Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
36 стратегем. Китайская азбука конфликтного управления
Дата публикации:  29 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каждая культура, в соответствие со своими экономическими, политическими, историческими, географическими и т.д. особенностями, предпринимает особое программирование способа мышления своих представителей.1 При этом речь идет не об особенностях реакции "среднего" члена данного общества, данной культуры, но о распределении вероятностей в множестве возможных реакций на определенные раздражители внешней среды.

Реакции эти могут оказаться идентичными в разных культурах. Различия между культурами лежат не на уровне индивидов, а на агрегированном по сравнению с уровнем индивида уровне культуры. Именно на этом уровне можно статистически значимо показать, что вероятность некоей определенной реакции на некую определенную ситуацию в одной культуре больше, а в другой культуре меньше, и что частота выбора определенного ответа на идущее из внешней среды раздражение в одной культуре больше, а в другой меньше.2

Различия в вероятности выражения определенных реакций на определенные раздражители в разных культурах и, соответственно, в частоте их появления приводит к выработке различного для разных культур субъективного отношения к различным образцам поведения - паттернам. Более редкие образцы поведения воспринимаются не так, как более частые: как правило, более часто встречаемые образцы поведения окрашиваются эмоционально и морально в позитивный и хороший "цвета" соответственно, а более редкие - в негативный и плохой.

Характерной особенностью китайской культуры является частое использование долгосрочного, стратегического, стратегемического поведения3. Именно такие образцы поведения воспринимаются в Китае как положительные и хорошие. Как в США положительно воспринимаются крайний индивидуализм и стремление отдельного индивида к бесконечному росту, часто за счет других, точно так же в Китае примерами положительного и хорошего поведения является хитроумная комбинация, с помощью которой и достигается поставленная цель, и поддерживается социальная гармония.

Слово "стратегема" редко употребляется в России. В России употребляется, как правило, слово стратегия: военная стратегия, стратегия проникновения на рынок, стратегия развития общества и т.д. В Китае же существует несколько столь же часто употребляемых иероглифов цзы, цзяо, моу, це, каждый из которых обозначает "стратегему". Первоначальная кодификация 36 стратегем была осуществлена еще во время правления династии Мнн (1368-1644) и широко применялась тайными обществами - триадами - во время правления династии Цинь (1644-1911). В гоминдановском Китае Чан Кайши и в Китайской Народной Республике стратегемы получили крайне широкое распространение не только в военной науке, но и в политике, бизнесе, повседневной жизни. Китайские стратегемы можно сравнить с русскими поговорками, содержащими в себе народную мудрость, но это будет принижением статуса, которым стратегемы обладают в Китае. Сейчас в Китае миллионными тиражами выпускаются даже комиксы (для детей), в которых наглядно иллюстрируется применение 36 стратегем. 138 иероглифов (36 стратегем) входят в в обязательный багаж знаний китайца, окончившего среднюю школу, и должны быть выучены наизусть. 36 стратегем входят в плоть и кровь китайской культуры и в значительной степени, что возможно даже не осознается самими китайцами, определяют образ поведения Китая на мировой арене.

Описание первых 10 стратегем4

Стратегема 1: "Обмануть императора для того, чтобы он пересек море"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой шапки-невидимки) - необходимость маскировать собственные цели. Происхождение стратегемы связано со следующей историей: засомневавшегося в необходимости переплывать море императора убежденные в необходимости этого путешествия приближенные пригласили отдохнуть в дом на берегу моря. Дом, который в действительности являлся замаскированным кораблем, отчалил, как только император заснул, и пересек море, преодолев тем самым сомнения "сына неба".

Примером возможного применения может служить Германия, 29 раз переносившая в 1940 году дату нападения на Францию, что усыпило бдительность французов.

Стратегема 2: "Осадить государсто Вей для того, чтобы спасти государство Цзяо"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ахиллесовой пяты) заключается в возможности победы над противником с помощью непрямого воздействия на него путем создания опасности для одного из его назащищенных ключевых элементов или процессов. Происхождение стратегемы таково: в период феодальной усобицы IV века до н.э. армия государства Чи спасла своего союзника, государство Вей, терпящего осаду от неприятеля, государства Цзяо, осадив незащищенную столицу Цзяо, вынудив Цзяо тем самым поспешить на помощь столице и отказаться от продолжения осады Вей.

Примером возможного применения могут служить актуальные в свете последних событий угоны самолетов5 или введение эмбарго на ввоз зерна в СССР со стороны США после ввода войск в Афганистан.

Стратегема 3: "Одолжить нож и убить человека"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой подставного лица) - необходимость учитывать возможность выведения противника из строя чужими руками, избегая при этом привлечь к себе внимание.

Примером возможного применения является поддержка Советским Союзом в конце 70-х гг. Вьетнама, который в то время стремился подчинить себе Камбоджу. Поддерживая Вьетнам, СССР осуществлял с его помощью контроль над транспортными путями между Тихим и Индийским океанами. Однако в нашей стране наиболее известным примером применения этой стратегемы стала остановка Сталиным наступления Советской Армии 1 августа 1944 на Варшаву с целью использования немецких войск для разгрома прозападного восстания в Варшаве.

Стратегема 4: "Находясь на отдыхе, ожидать истощенного врага"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изнурения противника) заключается в поиске путей к измождению (сильного) противника. Происхождение этой стратегемы связано с историей происхождения стратегемы 2: после того как войско государства Цзяо начало поспешное возвращение назад для спасения своей столицы, командовавший войском государства Чи генерал, выбрав заранее место для засады, в течение нескольких дней незаметно "обживал" это место, ожидая подхода уставшего во время долгого марша и растянувшегося в походную колонну войска государства Цзяо, чтобы нанести ему сокрушительное поражение.

Примером возможного применения может служить заманивание неприятеля вглубь России для последующего разгрома, например, под Москвой в 1941 году или во время стояния в Москве и при бегстве из нее в 1812 году.

Стратегема 5: "Воспользоваться пожаром для ограбления"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой стервятника) - необходимость извлекать выгоды и преимущества из проблем противника, рассматривать возможности нападения на испытывающего затруднения контрагента.

Примером возможного применения может служить навязывание Францией разоренному после первой опиумной войны Китаю Хуангпусского договора (1844), по которому Франция получила многочисленные преимущества в разнообразной деятельности на территории Китая, а также навязывание Россией разоренному теперь уже после второй опиумной войны Китаю Пекинского договора, по которому России перешли территории восточнее реки Уйгури. Также нападение СССР на Японию в 1945 году и присоединение к СССР Южно-Курильской гряды рассматривается китайцами как пример применения стратегемы 5.

Стратегема 6: "Поднять шум на востоке, напасть на западе"

Смысл этой стратегемы (называемой еще стратегемой отвлекающего маневра) заключается в необходимости использования ложных атак и отвлекающих маневров для маскировки направления главного удара. Даже библейская история о иерихонских трубах толкуется китайскими исследователями в смысле стратегемы 6: обходившее в течение 6 дней подряд город и трубившее в трубы войско заглушало тем самым работу саперов по подрыву стен осажденного Иерихона.

Примером возможного применения может служить распространенная во время подготовки вторжения в Египет в 1798 году Наполеоном информация о готовящейся переброске французского флота из Средиземного моря к побережью Ирландии. В ответ на это английский адмирал Веллингтон сделал непроходимым для судоходства Гибралтарский пролив, чем и воспользовался Наполеон, чья цель была отвлечь английский флот от французских средиземноморских коммуникаций.

Стратегема 7: "Создать что-то из ничего"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой творческого преувеличения) состоит в необходимости инсценировки фантомов, предлагающих противнику сильно отличающееся от действительного описание реальности.

Примером может служить примененная однажды в гражданской войне бессмертным героем анекдотов Василием Ивановичем следующая тактика: обскакав холм с одной стороны, эскадрон во главе с Чапаевым наткнулся на белых и отступил за холм, показался на вершине холма и отступил, показался с другой стороны холма и отступил. Приняв эскадрон Чапаева за три разных эскадрона и предположив, что за холмом готовится к атаке целый кавалерийский полк, белые отступили.

Стратегема 8: "Тайно отправиться в поход на Ченцанг"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой обходных путей) заключается в необходимости скрывать за каким-то нормальным, привычным, ортодоксальным действием нечто ненормальное, необычное, неортодоксальное, то, что не ожидается контрагентом. Происхождение этой стратегемы связано с историей возникновения во II веке до н.э. династии Хань: один из претендентов на императорский трон послал небольшую часть своего войска ремонтировать разрушенные мосты через ущелье, а сам тайно направился в Ченцанг, область, позволявшую ему выйти в тыл другого претендента и разгромить его.

Примером применения этой стратегемы может служить процесс проведения открытия "второго фронта" союзниками во Второй мировой войне: союзники, делая вид, что готовят высадку в районе Кале, и вынудив немцев сконцентрировать там свои основные силы, высадили там лишь три парашютно-десантные дивизии, тогда как основная переправа была организована в район Нормандии.

Стратегема 9: "Наблюдать огонь на противоположном берегу реки"6

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ожидающего невмешательства) - необходимость казаться безучастным по отношению к критической ситуации в лагере противника, воздерживаясь от поспешных действий7 и ожидая развития ситуации в благоприятном для себя направлении для того, чтобы вмешаться лишь тогда. Происхождение этой стратегемы связано с войнами периода развала империи династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): во время одной из битв на Янцзы, в которой сошлись все три возможных претендента на наследство империи, армии государств Вей, Ву и Шу Хань, войско государства Шу Хань наблюдало со своего берега реки пожары в лагере войск двух других государств, сопровождавшие битву двух армий этих государств на другом берегу, но вмешалось только тогда, когда победа была гарантирована одной из сторон, и сделало это таким образом, что плоды победы достались в основном государству Шу Хань.

Примером применения этой стратегемы может служить политика мюнхенского сговора, проводимая США, Англией и Францией накануне Второй мировой войны и направленная на сталкивание СССР и Германии с целью взаимного уничтожения СССР и Германии и получения вытекающих из этого преимуществ. Необходимо заметить, что стратегема 9 часто применяется перед стратегемой 5.

Стратегема 10: "Прятать за улыбкой кинжал"8

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой двуличия) заключается в необходимости утаивания коварных замыслов за льстивыми речами и правильными фразами. Происхождение этой стратегемы связано с одним из придворных китайского императорского двора VII века н.э., которому приписывают любезное обхождение со всеми, даже с противоречившими ему людьми. Однако легенда также гласит, что любого, смевшего ему противоречить, ждало ужасное будущее.

За примерами применения этой стратегемы долго ходить не нужно. Каждый из нас достаточно, часто хоть раз в жизни, но сталкивался с подобным двуличием. В Китае оно допускается в рамках применения стратегемы 10.

Продолжение следует

Примечания:


Вернуться1
См. Hofstede,G.: Culture's consequences: international differences in work - related values, Cross - cultural research and methodology series, Sage Publications, 1980, 14пп.


Вернуться2
См. Hofstede,G.: Cultures and organizations: software of the mind, McGraw-Hill, 1991, 114пп.


Вернуться3
См. Hofstede,G.: Cultures and organizations: software of the mind, McGraw-Hill, 1991, 139пп.


Вернуться4
Стратегемы и комментарии к ним излагаются на основе следующих работ: 1) von Senger,H.: Strategeme: die beruhmten Strategeme der Chinesen - lange als Geheimwissen gehutet, erstmals im Westen vorgestellt, Bern/Munchen/Wien, Scherz, 2000 (Bd.1 - 10. Aufl., Bd.2 - 1. Aufl.), 2) Ю Сюе Бин: Сан ши лиу цзы - шин цзе шианг ши, Пекин, 1993


Вернуться5
Автор ни в коем случае не хотел бы заявить этим, что со 100% вероятностью Китай причастен к этим терактам.


Вернуться6
Другая формулировка: "Сидя на холме, наблюдать схватку тигров".


Вернуться7
К сожалению, в силу высокой степени неприятия неопределенности, характерной для российской культуры, именно это безучастное ожидаение развития ситуации является крайне трудным заданием для России. См. Hofstede,G.: Cultures and organizations: software of the mind, McGraw-Hill, 1991, 101


Вернуться8
Другая формулировка: "На вкус - мед, для желудка - яд".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Владимир Кантор, Существует ли в России бюрократия? /29.10/
Веберовский бюрократ - это чиновник, который не берет взяток. В России такое в принципе невозможно. Военное правление vs "бюрократическая машина".
К новым победам в борьбе за возрождение великой Германии! /26.10/
Обращение Генриха Гиммлера к немецкому народу 10 мая 1945 года. Сказка на ночь.
Владислав Савин, Адекватность управления /25.10/
Модель управления невозможно просто импортировать: она должна соответствовать национальным традициям (например - традиционному отношению к власти и к неопределенности).
Александр Артемов, Конец истории-2 /25.10/
Вся беда - в плохих компьютерах и чрезмерном количестве "дикарей". Если бы не это, информационное управление человечеством не выглядело бы утопией.
Власть - это свобода /25.10/
Управление по сути сводится к уничтожению помех, откуда и происходит частое отождествление управления как такового с кризисным управлением. Колонка редактора.
Владислав Савин
Владислав
САВИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: