Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Европа / Политика / < Вы здесь
Против кого дружим?
Дата публикации:  10 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Немного социологии: народ определился?

С какими странами россияне хотят дружить, а с какими - не очень?

По данным опроса РОМИР, проведенного в мае 2001 г., россияне в целом ориентированы на сотрудничество не с Европой, а со странами бывшего СССР, с Китаем и другими азиатскими странами. При возможности дать не более двух ответов: 41,5% россиян считают союзником нашей страны Беларусь, 22,9% - Китай, 21% - Германию, 15,4% - Украину, 10,7% - Францию, 9,7% - Японию, 8,9% - Индию и т. д. Россияне явно перестали идеализировать отношения с Западом, особенно это сказывается на отношении россиян к США: 8,5% считают США союзником и 55,2% - врагом России. Такое отношение вызвано разочарованием значительной части российского общества в социально-экономических преобразованиях 90-х гг., которые в массовом сознании связываются с западным (прежде всего - американским) влиянием.

В целом к азиатским странам россияне относятся несколько лучше, чем к европейским. Однако России как евразийскому государству необходимо строить отношения не только с азиатскими странами или странами СНГ. Поэтому рассмотрим подробнее отношение россиян к европейским странам.

Положительное отношение у россиян преобладает к Германии (21% считают ее другом России и 8,2% - врагом), Франции (10,7% и 3,2%), Югославии (4,5% и 1,6%), Финляндии, Молдавии, Болгарии, Польше (3,1% и 2%), Италии, Швеции. Явно отрицательное отношение у россиян к Англии (4,7% и 7,9%) и Албании.

Немного геополитики: Россия - главный оппонент США?

В системе безопасности в Европе все более снижается роль США в обеспечении ее военно-политической составляющей; усиливается политический компонент в структуре и деятельности Европейского Союза (ЕС), Западноевропейского Союза (ЗЕС), усиливается европейское начало в рамках самого Североатлантического альянса. Стремление решать локальные кризисы своими силами просматривалось достаточно отчетливо вплоть до Боснийского конфликта. Однако и решающая роль США в "принуждении к миру" военными средствами в данном случае отражает лишь временное отсутствие адекватного потенциала у самих европейцев. С исчезновением "биполярного мира" и глобальной конфронтации двух систем расхождение геополитических интересов США и членов "европейского клуба" проступает все более явственно.

Европейский рынок представляет большее значение для США, чем американский для Европы. Это может быть еще одной причиной для "вбивания клина" в отношения США и Европы. Кроме того, при стабильной политической ситуации на европейском континенте конкурентная составляющая экономических отношений между ЕС и США будет возрастать. Это уже проявилось в целом ряде конфликтов последних лет, показавших нежелание европейцев следовать в фарватере американской политики, в первую очередь в отношении стран третьего мира и, наоборот, желание активно противодействовать экспансии США на рынках высокотехнологичных производств. Характерно, что компромиссы, которыми закончились эти конфликты, были, в целом, в пользу ЕС.

Цена военного присутствия в Европе, которое тесно и непосредственно коррелирует с политическим влиянием, вызывает определенные внутриполитические проблемы в самих США. Снижение данного присутствия втрое в первой половине 90-х гг. не снижает их остроты. Отсюда стремление американцев заставить Европу саму по преимуществу платить за расширение НАТО, закрепив при этом за США новые рынки вооружений. При условии отсутствия реальной "объединяющей угрозы" это не может не вызвать нового витка напряженности в трансатлантических отношениях.

Бжезинский утверждает, что главная цель США - сохранение Франции и Германии своими союзниками. Главная цель России, таким образом, противоположная - расстроить дружбу Франции и Германии с США и сделать эти страны своими союзниками. Самое главное - сделать союзником России Францию. Если Франция станет другом России, согласившись (хотя бы тайно) дружить с нами против Америки, то Германия автоматически будет блокирована от прямого соприкосновения с Америкой и Англией, оказавшись как бы в тисках франко-русского союза. Германия достаточно сильно привязана к России: у нас с ней наибольший товарооборот среди европейских стран и, главное, у России в отношении Германии наибольшие долги. Чтобы не потерять возможность их вернуть, Германия просто вынуждена быть союзником России.

Наконец, следует упомянуть "французский фактор". Франция с ее ядерным потенциалом, глобальными интересами и активностью, а также уникальной для европейских членов Североатлантического альянса возможностью выставлять значительные контингенты для операций за пределами своей территории чрезвычайно важна для консолидации западного блока в новых условиях. Дальнейшее неучастие Франции в военных структурах НАТО после окончания "холодной войны" и при изменении характера отношений с Москвой дестабилизирует перспективу подобной консолидации. Условием возврата в военные структуры НАТО руководство Франции выдвигает в первую очередь европеизацию альянса, и антиамериканская составляющая французской политики по-прежнему остается весьма значительной.

Антисоветская подоплека американского присутствия в Европе в период "мирного сосуществования" двух лагерей (при наличии у СССР реальных возможностей военного доминирования на континенте и нескрываемой заинтересованности в распространении своей общественно-политической системы) автоматически трансформируется в антироссийский характер подобного присутствия сейчас. Подобная логика может быть признана адекватной только в двух случаях: либо Россия ощущает реальную угрозу военного вторжения со стороны НАТО, ведомого США, либо проблемы, встающие перед Россией на европейском континенте, предполагают использование с ее стороны вооруженных сил в зоне ответственности НАТО. Гипотетически было бы допустимо принять в расчет и заинтересованность России в глобальной конкуренции с США. Но каждая из подобных перспектив представляется в обозримом будущем крайне маловероятной. Россия гораздо меньше, чем США, объективно заинтересована в контроле за ресурсосодержащими регионами мира, так как в силу сложившейся структуры народного хозяйства и наличия огромных запасов ресурсов на контролируемой территории она еще длительный период останется экспортером энергоносителей и полезных ископаемых. Стабильность же Соединенных Штатов жестко зависит от их бесперебойного импорта. Обладание Россией ядерным оружием практически гарантирует от серьезных посягательств на ее территорию со стороны любого государства или военного блока.

Немного идеологии: братские романцы?

Для усиления франко-русского союза можно выработать концепцию необходимости и предопределенности союза русских с "романскими" народами - французами, итальянцами, испанцами, португальцами, румынами. Если в союзнических отношениях с Германией на первом плане должны быть экономико-геополитические интересы, то необходимость объединения России с романскими народами в пику Америке может быть обоснована еще мощной "культурологической" аргументацией: американская культура - бездуховная, "механическая" и агрессивная, а американскому "обществу потребления" противостоит романо-славянская культура - одухотворенная, мечтательная, идеалистичекая, романтическая и миролюбивая. Россия вместе с романскими странами должны объединиться для "спасения европейской культуры". Россия с одной стороны - и Франция и Италия с другой могут устраивать на постоянной основе совещания и съезды своих работников культуры, на которых могут провозглашаться лозунги защиты европейской культуры от "американской бездуховности". Российское, французское и итальянское государства могут договориться о выделении средств из госбюджета для того, чтобы регулярно выпускать совместные художественные фильмы, для усиления взаимодействия ученых славянских и романских стран, организации льготных туристических поездок граждан романских и славянских стран друг к другу. Если этот план культурного объединения России с романскими странами окажется удачным, то за культурой, возможно, потянутся экономика и политика, поскольку и экономикой, и политикой занимаются живые люди: не все в мире обусловлено законами экономики, очень многое зависит от симпатий и антипатий между народами, от психологического настроя.

Немного прикладной конспирологии: взорвем НАТО изнутри?

Хватит России ждать, пока против нее начнут плести заговоры в мире (во второй половине прошлого века - США, а сейчас еще и Саудовская Аравия), пора самим плести заговоры!

России выгодно раздувать имперские амбиции Франции и Германии: чем больше у них будут эти амбиции, тем более антиамериканскую позицию они будут занимать, так как США - главная помеха для имперских амбиций этих стран. Россия может предложить Германии раздел Польши, поддержать желание Франции присоединить Бельгию, а также желание Италии аннексировать Албанию. Раздел Польши выгоден и России, и Германии: кроме удовлетворения имперских амбиций, в лице Польши будет ликвидирован единственный оплот англо-американских интересов в Центральной Европе. Также можно присоединить Чехию к Германии, а Словакию - к России.

Положительное отношение россиян к Швеции и Финляндии также желательно реализовывать во внешней политике России, налаживая максимально дружеские отношения с ними. Англия никогда не будет другом России: она всегда будет идейным "агентом Америки" в Европе.

Сейчас, как и 50 лет назад, снова встал вопрос о том, стоит ли России вступать в НАТО. Конечно, укрепление НАТО не в российских интересах, и даже не в европейских. В укреплении НАТО заинтересованы только США. Однако Россия может вступить в НАТО в случае, если это предоставит России реальную возможность взорвать НАТО изнутри.

Главная цель России - усиление антиамериканских настроений в Европе, и для этого хороши любые средства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Европа' (архив темы):
Руглый стол #10. Пролезет ли Россия через "окно в Европу"? /10.10/
Ругань по существу. Суровый мужской разговор о возможности (и необходимости) для России полноправно присоединиться к европейским организациям ведут Сергей Караганов, Михаил Леонтьев, Игорь Бунин и Александр Дугин.
Алексей Хомяков, Подражание Европе /09.10/
Можно с водой выплеснуть ребенка, а можно √ с чаем выпить ложечку. Россия копировала как европейские достижения, так и несуразицы, на все это ставя один ярлык: "цивилизация". Фрагмент статьи "Мнение иностранцев о России".
Евгений Давыдов, Европа forever /08.10/
Америке Россия не нужна, а Европе - нужна. В обоих случаях - взаимно.
Родриго Расколевский, Народный ипотечный некрополь /05.10/
Ваши похороны по высшему разряду - уже сегодня! Сказка на ночь.
Максим Брусиловский, Сегодня им принадлежит Германия, а завтра... /05.10/
Стоит Германии хотя бы пару раз по-настоящему победить в каком-нибудь локальном конфликте - и мир изменится. Вероятно, в лучшую (для России) сторону.
Михаил Тульский
Михаил
ТУЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: