченко. Самые разные регионы России, а результат - один. Не то чтобы люди хотели коммунизма. Просто это - протест против власти. Это сигнал, что у власти очень слабая политика. В принципе, Думу надо распускать. Нужен новый состав. Сейчас у нас новый режим. Ельцинский все-таки закончился. Сейчас режим более государственный, более патриотический. Госдума, конечно, слабовата для этого режима. Поэтому могут найти повод по бюджету, по кандидатуре нового премьер-министра. Или по доверию правительству. Существуют легальные механизмы, когда Президент вправе Думу распустить. Вопрос в другом: приведут ли новые выборы к изменению баланса сил? Не получится ли наоборот - хуже?

РЖ: Вы сказали, что непосредственным фактором, который может стимулировать эту необходимость, станут конституционные поправки. А какие?

Жириновский: Мы в свое время предлагали 6 поправок. Мы не знаем, что они взяли. Они нам не докладывают, они - высшая власть... Я считаю, что нужны поправки в Конституцию. Нужен однопалатный парламент. Госсовет уже год действует, нормально, вот там есть полное представительство регионов и самих персоналий губернаторов. Срок полномочий Госдумы можно увеличить до 5 лет и президентский срок - до 5 лет. 4 года для Президента, они считают, маловато, а чтобы это не выглядело однобоко... Пятилетний срок как бы уже устоялся в России. И парламент однопалатный. Это можно сделать только через изменение Конституции. Ну и в целом нужна, допустим, окончательная отмена вообще всех льгот, кроме выплаты пособий детям. На это парламент не пойдет. Нужно до конца довести судебную реформу, КЗОТ принять. Кодекс о Земле. То есть, этот парламент не сможет принять нужных правительству законов.

РЖ: Вы в целом негативно оцениваете существующий состав Думы с точки зрения того, как он отражает нынешнюю политическую систему?

Жириновский: Все три состава оцениваю негативно. Мы приняли тысячу законов, но они не повлияли положительно на развитие страны.

РЖ: Может, здесь уже дело не в конкретике, а в порочности института?

Жириновский: И это тоже. В целом я считаю, что демократия зашла в тупик и выборы как таковые не дают никакого результата. Вот Приморье. Ушел Наздратенко, пришел Дарькин. Чем лучше? Ничем не лучше. Демократия себя исчерпала. Я сторонник авторитарного режима, правового президентского правления: Минюст готовит законы, Президент их указами вводит. А два раза в год, весной и осенью, на две недели созываются представители общественности. Каждый субъект выдвигает 100-150 человек. Собрались они там, в Кремле, в Государственном Кремлевском Дворце, 5-6 тыс. человек - и одобрили то, что происходит в стране. Или не одобрили. Это Президент будет учитывать. Они не могут принимать или отменять законы, но Президент увидит, о чем думают образованные люди страны. Это вот было бы лучше. Во-первых, это не было бы оплачиваемым за счет бюджета. Это просто командировка на 2 недели, суточные, оплата гостиницы. А парламент очень дорогой. Огромные деньги уходят - и впустую. Юристы Минюста и правового управления с удовольствием эти законы сделают.

РЖ: А выборность главы государства Вы не считаете целесообразным поставить под сомнение?

Жириновский: В принципе, вот на этом сборе общественности и Президента нужно выбирать. Почему? Потому что обычные выборы - это слепое, глухое голосование. Народ никогда не может избрать нормального руководителя. Голосуют за тиранов, диктаторов, людей неспособных. Люди не в состоянии дать верную оценку. И потом, избиратели бывают разные: бедные, богатые, здоровые, больные, удачливые, неудачники. Как они будут голосовать, кого они изберут? С другой стороны, монархия себя исчерпала тем, что наследственность по линии семьи опасна. Рождается больной наследник, что будем делать? Семейная монархия ненадежна.

РЖ: Считаете ли Вы, что необходим корпоративный контроль над властью, подобный, скажем, коллегии Политбюро или избранию Папы Римского кардиналами?

Жириновский: Конечно! А всеобщие выборы - это чушь. Преступник, например, вчера убил, но еще не в тюрьме. Он идет на выборы. За кого он будет голосовать? А больных сколько людей... Поэтому это не годится. Нужно иначе: например, в районе вашем 30 тысяч жителей. Выберите 3 самых хороших. 30 районов в области. Вот вам 100. Эти 100 и едут в Москву. Избирателем не станет больной, не станет тупой, не станет жулик. Потому что в районе знают, кто есть лучший агроном, лучший милиционер, лучший чиновник. А так - это просто насмешка, а не выборы.

РЖ: Целесообразно ли формировать этот коллегиальный орган по принципу представительства корпоративных интересов?

Жириновский: По принципу профессиональных интересов. Вот профсоюз медиков выбирает какого-то, профсоюз юристов.

РЖ: Или по принципу идеологической платформы?

Жириновский: Платформы трудно определить. Соберутся представители профессиональных союзов, профсоюзных элит. В принципе, платформа и выработается на этом всероссийском совещании элит. Но это нельзя доверять одному человеку или одной политической партии. Необходим цеховой принцип. Сегодня у нас совершенно не профессиональный, любительский парламент. Какие-то мифические партии. Вдруг появляются фруктовые фракции... "Яблоко". Мы здесь привыкли к "Яблоку". Если бы мне сказали, что во французском парламенте есть фракция "Груша", я бы подумал: идиоты. Это все липа, детский лепет, попытка изобразить демократию. Как коммунизм был попыткой изобразить коммунизм. Кроме террора - ничего, начиная от Ленина, который не был Лениным... Кому доверяют власть? Только профессионал может разобраться и решить.

РЖ: Парламент, о котором вы говорите, это институт профессионального и легитимированного лоббизма.

Жириновский: Конечно. Это должно быть легализовано. Парламентарии именно лоббируют (то есть защищают) интересны каких-то групп населения. Везде должен быть профессиональный подход. Его нет. Депутаты не нужны и партии не нужны. Нужны профессионалы. То есть - устарела политическая концепция. Парламент, выборы, всеобщее голосование, референдум... Конституция - мертвая. Пятая конституция мертвая, она никому не нужна, она не действует. Израиль и Британия без конституции живут: успехи налицо. Государство - это профессионализм. Мы же не позволяем человеку выйти на улицу и вместо инспектора ГИБДД регулировать движение. В больницу не заходит чудак и не говорит, мол, я хочу лечить больных. Почему же мы разрешаем заниматься политикой шарлатанам, которые ничего не умеют? В вуз мы принимаем более строго, чем в депутаты. Отбор идет строжайший на низшие должности. А на самый верх - пожалуйста, заходи, кто хочет.

РЖ: Обычно модель правления компетентных критикуют с той точки зрения, что некоторые ценностные решения не могут быть приняты на основе принципа компетентности. И парламент как институт позволяет организовать дискуссию о ценностях....

Жириновский: Сто лет назад это могло быть так. Сегодня нет. Мир сегодня очень сложный. Вот мучиться будем долго с очистными сооружениями в Тверской области, откуда поступает 70 процентов воды в Москву. Господа, мы пьем грязную воду. Срочно поставьте очистные сооружения. Но это Тверская область. Местный бюджет. У Твери нет таких денег. А Москва не хочет давать, потому что, получится, Тверь заработает эти деньги. И мы пьем грязную воду. Десятки лет миллионы людей будут пить грязную воду... Демократия - это страшно. Поэтому все нужно ломать. Лет через 30-40 никаких парламентов не будет, политических партий не будет. Это все устарело, это все не годится, не нужно.

РЖ: Но другой упрек, который адресован этому проекту, состоит в том, что должна существовать какая-то когорта непрофессиональных людей, которые отражают общественное настроение и этим минимизируют риск профессиональной ошибки.

Жириновский: Пожалуйста, в прессе, дискуссию ведите. Но чтобы не было оплачиваемого, дорого аппарата, который блокирует важные решения. Пускай Ишаев выступает по телевидению и каждый день доказывает, почему не нужен тоннель на Сахалин. Пусть он доказывает. Но решение пусть принимает профессионал, министр Аксененко. А в прессе пускай все обсуждается... Поезда идут, прибыль идет, а они все обсуждают. Пускай. Поэтому обязательно должна быть свобода прессы.

РЖ: Насколько возможна реализация политического проекта, о котором Вы говорите, в современной России?

Жириновский: Я думаю, что в ближайшие 3 года они могут на это пойти. Созовут новый парламент и увидят, что и он - такой же, как старый. Поменяют правительство и поймут, что принцип формирования правительства тоже не годится. Демократия - это страшно. Гитлер пришел к власти путем демократии. Поэтому сегодня мы должны собрать политическую элиту. У нас миллионы людей были депутатами. Из них можно выбрать профессионалов, докторов наук. Эту элиту собрать - и она одобряет данную кандидатуру Президента. Два раза в год будем собираться и высказывать свою позицию по ситуации в стране. Сроков нет. Тогда можно будет спокойно работать. Наш разговор начался с вопроса, будет ли распущена Государственная Дума. Я об этом говорю 8 лет. 8 лет страна живет в страхе, в колебаниях, в сомнениях. Поэтому нужна новая форма власти.

РЖ: А западные демократии находятся в какой точке между компетентностью и публичностью политики?

Жириновский: Они тоже подошли ближе к компетентности. Пожалуйста, американский народ избрал Гора. Назначили Буша. Верховный суд США - это сегодня как бы главная инстанция, вроде Политбюро ЦК КПСС. Они решили, что Буш лучше для Америки. Им наплевать на голоса избирателей. 55 наверняка получил Гор, 45 Буш. Решили, что лучше Буш. И так было раньше. Раньше все решала узкая группа лиц в Америке, узкая группа лиц у нас. Кто избирал Горбачева? Не Политбюро. Маршал Устинов. Везде страны достигали максимального развития при авторитарном режиме. Хотя переход к авторитарному правлению получали через демократию. После этого демократия сворачивалась. Сегодня мы это уже имеем практически. Эпоха Путина - это начало корпоративного режима, когда страной управляет небольшая команда профессионалов.

Интервью брал Михаил Ремизов


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Владислав Никифорук, Изгнать торговцев из храма законности /04.09/
- и набрать экспертов. Ну, на худой конец - просто политиков, не занятых в бизнесе. Иначе вскоре эффективность Думы упадет до нуля.
Михаил Денисов, Парламент и процедура /03.09/
Российский парламент не так уж и плох, но переизбирать его надо почаще.
Михаил Тульский, Если завтра Госдуму распустят... /03.09/
...Кремль окажется в существенном выигрыше. Результаты соцопросов и комментарии к ним.
Новая Дума станет менее управляемой /03.09/
- но, возможно, более эффективной. Партию власти, скорее всего, поменяют. Суровый мужской разговор о судьбе российского парламента ведут Владимир Рыжков, Алексей Подберезкин, Александр Кравец и Алексей Волин. Руглый стол.
Алексей Подберезкин, Подстегнуть Думу! /31.08/
Низкооплачиваемый эксперт за пять тысяч обанкротит предприятие, стоящее миллиарды. Надо платить экспертам, а не рассчитывать на лояльность бездарей из "Единства".
Владимир Жириновский
Владимир
ЖИРИНОВСКИЙ
Лидер ЛДПР
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: