Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Спецслужбы и террористы / Политика / < Вы здесь
Обыкновенный ваххабизм, часть 1
Еретическое течение в Исламе

Дата публикации:  14 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне мир уже не останется прежним. На смену ужасу и боли, страданию и растерянности придет ясность - не только в понимании того, кто и как совершил преступление, но и того, как вообще нашлись люди, которые совершили это преступление против человечества.

Объяснять действия исполнителей терактов только материальными соображениями (мол, их родственникам обещали большие деньги) - наивно. Нужна была и мощнейшая и единая для разных людей внутренняя мотивация, которая не могла возникнуть совершенно спонтанно у двух десятков разных людей, которые непосредственно участвовали в терактах, и у неопределенного числа тех, кто принимал участие в их подготовке. Подобной мотивировкой может быть мотивировка религиозная, предполагающая Высший авторитет, который предписывает или оправдывает планируемый и подготавливаемый акт и сулит посмертную награду за совершенное деяние, трактуемое как исполнение религиозного долга.

Нет ничего странного в том, что уже первые предположения относительно того, кто мог совершить эти теракты, стали концентрироваться вокруг исламских экстремистов. Исследователи исламизма знают, что теракт с использованием пассажирского самолета с пассажирами - давняя мечта исламистов. В декабре 1994 г. во Франции исламисты, захватившие самолет в Алжире, предприняли подобную попытку, пресеченную французскими спецслужбами, - предполагалось направить самолет на какой-нибудь объект (например, Эйфелеву башню) в Париже.

А Москва и вся Россия в это время, в сентябре 2001 г. печалилась о жертвах террористических актов двухлетней давности, осуществленных в столице. И во Франции, и в России упомянутые теракты, не говоря уже о массе других, совершили ваххабиты.

Кто конкретно направил самолеты на цели в Америке, наверняка выяснит следствие. Но уже первые данные на 13-14 сентября говорят о том, что без ваххабитов (а Усама бен Ладен, с которым связывают уже установленных американским Федеральным бюро расследований исполнителей терактов, - ваххабит) тут не обошлось.

Что же это за учение такое - ваххабизм? Ответить на этот вопрос без религиоведческих отступлений невозможно. Тем более потому, что ваххабитская экспансия осуществляется под хорошим пропагандистским прикрытием - от утверждений о том, что ваххабизма как такового не существует (это, мол, - всего лишь некий "жупел"), до заявлений о том, что ваххабизм - это и есть ислам.

Что такое ваххабизм?

Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.

И если, например, исследователь обнаруживает на территории России некий объект, процесс или идеи, чья связь с учением Ибн-Абд-аль-Ваххаба может быть установлена (порой установление этой связи требует исследовательских усилий), то речь должна идти именно о ваххабизме, ваххабитских идеях, ваххабитских группах и т.п. Возьмем конкретный пример. Зарегистрированный и располагающийся в Москве издательский дом "Бадр" в 1999 г. печатает третьим изданием и тиражом 5 тыс. экземпляров в московской типографии "Книгу единобожия" М.С.Тамими (на титульном листе имя дается полностью - Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими). Это - произведение Ибн-Абд-аль-Ваххаба (он более известен под этим именем, а не под тем, которое приведено на титуле упомянутой книги). Эта книга является именно ваххабитской и никакой иной, и содержащиеся в ней идеи являются ваххабитскими и никакими иными. И именно с распространением ваххабитских идей, и ни с чем другим, мы имеем дело на территории Москвы и всей России, когда рассматриваем эту книгу и ее продвижение к потребителю. Это - объективная, эмоционально и оценочно не окрашенная констатация.

Почему ваххабиты не хотят называться ваххабитами

Однако есть одна сложность, связанная с ваххабизмом. Сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).

Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, - в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтади▒а), то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово ересь (бид▒а) происходит от бада▒а, вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество. В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие к упомянутой выше "Книге единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба (стр. 17 и сл.).

Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, "последователями благодетельных предков" (салафийюн).

Допустимо ли ваххабитов называть ваххабитами?

Исламская традиция допускает называние особых, отдельных, существовавших в прошлом или существующих ныне направлений в исламе (правовых школ, течений теологической мысли, суфийских орденов-тарикатов, сект и т.п.), безотносительно к оценке их конкретного теологического или религиозно-правового содержания, по имени их основателей. Примеров здесь - неисчислимое множество. Эпонимом правовой школы ханбализма является Ахмад Ибн-Ханбаль, суфийского тариката Кадирийя - Абд-аль-Кадир аль-Джилани, теологической школы ашаризма - Абу-ль-Хасан аль-Ашари и т.д. И нет ничего уничижительного или унизительного в самом названии "ваххабиты".

И представители саудовского духовенства называют последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, в том числе - самих себя, просто "ваххабитами" (ваххабийюн). Министр по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии Абдаллах ат-Турки, отвечая на вопрос о допустимости называть ваххабитами прошлых и нынешних последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, сказал: "Воистину, великая честь для шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба, Королевства Саудовская Аравия и его улемов, если тот, кто действует по Писанию и Сунне и призывает к [следованию] им, будет характеризоваться как тот, кто следует методу и пути, по которому шел и к которому призывал шейх Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб, и который поддержали имамы из семейства Саудидов, начиная с имама Мухаммада Бен Сауда и до времени Слуги двух благородных святынь короля Фахда Бен Абд-аль-Азиза Аль Сауд, да поддержит его Аллах" ("Аль-Муслимун", 7 ноября 1997 г.) Витиевато, но понятно: ваххабитов допустимо называть "ваххабитами". Или вот текст фетвы ныне покойного верховного муфтия КСА Абд-аль-Азиза Бен База, спокойно употреблявшего название "ваххабиты": "Ваххабиты - не еретики, они - те, кто идет по пути благодетельных предков" ("Аль-Муслимун", 17 января 1997 г.). Примечательно, что в этой фетве верховный муфтий КСА отвечает на обвинения мусульман в том, что ваххабиты распространяют порицаемые нововведения, то есть еретические взгляды.

Ваххабизм в ваххабитском изложении

Столько всякого написано и напутано о ваххабитах, что настало время разобраться с тем, что такое ваххабизм на основании того, как сами ваххабиты излагают ваххабитское учение. А они просто-таки не щадят сил и средств, чтобы донести до русскоязычного читателя свои идеи. При этом нелишне подчеркнуть, что ваххабитская литература на русском языке - это те книги и брошюры, которые уже были распространены в миллионах экземпляров в арабских странах, странах Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Юго-Восточной Европы, Западной Европы, Латинской Америки, Северной Америки, в том числе, и особенно, - в Соединенных Штатах. Были распространены и дали свои результаты.

Источником нам послужит корпус ваххабитских текстов - книги и брошюры ваххабитского содержания, распространяемые на русском языке на территории России или среди российских граждан (например, во время хаджжа) на территории Саудовской Аравии саудовскими официальными органами (в первую очередь - Министерством по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА) и общественными организациями (саудовским фондом "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", который издает в книги и брошюры совместно с Министерством по делам ислама); переводы ваххабитских сочинений саудовских авторов, опубликованные и распространяемые в России издательствами и фондами, зарегистрированными как российские (так, тот же фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" зарегистрировался у нас в стране как российский); саудовские ваххабитские книги, изданные за рубежом с фальшивыми выходными данными российских издательств и ввезенные в Россию. Это позволит, с одной стороны, показать, что именно эти центры считают правильным в качестве изложения ваххабитского учения, а с другой стороны - позволит любому желающему (как защитнику, так и противнику ваххабизма) проверить точность и правильность изложения ваххабитских взглядов, ибо эти источники доступны любому российскому читателю.

Ваххабизм представляет собой результат селекции (отбора) и адаптации (приспособления) положений Корана и Сунны к ваххабитским представлениям и идеям. Вот что пишет о типично ваххабитском подходе к Корану и Сунне современный ваххабитский автор. "В этой книге я ответил на все вопросы, касающиеся постулатов исламской веры, подкрепляя по мере возможности (!) свои ответы цитатами из Корана и достоверного Хадиса, чтобы убедить читателя в правильности ответов" (Мухаммад ибн Джамил Зину. Исламская акида - вероучение, убеждение, воззрение - по Священному Корану и Достоверной Сунне. Москва: "Бадр", 1998. С.4).

Действительно, подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. (Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны.)

Этот прием, притом, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированному Божественному Откровению. В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей. Более того, даже в случае такого цитирования нередко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Корана и Сунны.

При этом в ваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не сущестовало вообще. Так, в ваххабитском учении важное место занимает концепция "неверия", причем к "неверным" ваххабиты относят иудеев и христиан (об этом - ниже). Но ни в одном участке ваххабитских текстов на русском языке, где обосновывается "неверие" иудеев и христиан, не приводится коранический аят: "Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны" (Коран, 2:62).

Или еще один пример. В ваххабитском учении много места отводится джихаду. Но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джахадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: "Мы вернулись с Малого Джихада - к Великому джихаду". В исламе же традиционно эти слова толкуются как то, что вооруженная борьба - это Малый джихад, а мирный, созидательный труд - главный, Великий джихад.

Поскольку ваххабизм является результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой - не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.

Продолжение следует┘


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Спецслужбы и террористы' (архив темы):
Сергей Маркедонов, История одной реорганизации /13.09/
Лекция о том, как вредно и бессмысленно быть пламенным революционером, когда имеешь дело со спецслужбами. Временное правительство vs царский политический сыск.
Ефим Дикий, Перспективы России в условиях конца (американского) света /13.09/
Дело не только в ценах на нефть: у России появилась перспектива встать в авангарде борьбы с терроризмом.
Александр Уланов, Шпионы в рамке /12.09/
Рецензия на книгу Дена Равива и Йосси Мелмана "История разведывательных служб Израиля".
Спецслужбы проморгали американскую национальную идентичность /12.09/
- оказавшись жертвой собственной пропаганды. Бен Ладен - хороший пиарный жупел, но плохой объект для реальной атаки. Колонка редактора.
Александр Игнатенко
Александр
ИГНАТЕНКО
Доктор философских наук, вед. эксперт НИИСС МГУ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: