Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Спецслужбы и террористы / Политика / < Вы здесь
Шпионы в рамке
Рецензия

Дата публикации:  12 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ден Равив, Йосси Мелман. История разведывательных служб Израиля. М.: Международные отношения, 2000. 528 с.

"Есть какое-то врожденное противоречие между демократией и тайными средствами ее защиты". Примеры высокопрофессиональной работы спецслужб Израиля - внешней разведки "Моссад", службы внутренней безопасности "Шин Бет", военной разведки "Аман" и так далее - общеизвестны. Освобождение заложников из самолета во враждебной Израилю Уганде, когда силам специального назначения пришлось бороться не только с террористами, но и с охраной аэропорта, и это в 3000 км от дома. Похищение через линию фронта из Египта новейшего советского радара весом 7 тонн. Обнаружение скрывавшегося в Аргентине нацистского преступника Эйхмана и его доставка в Израиль для суда. Но советская разведка тоже имела немало успехов. А вот книг о проблемах спецслужб в демократическом обществе у нас немного.

Видимо, всякая спецслужба тоталитарна и борьбу с врагами начинает со своих. Во время войны 1948 года капитан Меир Тубянски был обвинен в утечке информации к англичанам (а через тех - к врагам-иорданцам), на основании косвенных улик осужден трибуналом из четырех офицеров и немедленно расстрелян. Тогда же убили собственного агента-араба (подозревая, что он - агент-двойник) и два с половиной месяца пытали по подозрению в шпионаже заместителя мэра Хайфы. Последовала, однако, реакция гражданских властей. Руководителя военной разведки разжаловали в рядовые и отдали под суд, а вдове Тубянски выплачена компенсация.

У истоков спецслужб Израиля стояли люди, явно не чуждые игры и актерства, а не "Железный Феликс". "Когда Рувен Шилой садился в такси, он никогда не называл водителю адрес. Только лаконичный приказ "Поехали". И когда вышедший из себя водитель спрашивал: "Куда?", Шилой смотрел на него таким пронизывающим и недоверчивым взглядом, будто тот был опасным шпионом". Глава "Моссада" в 1952-1963 Иссер Харел сам участвовал в заграничных операциях, спал на раскладушках и уходил от слежки. Разумеется, "игра в шпионов" имела издержки. Министерство иностранных дел обзавелось своей разведкой, чьи сотрудники ужинали в престижных ресторанах Парижа и Женевы, посещали самые модные бары и встречались со своими связными в вестибюлях самых фешенебельных отелей Европы. Поскольку громадные счета не всегда оплачивались, пришлось "в свободное время" заниматься контрабандой. Выход полезной информации был невелик, и через три года эту спецслужбу распустили. Тогда шпионы забастовали, отказавшись работать на другие службы, и даже уничтожили некоторые секретные документы.

В Израиле за прессой наблюдает цензура, но есть все больше подтверждений тому, что основные утечки информации происходят по другим каналам. В частности, через бывших работников спецслужб, работающих консультантами или наемниками (в том числе - у наркобаронов где-нибудь в Колумбии). Министр обороны Моше Даян, проболтавшись о тайных связях с Эфиопией, сорвал операцию по эвакуации оттуда евреев и поломал больше жизней, чем любой журналист. Шеф "Шин Бет", имя которого запрещено упоминать в прессе, устроил большую вечеринку по случаю дня рождения. "В числе 150 гостей были министры, члены кнессета и даже журналисты... Работники "Шин Бет" крепко напились, их знаменитый анонимный шеф играл на трубе свои любимые мелодии, а вечеринка продолжалась до трех часов утра". Какая уж тут секретность...

С другой стороны, популярный журнал "Этот мир" выступал за примирение с арабами, критиковал правительство и спецслужбы, и наконец опубликовал материал о коррумпированности шефа полиции Тель-Авива - сына премьер-министра Бен-Гуриона. Но журнал не закрыли! Все, что могла служба безопасности, - начать издавать собственный журнал, чтобы переманить читателей и разорить противника. Но после трех лет убытков затею пришлось оставить.

Следует помнить, что многие соседи Израиля до сих пор отказывают ему в самом праве на существование, а при любых первоначально добрых намерениях ожесточение порождает ожесточение. Когда однажды Йосеф Хармелин (директор "Шин Бет") увидел, как один из молодых следователей ударил допрашиваемого палестинца по лицу, он его немедленно уволил. Вскоре тот же Хармелин боролся с терроризмом уже иными средствами. Для граждан Израиля один стандарт, для палестинцев - другой. В 1997 году Верховный Суд Израиля официально узаконил пытки арабских террористов, мотивировав это тем, что иным путем от них невозможно добиться сведений с целью предотвращения готовящихся террористических актов. Но грань есть и тут. В 1984 из-за убийства под пыткой двух захваченных (после освобождения автобуса с заложниками) террористов последовал громадный скандал. Ряд сотрудников "Шин Бет" отказались лжесвидетельствовать, даже во благо собственного ведомства, и главе этой спецслужбы пришлось уйти в отставку.

Разумеется, спецслужбы Израиля не избежали провалов - от стратегических до анекдотических. После необыкновенно успешной для Израиля войны 1967 года спецслужбы увлеклись уничтожением террористов, в конечном счете не угрожавших самому существованию Израиля, и ослабили сбор информации об армиях арабских соседей. Рядовым оперативным работникам и аналитикам перед войной 1973 года просто не верили, что едва не повело к поражению. К 1987 вновь занялись террористами - и просмотрели подготовку интифады, широкого восстания палестинцев. Вместо палестинского террориста убили в Норвегии похожего на него марокканского официанта, да еще на глазах его беременной жены.

Хорошо владевший английским, часто бывавший в Канаде и США Яков Франк надеялся работать в Ираке с легендой канадского бизнесмена. Вместо этого его снабдили паспортом бахрейнского торговца коврами Ташбакаша, не сообщили никому о его прибытии, а когда Франк на грани провала еле успел бежать в Турцию, ему долго не давали визы оттуда в Израиль. Журналист, достававший в Европе лекарства для больной дочери, придумал сионистское подполье в СССР и регулярно ездил на встречи с его представителями в Париж и Копенгаген на деньги Моссада. В 1986 курьер забыл в телефонной будке пачку фальшивых британских паспортов - да еще вместе со своим настоящим израильским. И "очень трудно найти виновного в совершении какого-то нарушения, того, кто отдал приказ. В истории израильской разведки звучит постоянный рефрен - "не я". Видимо, это тоже общее свойство бюрократических структур, равно как и нелюбовь к независимости. "Все признавали, что глава "Моссада" в 1963-68 Амит был талантлив. Может быть, поэтому его и решили отправить в отставку".

Но всякое дело рук человеческих несовершенно. А эффективность израильских спецслужб доказывает, что демократия их вовсе не обессилила. Демократия совместима и с армией. После успешной Суэцкой компании 1956 года командиры четырех батальонов парашютной бригады подняли "бунт" против комбрига, обвинив его в том, что он только разглагольствовал о роли командира, но никогда не водил своих людей в атаку и отсиживался в тылу. Конфликт рассматривался нейтральными офицерами. И воевать еще успешнее в 1967 израильской армии это не помешало.

Спецслужбы, как и армия, очень популярны в Израиле. Гражданам вполне понятно, что от этого зависит само существование страны и личная безопасность каждого. Это ясно без всякой пропаганды, спецслужбы даже не имеют отделов по связям с общественностью. И пришедший из разведки политик никого не беспокоит. "Аман" возглавлял будущий президент Хаим Герцог. "После ухода из "Моссада" Ицхак Шамир открыл собственное дело, но его фабрика прогорела. Ему не оставалось ничего, как в довольно почтенном возрасте 52 лет пойти в политику". В результате Шамир стал премьер-министром... А угроза терроризма давно стала актуальной и для России - и почему бы не посмотреть внимательнее на израильский вариант сочетания демократии и действительно сильных спецслужб?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Спецслужбы и террористы' (архив темы):
Спецслужбы проморгали американскую национальную идентичность /12.09/
- оказавшись жертвой собственной пропаганды. Бен Ладен - хороший пиарный жупел, но плохой объект для реальной атаки. Колонка редактора.
Александр Уланов
Александр
УЛАНОВ
alexulanov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: