Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20011101-sa.html

36 стратегем. Китайская азбука конфликтного управления. Продолжение
Владислав Савин

Дата публикации:  1 Ноября 2001

Начало - здесь.

Крайне интересным является вопрос о классификации 36 стратегем. Из анализа метода классификации можно также почерпнуть кое-что о топологии китайского образа мышления. В простом перечислении стратегем с первой по тридцать шестую уже можно выделить 6 групп по 6 стратегем в каждой: первая шестерка (стратегемы 1-6) включает в себя стратегемы для победы, вторая (7-12) - для противника, третья (13-18) - для нападения, четвертая (19-24) - для запутывания, пятая (25-30) - для соединения, шестая (31-36) - для отступления.

Другой возможной и более понятной классификацией является разделение 36 стратегем на другие 6 групп: 7 стратегем утаивания и сокрытия (1,(6,8),(7,27),(32,10)), 3 стратегемы отступления и бегства (36,(21,11)), 7 стратегем захвата и разгрома (18,(23,24),(16,22),(15,28)), 9 стратегем использования чужих вещей и приспособлений (3,(12,20),(5,9),(14,29),(35,33)), 5 стратегем заманивания и обольщения (17,(13,26),(31,34)) и 5 стратегем замены (25,(2,19),(4,30)). При этом в каждой группе первая названная стратегема определяет название класса и передает общий смысл всех стратегем данного класса, а последующие стратегемы соединены в пары, имеющие общие черты.

В первой группе стратегема 1 "Обмануть императора для того, чтобы он пересек море" в наиболее обобщенной форме передает смысл стратегем группы. Стратегемы 6 и 8 ("Поднять шум на востоке, напасть на западе", "Тайно отправиться в поход на Ченцанг"), стратегемы 7 и 27 ("Создать что-то из ничего" и "Играть роль болвана, не сходя с ума"), а также стратегемы 32 и 10 ("Стратегема пустого города" и "Прятать за улыбкой кинжал") образуют пары. Китайская мысль исходит при этом из следующих соображений: первая пара скрывает либо направление удара, либо направление маршрута движения, вторая пара - либо из ничего делает что-то консистентное, либо что-то консистентное обращает в ничто, третья пара - либо утаивает имеющуюся в действительности пустоту города, либо - имеющуюся в действительности реальную природу человека.

Во втором классе стратегема 36 "Бегство - лучшее оружие в безвыходной ситуации" содержит основную мысль стратегем данного класса, а пара стратегем 21 и 11 ("Цикада выскользает из своего блестящего облачения" и "Сливовое дерево погибает вместо персикового") показывает, каким образом бегство может быть реализовано: либо ускользать, оставив свои пожитки, либо ускользать, подставляя "козла отпущения".

В третьем классе стратегема 18 "Для разгрома банды убить атамана" обобщает смысл следующих за ней стратегем (23,24),(16,22),(15,28). Стратегемы 23 и 24 ("Заключив договор с дальними (соседями), напасть на ближних" и "Использовать дорогу через Ю для нападения на Гуо"), стратегемы 16 и 22 ("Захватить неделанием" и "Закрыть дверь и задержать вора") вместе со стратегемами 15 и 28 ("Вынудить тигра спуститься с горы" и "Заманив на крышу, убрать лестницу") образуют пары. Первая пара показывает, что необходимо нападать не на всех противников сразу, но по очереди, либо сперва на ближнего, а потом на дальнего, либо сперва на дальнего, а потом на ближнего, обезопасив себя тем самым от ведения войны на два фронта. Вторая пара показывает, что для захвата неприятеля можно либо временно отпустить его, заставив поверить в свою удачу и расслабиться, либо, наоборот, сразу сильно ограничить свободу его действий. Третья пара заставляет противника либо покинуть привычные для него условия (обстоятельства), либо, наоборот, ставит самого применяющего стратегему в безвыходное положение и заставляет его тем самым работать за семерых.

В четвертой группе стратегема 3 "Одолжить нож и убить человека" передает основной смысл стратегем данной группы - достижение цели с помощью использования чужих приспособлений, чужой силы и энергии, а стратегемы 12 и 20 ("С легкой душой увести овец" и "Ловить рыбку в мутной воде"), стратегемы 5 и 9 ("Воспользоваться пожаром для ограбления" и "Наблюдать огонь на противоположном берегу реки"), стратегемы 14 и 29 ("Воспользоваться телом умершего и вернуть душу" и "На дереве распустить цветы"), а также стратегемы 35 и 33 ("Стратегема последовательности" и "Стратегема сеяния раздора") образуют пары. Первая пара либо использует внутренние ресурсы контрагента, либо сложившиеся вокруг него обстоятельства. Вторая пара показывает, как необходимо действовать во времена, когда неприятель переживает кризис: либо что-то предпринять, либо, вначале ничего не делая, ждать еще более благоприятного развития событий. Третья пара демонстрирует, как можно либо тайно использовать чужую форму, либо явно применить чужую силу. Четвертая пара демонстрирует возможность использования либо противоречий, либо шпионов в стане противника.

В пятом классе стратегема 17 "Обменять кусок щебня на драгоценный камень" передает общее направление для заманиваний, характеризумых стратегемами этого класса, а стратегемы 13 и 26 ("Бить палкой по траве, чтобы вспугнуть змею" и "Бранить акацию, а метить в шелковицу") и стратегемы 31 и 34 ("Стратегема прекрасной женщины" и "Стратегема самострела") образуют пары. При этом первая пара говорит о возможности либо, продемонстрировав агрессию, заставить противника отказаться от своих намерений, либо с помощью непрямого давления затормозить его продвижение к достижению его целей. Вторая пара использует возможность нанесения умышленных и отвлекающих внимание повреждений (как физических, так и моральных) либо противнику, либо самому себе.

В шестом классе стратегема 25 "Украсть несущие конструкции и заменить опоры" передает в обобщенной форме смысл пар стратегем 2 и 19 ("Осадить государсто Вей для того, чтобы спасти государство Цзяо" и "Убрать дрова из-под жаровни"), а также 4 и 30 ("Находясь на отдыхе, ожидать истощенного врага" и "Превратить роль гостя в роль хозяина"). Первая пара показывает, что замена либо субъекта, который будет подвергнут атаке, либо объекта может иметь одинаково благоприятный результат. Вторая пара оперирует либо заменой способа борьбы, либо изменением статуса противников.

Классификация стратегем позволит легче соединить в единое целое уже представленные ранее стратегемы, а также может быть полезной при восприятии описания последующих 26 стратегем.

Описание стратегем (продолжение)1

Стратегема 11: "Сливовое дерево погибает вместо персикового"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой "козла отпущения") заключается в том, что необходимо учитывать возможность принесения в жертву кого-нибудь (может быть даже себя самого) для спасения себя (или иных важных действующих лиц). Первое упоминание этой стратегемы встречается в балладе времен правления династии Хань (206-220 до н.э.): когда на корни персикового дерева напали муравьи, растущее рядом сливовое дерево накрыло своими корнями корни персикового и тем самым спасло его. Само сливовое дерево при этом погибло.

Примером возможного применения является модернизация Китая в период после 1979 года: частичная потеря независимости экономикой Китая в результате создания многочисленных хозяйственных связей с Западным миром рассматривалась Китаем как сливовое дерево, которое должно было погибнуть для того, чтобы персиковое дерево - действительная реализация в Китае плана модернизации - могло жить дальше.

Стратегема 12: "С легкой душой увести овец"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой неупущения шанса) можно видеть в необходимости (без впадения в гамлетовские сомнения) не "выгонять" удачу, если она "постучалась в двери". Само образное выражение возникло в XII веке н.э. и связано с легендой о путнике, встретившим заблудившуюся овцу и не прошедшим мимо, но взявшим ее с собой.

Примером легкости, с которой в Китае применяется эта стратегема, может служить критика в китайской прессе недостатков имплицитных моделей карьеры некоторых китайских руководителей: при работе с молодежью они иногда предпочитают продвигать по службе середнячков, согласных со всеми и вся и не создающих при работе с ними особых сложностей. Карьерный рост подобных молодых специалистов соответствует стратегеме 12.

Стратегема 13: "Бить палкой по траве, чтобы вспугнуть змею"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой провокации) заключается в возможности использования косвенных угроз противнику. Происхождение стратегемы связано с коррумпированным чиновником Х века н.э., получившим жалобу большого числа людей на своего столь же коррумпированного секретаря: прочитав жалобу и крайне испугавшись, чиновник стал, как змея, напуганная ударами палки по траве, не способен на дальнейшие противоправные действия.

Примером применения этой стратегемы может быть использование слогана "Пусть распустятся сто цветов" в Китае в 1957 году: с помощью допущения большей свободы слова - "удар палкой по траве" - были выявлены несогласные с политикой КПК - "змеи", элиминированные затем в период "культурной революции".

Стратегема 14: "Воспользоваться телом умершего и вернуть душу"

Смысл этой стратегемы (называемой также либо стратегемой обновления фасада, либо стратегемой птицы Феникс) заключается в возможности использования новых организаций, процессов, людей и т.д. для продолжения прежней политики. Впервые эта стратегема упоминается в драме эпохи династии Юань (1271-1368), рассказывающей о том, что умерший и попавший в загробный мир человек понадобился на этом свете буддийскому святому, который, пытаясь вернуть этого человека, выяснил, что его мертвое тело давно было сожжено на поминальном костре. Так как святому этот человек был крайне необходим, то он взял тело другого умершего и поместил в него душу нужного ему человека.

Примером возможного применения может служить возрождение и использование в 1947 году Мао Цзэдуном сконструированных за полвека до этого основателем Гоминдана д-ром Сунь Ятсеном принципов возрождения Китая (национализм, демократия и обеспечение уровня жизни народа): наполнив их ("тело умершего") коммунистическим содержанием ("душой") с помощью комментариев, он использовал их как средство привлечения в ряды КПК многих интеллектуалов.

Стратегема 15: "Вынудить тигра спуститься с горы"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изолирования) заключается в необходимости рассматривания возможности захватить или ослабить противника, удалив его от "родных" ему людей и обстоятельств. К VII веку до н.э. относится изречение мудреца, гласящее, что если тигр или леопард, покинув свое убежище, приблизятся к людям на равнине, то станут их легкой добычей, оставаясь же в своем горном убежище, они будут по-прежнему внушать людям страх.

Примером попытки применения стратегемы 15 может служить предложение талибов, прозвучавшее после 11 сентября 2001 года, судить Усаму бин Ладена в мусульманской стране судом шариата: необходимость покинуть правовое пространство англосаксонского мира и заниматься сложными проблемами права в пространстве с незнакомыми юридическими нормами легко может заставить США выглядеть в этом случае, как "корова на льду".

Стратегема 16: "Захватить неделанием"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой игры в "кошки-мышки") может быть увиден в том, чтобы, не предпринимая никаких враждебных действий против поверженного врага, добиться тем самым его внутренней признательности и, следовательно, более прочной покорности. Происхождение этой стратегемы связано с борьбой китайской армии в III веке н.э. с населяющими южные районы современного Китая народами: 7 раз подряд побеждал в сражении и отпускал с миром "южного" генерала китайский полководец, добившись в итоге его внутреннего смирения и подчинения южных территорий Китаю без необходимости размещать там войска.

Примером применения может служить тактика Ирана в переговорах с США по поводу захваченных в Ливане в 1986 году американских заложников. Ответив решительным отказом на первоначальное предложение США, Иран не сделал то, что от него ожидали США, добившись тем самым впоследствии от США значительно больших уступок.

Стратегема 17: "Обменять кусок щебня на драгоценный камень"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой наживки) заключается в необходимости видеть и использовать возможности обмена сравнительно малых преимуществ для контрагента на сравнительно большие преимущества для применяющего стратегему. Одна из версий возникновения этой стратегемы, относящаяся к времени господства в Китае монгольской династии Юань (1271-1368), очень романтична и связана с флиртом: женщина, обращаясь со словами упрека к понравившемуся ей мужчине, который также непрерывно смотрит на нее, бросает в него в переносном смысле щебень, получая взамен, если мужчина обрадуется этому упреку, как возможности начать разговор, драгоценный камень - более близкое знакомство с мужчиной.

Примером возможного применения может служить известный троянский конь: ничего не стоящая деревянная фигура лошади, "подаренная" греками троянцам, принесла грекам "драгоценный камень" - победу над Троей.

Стратегема 18: "Для разгрома банды убить атамана"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой рычага Архимеда) заключается в необходимости поиска и давления на ключевые места контрагента для достижения своих целей с наименьшими затратами сил и энергии. Рождение этой стратегемы связано с бессмысленной войной Китая в Тибете в эпоху династии Танг (618-907): известный китайский поэт Ду Фу (712-770), перенесший при жизни - в том числе из-за этой войны - множество страданий, критикует действия "сына неба", потратившего по причине некой прихоти сотни тысяч человеческих жизней на борьбу за не имеющий никакого стратегического значения провинциальный городок, призывая его сконцентрировать свои усилия на действительно важных стратегических операциях, могущих быстро закончить войну и прекратить бессмысленное человекоубийство.

Использование этой стратегемы может быть мягким и жестким: жесткое применение направлено на физическое устранение лидера, мягкое - на влияние и изменение образа мыслей и чувств лидера противника. Примеры жесткого варианта применения этой стратегемы достаточно многочисленны: например, казнь Пугачева или Разина могут быть рассмотрены именно в свете данного применения, примером мягкого применения может служить подчинение российской элиты начала 90-х гг. прошлого века идее "общечеловеческих" ценностей.

Стратегема 19: "Убрать дрова из-под жаровни"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой отвода энергии) заключается в поиске возможностей "задушить в зародыше" действия противника. Так же, как и стратегема 2, стратегема 19 связана с выявлением слабых мест и воздействием на них, но если первая делает это, выявляя "объективные" слабинки, то вторая пытается, прервав каналы подпитки, сделать сильное место противника его слабым местом. Подобие этой стратегемы упоминается уже в III веке до н.э. в контексте профилактики болезней: правильное использование стратегемы 19 делает ненужным лечение, так как профилактически не допускает болезни.

Примером возможного применения могут служить США, в 90-х годах прошлого века стабильно не платившие членские взносы в ООН (на 1999 год сумма долга достигала $1,7 млрд.), в значительной степени добившись тем самым ограничения возможностей ООН для эффективных действий. США использовали эту же стратегему и в 80-е годы прошлого века, добившись согласия Саудовской Аравии играть на понижение мировой цены нефти (выбрасывать на мировой рынок большие объемы сырой нефти по низкой цене) в тот момент, когда ввязавшемуся в "звездные войны" СССР срочно требовались большие поступления валюты для закупки многочисленных связанных с этим этапом гонки вооружений высоких технологий.

Стратегема 20: "Ловить рыбку в мутной воде"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой хаоса) заключается в возможности преднамеренной организации беспорядков в стане противника с целью создания благоприятной ситуации для достижения собственных целей. Отличие от стратегемы 5 заключается здесь в различии сценариев: не сам контрагент (как в стратегеме 5), но его окружающая среда находится в ненормальном состоянии. Такой способ рыбной ловли широко использовался в средние века: в мутной воде рыбе сложнее отличить наживку от безопасного корма.

В качестве примера возможного применения можно назвать "поспешное" принятие в 1997 году в еще управляемом Великобританией Гонконге закона о правах человека, противоречащего конституции этой страны. С точки зрения китайских аналитиков, это было вызвано желанием использовать стратегему 20 для создания хаоса в правовой системе Гонконга после передачи его КНР. Другим примером может служить создание поддерживаемой (проамериканским?) Фондом Карнеги Евразийской партии как противника дугинскому неоевразийству в современной России - с целью создания идеологической неразберихи в этом потенциально крайне мощном движении.

Продолжение следует

Примечание:


Вернуться1
Стратегемы и комментарии к ним излагаются на основе следующих 2 работ: 1) v.Senger,H.: Strategeme: die beruhmten Strategeme der Chinesen - lange als Geheimwissen gehutet, erstmals im Westen vorgestellt, Bern/Munchen/Wien, Scherz, 2000 (Bd.1 - 10. Aufl., Bd.2 - 1. Aufl.), 2) Ю Шюе Бин: Сан ши лиу цзы - шин цзе шианг ши, Пекин, 1993