Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Регионы исчезают...
Дата публикации:  31 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Порой до боли жаль нашего обывателя. Вот он, родной, устроился на скамеечке "со товарищи", обсуждает очередные политические события. Какое возмущение! Какое сочувствие "несчастному губернатору", притесняемому "центром", понимание личных проблем "несчастного мэра"!

И жаль обывателя, и, в то же время, немного за него стыдно. Откуда он черпает данные, оценки, что знает об истинном положении вещей? Да и существует ли вообще в регионах какое-либо "положение вещей"?

Конечно, в столице политическая жизнь есть. Возможно, есть жизнь и на Марсе. А вот в таких регионах, как, например, Дальний Восток, - едва ли. Это более напоминает мимикрию в животном мире или попытки неизлечимо больного человека казаться здоровым, чтобы избежать рискованного лечения.

В какой-то степени нездоровым кажется тот, кто пытается анализировать "расстановку политических сил в регионе". В самом понятии сомнительна любая составляющая. Можно ли назвать "силами" группки по интересам, которые пытаются выдавать себя за отделения партий или общественные движения? Не являются они и "политическими" - политику делает кто угодно, но не они. Вряд ли стоит вести речь и о "расстановке" - как расставить то, чего нет? Даже "регион" нередко не является таковым по сути - одни воспринимают его как свое удельное княжество, другие - как чью-то колонию, а большинство вообще никак не воспринимает.

Иногда возникает впечатление, что все это - декорации, скрывающие некую настоящую жизнь, о которой никому не известно. Будто некий мудрый вождь создал все, чтобы чем-то занять нас, сирых и убогих. Иначе для чего нужны "партии", не выражающие ничьих интересов, "газеты", не имеющие содержания, "депутаты" без полномочий, "структуры власти" без деятельности?

Представим себе такую картинку. Отдаленный регион, но не какое-нибудь захолустье, а центр целого федерального округа (к примеру, Дальневосточного). Губернатор постоянно грозится переехать в Москву на место премьера или хотя бы одного из вице-премьеров, но мешает одно - не приглашают. На досуге он пишет программы экономического развития России, которые кое-кто читает, но никто не принимает. Есть и местная Дума, состоящая из нескольких криминальных авторитетов, пары-тройки директоров предприятий и "большинства", непонятно как получившего депутатские мандаты.

Гостю региональной столицы бросается в глаза центр города; кажется, что он полностью перестраивается после длительной бомбежки. Улицы укладываются дорогостоящей брусчаткой, строятся мосты и соборы. Кажется, кто-то возжелал установить здесь несколько рекордов - самый большой подземный переход, авторазвязку в самом неожиданном месте, наибольшее число церквей. Еще одна особенность - слишком многие из встречных прохожих явно "не в себе": громко разговаривают сами с собой, ссорятся с собой же, матерятся или поют о чем-то.

Какова здесь жизнь? Почти каждый ответит, что живет довольно неплохо ("спасибо губернатору, золотой он у нас человек"), только вот зарплата или пенсия маленькая, несколько лет нет холодной воды, плохо с отоплением, не на что учить детей, нет денег на продукты и т.п. (в этом, естественно, виноват Президент). На свои проблемы люди смотрят философски - здесь вина "центра, обирающего регионы", китайцев, американцев, а особенно почему-то - господ Березовского, Чубайса и Аксененко (кто они такие, никто не знает, - просто этакие классические злодеи).

Спасибо местной прессе - хоть она скрашивает досуг. Наиболее информативные издания, кроме рекламы, содержат сканворды, кроссворды и анекдоты, но и сюда прокралась тень социально-экономического кризиса, - часто одни и те же анекдоты печатают сразу в нескольких газетах.

Даже многочисленные партии и движения не в силах исправить ситуацию, но это и понятно. Отделения КПРФ больше напоминают посиделки, а их "лидеры" заняты лоббированием интересов новых предпринимателей (из числа старых партаппартачиков); остальные партии по степени виртуальности близятся к абсолюту. Не помогают делу и вялые угрозы радикалов устроить всеобщую политическую стачку или объявить кому-нибудь импичмент...

Зато с какой помпой проводятся праздники - День края, День города, Дни районов! И дни голосования, когда массы зомби с бессмысленными взглядами идут поддержать любимого Губернатора или другую фигуру, которую Он посоветует.

Кроме множества тихо помешанных, здесь есть и другие проблемы. Главное - здесь никогда ничего не происходит. Что бы ни случилось в стране, в мире или где угодно, реакция одна - никакой. ГКЧП - ну и пусть; расстрел Верховного Совета - неважно; новый Президент - ну и что? Любое событие воспринимается спокойно и равнодушно; здесь не приходится ждать потрясений, народных волнений. Здесь вообще ничего не приходится ждать. Молодежь стабильно получает высшее образование по "престижным" экономическим и юридическим специальностям, после чего столь же стабильно идет работать продавцами, грузчиками и официантами. Самое старшее поколение ругает жизнь, но хвалит руководство региона.

Вот где кроются истоки "всенародной" поддержки непопулярных решений или столь же "всенародного" осуждения какой-либо фигуры. Такой электорат - страшная сила; он изберет кого угодно и куда угодно, не заботясь о последствиях. Он согласится, даже если его запланируют переселить на Северный полюс. При этом его безволие и рабская психология тщательно камуфлируются видимостью политической жизни, общественно значимых событий, социальных процессов. Возможно, именно поэтому совершенно фантастичной кажется вероятность появления на большой политической арене "сильного регионального лидера", способного войти в число первых лиц государства. Специалисты и незаурядные личности здесь, конечно, есть, но они редко связывают свою будущность с собственным регионом. Бежать, и как можно дальше, - вот их конечная цель. И это им в итоге удается, еще до того, как войдут в региональную политическую элиту.

Так кому же выгодна деградация регионов? Центральным органам власти? Региональным руководителям? Криминальным группировкам типа знаменитого на всю страну "дальневосточного общака"? Западным спецслужбам, "продолжающим реализацию плана по развалу России"?

Осмелимся предположить, что всем, перечисленным выше, и еще многим другим. Всем, кому хоть в какой-то мере выгодна нынешняя ситуация в стране, кто хотел бы оградить себя от любых неожиданностей со стороны "электоральной базы". Для этой цели хороша любая игрушка, которую бросят обывателю, чтобы отвлечь его от действительности, - политические кампании, международные отношения, вооруженные конфликты, забастовки... Создавая искусственную среду, не имеющую ничего общего с реальностью, обывателя затягивают в нее все глубже и глубже, чтобы тому казалось, что он не только живет полноценной жизнью, но и на что-то влияет, принимает решения, кого-то поддерживает, что-то значит. Имитация доходит до невероятных масштабов: создается не только иллюзия жизни отдельного человека, но и видимость множества событий вокруг него, неких объективных тенденций, динамических процессов. Итог именно тот, который нужен: человек, увлеченный имитацией, не замечает, что фигуры, живущие реальной жизнью, заботятся лишь о собственных интересах, а отнюдь не о "благе общества", и решают не его личные проблемы, а свои собственные. Более того, он им всячески способствует в их "благородном деле", обеспечивает возможность делать что угодно и сколько угодно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Михаил Тульский, Россия нуждается в новой реформе государственного устройства /31.10/
Оптимальное государственное устройство существовало в России с 1764 по 1917 год. Сталин пытался это устройство вернуть к жизни, но не вполне удачно (помешал Ленин со своим неуместным "романтизмом").
Галина Юдахина, Маниловщина в верхах /30.10/
Америка разводит Россию. Китай, "сидя на красивом холме, наблюдает пожар в стане противника" (стратегема 9).
Олег Ефремов, "Информационность" как критерий социальной эффективности /30.10/
Интеллектуальный подход к проблемам управления может быть как полезен, так и опасен. Знание становится силой лишь при равноправии (свободной конкуренции) различных интеллектуальных "картин мира".
Сергей Ильин, "Столыпинский вагон" для Аксененко /30.10/
Менеджмент без воровства в российских условиях невозможен. Однако эффективный менеджмент предусматривает воровство в сочетании с исполнением основных функций. Да и вообще: делиться надо, Николай Емельянович!
Владислав Савин, 36 стратегем. Китайская азбука конфликтного управления /29.10/
Политика Китая предсказуема: китайцы все делают по стратегемам. В том числе, управляют государством.
Виктор Муромцев
Виктор
МУРОМЦЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: