Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Спецслужбы и террористы / Политика / < Вы здесь
Обыкновенный ваххабизм, часть 2
Особенности учения "единобожников"

Дата публикации:  17 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Продолжение. Начало √ здесь.

Кто такие "неверные"

Ваххабиты абсолютизируют понятия "неверие" (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется "безбожием") и "многобожие" (араб. ширк, в ряде текстов на русском языке называется "язычеством"). Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, то есть единственность Бога (араб. Аллах). Это - главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом - единобожники. В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного пониманию сути единобожия как оно доведено до людей в Коране и Сунне. Но ваххабиты отрицают саму возможность теологического и, тем паче, философского понимания текста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути - "от противного", через определение того, что единобожием не является. В этом нетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма - "Книга единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба (М.С.Тамими), а также современных ваххабитских сочинений (см.: С.В.Фавзан. "Книга единобожия", Махачкала: "Бадр", 1997; М.А.Башамил. Как мы понимаем единобожие. Махачкала: "Бадр", 1997). Эти книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть "многобожие" и "неверие" как отрицание единобожия или отход от него. Что же такое, по утверждению ваххабитов, "многобожие" и "неверие", и, соответственно, кто такие "многобожники" и "неверные"?

"Неверными" в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане ("Программы по изучению шариатских наук". Совместное издание Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА, российского фонда "Ибрагим Аль Ибрагим". Москва, 1999. Раздел "Хадисы и термины". С. 89). В самом тексте "Книги единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: "Когда у них (у христан. - А.И.) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (то есть христиане. - А.И.) наихудшие из творений Аллаха!" "Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!" (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия". С. 119). "Неверие" и "многобожие" иудеев и христиан - общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются "многобожниками" потому, что они "избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Основы исламского вероучения". С. 66). Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, "относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Хадисы и термины". С. 62.)

"Неверными" объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия ("вероотступничество"). Собственно, вся "Книга единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба посвящена рассмотрению этих отступлений. Это и возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение идолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей (см. также: С.В.Фавзан. "Книга единобожия"; М.А.Башамил. Как мы понимаем единобожие"). Кроме того, "неверными" объявляются те мусульмане, которые "вводят какие-либо новшества в сферу религии" ("Программы изучения шариатских наук". Раздел "Хадисы и термины". С. 21). К такого рода "неверным" отнесены, в частности, суфии (Там же. С. 22).

Провозглашение "неверными" мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия - такфир, - сущностная примета ваххабитского учения. В исламе принято положение о том, что верующий, совершивший некое действие (например, надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могиле праведника-вали - сделал то, что ваххабиты расценивают как "неверие") остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник". В отличие от этого ваххабиты утверждают, что любое, самомалейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в "неверного". И он оказывается в этом случае "вероотступником", а "вероотступничество" в исламе наказывается смертью. Ваххабиты прямо утверждают, что ни произнесение формулы "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник", что в исламе означает превращение человека в мусульманина, ни даже строгое следование положениям ислама не являются гарантией того, что мусульманин, совершивший самомалейшее отступление от единобожия, остается мусульманином (см. Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия". С., 68, 69). Более того, ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, то есть он может быть убит, а имущество его будет изъято. "Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства ("Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник". - А.И..) наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в намазах (молитвах. - А.И.) к Одному только Аллаху, у которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека" (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия". С. 68. Выделено мной. - А.И. Данная формулировка принадлежит Ибн-Абд-аль-Ваххабу, без малейших изменений она повторяется современным ваххабитским комментатором. - Там же. С. 69.)

Особым разрядом "неверных" среди мусульман оказываются так называемые "лицемеры". "Лицемер" - это тот мусульманин, который "выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Основы исламского вероучения". С. 7, 53-61). Иными словами, "лицемером" и "неверным" ваххабиты могут объявить любого мусульманина. "...Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие - А.И.) открыто или тайно (sic!), должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства или заключения его" (Бен Баз. Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха и признание безбожниками тех, кто отвергает ее. Эр-Рияд: Генеральное управление печати при министерстве Вакуфов, 2000. С.35).

"Неверными" объявляются ваххабитами последователи всех без исключения идеологических течений. Так, "принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама" (С.Ф.Фавзан. "Книга единобожия". С. 64). Список этих идеологических течений включает также "антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство" (Зину. Исламская акида. С.131). Конечно же, коммунизм - это явное "неверие" (Там же. С.65-67). Сильно достается "иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности"; к таковым доктринам относятся "масонство, мировой сионизм и бабувизм" (Там же. С.68). В последнем случае ("бабувизм") не хочется гадать, что это такое.

"Неверием" является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. "Неверие" - "правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом" (С.Ф.Фавзан. Книга единобожия". С. 58). "Неверием" объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. "Неверие" - "притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать" (Там же. С. 60. См. также: М.А.-Л.Ибрагим. Установление законов Аллаха). Ваххабиты объявляют "неверным" всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе - в процессе обмена ценностями и услугами. Является, по утверждению ваххабитов, "многобожником" и "неверным" тот, "кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха..." (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия". С. 97.)

Предопределенность к спасению ("спасенная группа")

Ваххабиты приписывают ваххабитскому движению абсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и узурпируют право суда и санкций в отношении "неверных", "многобожников", "лицемеров". В ваххабизме есть, наряду с другими, один пункт, от обсуждения которого они чаще всего уходят. Кто дал или что дало им право, в исламе принадлежащее Богу и никому более, выносить окончательное суждение о том, является ли человек истинным единобожником (особенно - в случаях так называемого "скрываемого" или "тайного" "неверия" - "лицемерия") или нет, и применять к нему санкции (вплоть до лишения жизни)? Никто и ничто в исламе не дает им такого права.

Но ваххабиты не могут игнорировать эту проблему - им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане. И ваххабиты пытаются решить эту проблему тремя способами.

Во-первых, голословно утверждается, что ваххабиты следую истинному единобожию. Еще они себя называют салафитами, то есть теми, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые три поколения мусульман - сподвижники Пророка, те, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка. Называют они себя и "спасенной группой" - так называется в одном из хадисов Пророка группа, которая избегнет (предполагается - на Страшном Суде) адского пламени (Зину. Исламская акида. С.120-121.)

Но все равно в этом случае утверждается то, что еще предстоит доказать, и поэтому ваххабиты, во-вторых, изыскивают дополнительные признаки своей избранности. Они заявляют, что "спасенная группа" "представляет собой меньшинство" в умме - сообществе мусульман (Зину. Исламская акида. С. 121). Кстати сказать, в этом случае выделяется реально миноритарный характер ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения.

Дополнительным признаком избранности ваххабитов делается то, что ваххабитское движение исходно носит особый этнический характер. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то, какая именно группа является носительницей истинного единобожия. Это, по мнению ваххабитов, арабы. "Именно арабы были носителями миссии Ислама... Претворив в жизнь Ислам, они станут лучшими на земле" (Зину. Исламская акида. С. 130). Обоснование этой идее в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, этого ваххабиты и не смогли бы сделать. Ислам с самого начала был религией наднациональной, отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой. А среди "носителей миссии Ислама" даже на самых ранних его этапах были и арабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и берберы...

Но ваххабитам важно сделать эту заявку, чтобы уточнить характеристику той группы, которая еще до Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она - "спасшаяся". И свое учение ваххабиты характеризуют как арабское. Неоднократно цитированная выше книга, изданная и распространяемая в России Министерством по делам Ислама КСА и фондом "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" (их эмблемы красуются на обложке), называется по-русски "Программы по изучению шариатских наук". Но она имеет на той же обложке логотип на арабском: "Программы по изучению шариатских и арабских (или аравийских) наук". Данный логотип в увеличенном размере вывешивался на семинарах, конференциях, курсах, которые проводились в России указанными выше министерством и фондом. В связи с этой книгой примечательны два момента. С одной стороны, саудовские издатели и распространители прекрасно знают, что в книге излагается особое религиозное учение (шариатские и арабские или аравийские науки), с другой стороны, они предпочитают не сообщать этого русскоязычным читателям, на которых направлена ваххабитская проповедь, и эти читатели полагают, что они изучают исламский шариат.

Ненависть как религиозное требование

Только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека. Как человек может уберечься от того, чтобы его провозгласили "неверным" и, тем самым, спастись от санкций за свое "неверие"? Естественно, отказаться от любых форм "неверия" и "многобожия" (см. выше) и, покаявшись в своем "неверии", стать последователем единобожия, как его понимает ваххабизм. Но это не убережет такого человека от обвинений в "неверии" и "многобожии", ибо он может иметь колебания и сомнения, а то и может быть обвинен в "лицемерии", то есть в тайном, скрываемом "неверии" и быть подвергнутым такфиру, что лишит неприкосновенности его жизнь и имущество, и он станет объектом санкций вплоть до убийства.

Решающий довод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), то есть условие, при котором мусульманин не провозглашается "неверным", это - лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем не-ваххабитам. "Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты. - А.И.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. - А.И.)." (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия". С. 70.)

Принадлежность к ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационных признаков - особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.). Примечательно, что опять-таки это делается "от противного" - как реализация принципа "недопустимости подражания неверным" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Хадисы и термины". С. 88 и сл.).

Но главное - мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие "ненавистью и враждой". Истинный единобожник, как его представляют ваххабиты, должен ненавидеть всех тех, кого ваххабиты считают "неверными", "многобожниками", "лицемерами". Однако ненависть - это эмоция, которую трудно проконтролировать. Ваххабиты особое внимание обращают на внешнее поведение человека. Именно такое внешнее проявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в "неверии", в противном случае лишаются неприкосновенности его жизнь и имущество. Ненависть должна иметь постоянное внешнее проявление - вражду по отношению к "неверным". Чтобы быть мусульманином, человек должен "враждебно относиться к многобожникам и неверным. Сколько же есть еще мусульман, чистых и свободных от язычества (многобожия. - А.И.), но не питающих к язычникам (многобожникам. - А.И.) вражды! В подобном случае человек не может быть мусульманином. ...Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять в язычникам вражду и испытывать ненависть" (Зину. Исламская акида. с.31-32.) Налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к "неверным". "Дружелюбие по отношению к неверным и оказание им помощи не разрешены" (Там же. С.101).

Главная санкция в отношении всех "неверных" - лишение их жизни. Так, если человек не следует шариату, как это следование понимают ваххабиты, то он "неверный". А по утверждению ваххабитов, "Всевышний сказал: "Тот, кто допустил подобное, тот неверный, которого следует убить", если он не вернется к Закону Аллаха и Его Посланника" (М.А.-Л.Ибрагим. Установление законов Аллаха. Махачкала: "Бадр", 1997. С.10). Убийство "неверных" должно, по утверждениям ваххабитов, проводиться системно и организованно - в форме джихада против "неверных".

Вооруженная борьба - основная форма Джихада по-ваххабитски

Джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения. Джихад направлен против "неверных", "многобожников" и "лицемеров". Ваххабиты указывают разные типы джихада. Например, "Джихад бывает четырех типов: 1. Джихад против шайтана. 2. Джихад против души. 3. Джихад против неверных. 4. Джихад против лицемеров" (Зину. Исламская акида. С.59). Однако в ваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживается никаких подробностей относительно "джихада против шайтана" или "джихада против души". Все ваххабитские постулаты о джихаде касаются джихада против "неверных", "многобожников" и "лицемеров", то есть тех, кого ваххабиты таковыми объявляют.

Джихад определяется как "вооруженная борьба с позиций ислама" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С.21), "отстаивание интересов Аллаха вооруженным способом" (Бен Баз. "Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха..." С.9). Если джихад, в трактовке ваххабитов, есть вооруженная борьба, то тогда понятно, почему в их текстах не обнаруживается никаких положений, например, о "джихаде против души" (предполагается: о нравственном самосовершенствовании). Странно выглядели бы рассуждения о "вооруженной борьбе" человека против собственных пороков. Джихад, трактуемый ваххабитами как вооруженная борьба, является обязательным. "Джихад - это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник (имеется в виду Пророк Мухаммад, но соответствующие слова Пророка не приводятся. - А.И.). Он - горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного [мусульманина] от хорошего. Он также является пропуском в рай", а "рай - под сенью мечей" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С. 21). Нелишне подчеркнуть (хотя это и очевидно), что "вооруженная борьба" есть использование оружия с намерением убить противника. "В вооруженной борьбе мусульмане выходят победителями в обоих случаях: убили ли они или их убили" (Там же. С.25).

Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов). Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству. "1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С. 21). Или в несколько иной формулировке: "2. Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху. 3.Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им" (Зину. Исламская акида. С.100).

Во-вторых, целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми "неверными", "многобожниками" и "лицемерами": "1.Борьба с язычеством и язычниками , так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще" (Зину. Исламская акида. С. 100). "5. Вооруженная борьба с лицемерами" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С. 23). Правда, "неверные" могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть ваххабитов. "Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе - вооруженная борьба" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С.25). Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены ваххабитами в том, что они "лицемеры".

Наконец, в-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для "4. Защиты мусульман и их родной земли" (Зину. Исламская акида. С.100). При этом есть один очень важный нюанс - защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные. "2. Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами" ("Программы по изучению шариатских наук". Раздел "Жизнеописание Пророка". С.22).

Мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. "Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты (более ранние аяты Корана. - А.И.), где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние. - А.И.), предписывающие в обязательном порядке воевать и участовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы" (Зину. Исламская акида. С. 99).

Окончание следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Спецслужбы и террористы' (архив темы):
Андрей Десницкий, У начала времен /14.09/
Как гибель "Титаника" (на пару с Первой Мировой войной) "открыла" ХХ век, так и ХХI век, можно сказать, реально начался 11 сентября 2001 года.
Александр Игнатенко, Обыкновенный ваххабизм, часть 1 /14.09/
Лекция об идеологии Усамы бен Ладена - и не только его.
Сергей Маркедонов, История одной реорганизации /13.09/
Лекция о том, как вредно и бессмысленно быть пламенным революционером, когда имеешь дело со спецслужбами. Временное правительство vs царский политический сыск.
Ефим Дикий, Перспективы России в условиях конца (американского) света /13.09/
Дело не только в ценах на нефть: у России появилась перспектива встать в авангарде борьбы с терроризмом.
Александр Уланов, Шпионы в рамке /12.09/
Рецензия на книгу Дена Равива и Йосси Мелмана "История разведывательных служб Израиля".
Александр Игнатенко
Александр
ИГНАТЕНКО
Доктор философских наук, вед. эксперт НИИСС МГУ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: