Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Кому не стоит доверять управление Поднебесной
Политическое в межличностной жизни

Дата публикации:  6 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Доверить Поднебесную можно лишь тому,
кто не будет жаждать управлять Поднебесной.

Чжуан-цзы

Политический - в самом широком смысле этого слова - аспект можно найти практически везде. Можно смотреть "политически" на любовь, на занятие любовью и на воспитание детей, на кулинарию, на религию и поэзию, на управление машиной, на жизнь белых медведей, на содержание их же в зоопарке... Не на политическое значение оных феноменов для, скажем, страны, а на их внутреннюю, собственную микрополитику. Ибо в любой живой системе как-то происходит управление, принятие решений, преодоление конфликтов, поиск компромиссов и т.д. и т.п. В любой системе есть политическое - независимо от осознания этого аспекта реальности. Поэтому на все, что угодно, правомерно смотреть под таким углом.

Любая точка зрения на реальность специфическим образом организует восприятие и действие, любая - что-то дает, что-то отнимает и всегда сужает возможность выбирать. Во всем происходящем, например, есть и механический аспект, который обычно нас почему-то не волнует. Или можно смотреть на жизнь как на "способ существования белковых тел", можно опосредовать мир по Марксу или по Фрейду... Вряд ли, однако, спортсмену, прыгающему с шестом, полезно помнить о силе земного притяжения (или о социальном значении спорта, о фаллическом смысле шеста, о биологии мышечных сокращений и т.п.). Этим занимаются - если занимаются - внешние наблюдатели, конструкторы шестов, скажем, или спортивные психоаналитики. Зато вот о чем Homo sapiens'у стоит помнить всегда: любой подход упрощает реальность, а иногда такое упрощение опасно и - что еще хуже - отнюдь не сразу "наказывается" реальностью.

Сфера "микрополитического", скажем, "политики" межличностных отношений или малых групп, может, конечно, интересовать ученого-теоретика, которого бескорыстно занимает поведение людей (или обитателей муравейника). Но эта сфера особенно притягательна - в отличие от той же механики или несчастных "белковых тел" - для тех, кто хочет данные знания использовать на практике.

Продавцы, менеджеры, шоумены, озабоченные родители подростков, мужчины-ищущие-девушку-на-ночь-задешево, желающие-продвинуться-по-службе и т.п. - активно интересуются политическими аспектами соответствующих реальностей. Существуют на эту тему и книжечки - не слишком толстые. Часто в заголовках там стоит слово "Как..." (или "N советов, как..."). Типа: "Как завоевать 100 друзей, потратив всего 10 рублей", "Как преуспеть в...". Такая псих-попса продается в любом киоске - недорого, в красочных обложках. Подобные "Руководства пользователя другими людьми" - на самом деле, своего рода политтехнологии, действующие на микроуровне, популярная политика.

Маленькие политтехнологии

Вроде бы, это вполне естественное и невинное желание - успешнее и эффективнее чем-то управлять, манипулировать, добиваться поставленных целей. Впрочем, это особо не отличается от модели обычных естественных наук, которые ведь тоже позволяют манипулировать с природой... Технология - она технология и есть. Она вроде бы нейтральна.

Учитель показал палец - класс замер (вариант: ожил). Подросток отказался от ужина - родители забеспокоились. Это просто, как стимул-реакция, и это можно использовать целенаправленно. Нажмешь на одну кнопочку - предки подойдут и будут спрашивать, как твое самочувствие. Нажмешь на другую - и тебя оставят в покое. Достаточно знать, на какую кнопочку нажать, чтобы получить эффект - и побыстрее, и попредсказуемее, и с наименьшими затратами. Использование "политического" аспекта для манипуляции средой - это микрополиттехнология.

Сфера применения: машинки и человечки

Токарный станок, компьютер, автомобиль - схема манипуляции вполне подходит. Кулинария - чистая манипуляция: что-то взять, как-то обработать - и кушать подано. Тут модель работает на сто процентов. Впрочем, даже и тут не на сто - не работает в том случае, когда необходимо создать нечто новое, нечто неожиданное.

Перейдем теперь к "политике" в отношениях между людьми.

Во-первых, в межличностной реальности нельзя не манипулировать - хотя бы своей слабостью, хотя бы недеянием, даже и самой попыткой не манипулировать. Это аксиома. Осознается он или нет - аспект управления присутствует всегда. Ребенок заплакал - пришла мать. Муж нахмурил брови - жена пошла готовить обед. Она сказала: "Поступай, как хочешь" - и он почувствовал себя виноватым.

Типичнейшая "политическая" ситуация возникает тогда, например, когда двое и более людей принимают решение о совместном действии, самом ничтожном: какой канал ТВ смотреть, что есть на обед, что купить. Только тут "политтехнологии" применяются, как правило, бессознательно.

Скажем, двое входят в кафе, где множество свободных мест. Чаще всего выбор делает один, а другой - пассивно следует. И почти всегда люди этого не осознают - если им куда важнее поговорить, чем насладиться кафе (иначе им придется это осознать и начать обсуждение: "Только не сюда. Тут мне светит в лицо".). Подобные вещи - нормальная часть абсолютно всего, что происходит между взаимодействующими людьми миллион раз на дню.

Но ситуация радикально меняется при осознанной, целенаправленной манипуляции - как только А поставил себе целью посадить В на определенный стул (мотивы нам неважны: А подставляет В под пулю киллера, или он считает, что сидеть у окна полезнее для глаз В, или просто учится искусству манипуляции из спортивного интереса). Снаружи поведение участников остается прежним. Но почему-то смысл ситуации меняется целиком и полностью - она уже пахнет чем-то типа насилия, обмана, нечестности. И почему-то мне резко не хочется быть на месте В. Или - окажись я на его месте - особенно резко захочется сесть не туда, куда меня ведут.

Кроме того, чтобы при этом действовать эффективнее, А вынужден скрывать от В свою цель.

Возьмем другой распространенный пример домашних политтехнологий - из области воспитания. Мать знает, что ребенок перестает плакать, если дать ему шоколадку. И она всегда держит оную наготове. Эффективная манипуляция. Есть кнопочка, нажал - и цель достигнута, быстро и просто. Но...

Почему манипуляции опасны для здоровья

"Политтехнолог" - любого масштаба, в том числе и самый домашний, - стоит на дистанции, за сверхпрочным стеклом, он защищен, закрыт, не поддается воздействию другого. Это условие любой технологии - одностороннее воздействие. Обратите внимание: когда люди увлеченно думают о манипуляции, они почти всегда представляют себя манипулирующими (вариант: не поддающимися чужой манипуляции), а не манипулируемыми. Они стремятся что-то от другого получить, не поддаваясь его воздействию.

Хорошо это или нет - вопрос ценностей, вопрос веры ("не делай другому того, чего не хочешь, чтобы с тобой делали"). Сейчас меня интересует другое: что в конечном итоге стремление манипулировать делает самого "политтехнолога" менее эффективным манипулятором.

Политтехнолог хочет достичь цели без нежелательных побочных эффектов. А вдруг в них-то - все богатство? Сколько великих изобретений и открытий были изначально побочными эффектами при достижении совсем других целей - да не меньше половины, так была открыта хотя бы та же Америка!

Манипулятор хочет достичь цели как можно быстрее. В отечественных роддомах есть тенденция стимулировать почти любые роды - эффективная политика для акушерок: "койкооборот" поддерживается на хорошем уровне, роды случаются в удобное время. Последствия отчасти известны (просто поговорите с несколькими "стимулированными" женщинами), отчасти - для ребенка - еще неизвестны...

Поскольку политтехнолога-манипулятора интересуют исключительно "кнопочки", он неизбежно упрощает реальность. Как сказал герой "Бесов" Федька Каторжный про эффективного политтехнолога П.Верховенского: "Петру Степановичу... очинно легко жить на свете, потому он человека сам представит себе, да с таким и живет" (кстати, в романе манипулятор обманулся-таки в Федьке - именно в силу тенденции упрощать).

Упомянутая выше шоколадодающая мать - упускает возможность просто понять, почему ребенок плачет. Подозреваю, что она окажется неуклюжим политтехнологом в будущем - когда в 12 лет ребенок шоколадку выкинет, а мать пошлет... И к добру - у нее будет шанс поискать другие подходы к реальности.

Другая же опасность "эффективного применения шоколадки" - для ребенка, поскольку ответ матери неадекватен его потребностям. Какая опасность - спросите психолога. Без всякой метафизики (и не буду я говорить красиво: о движении от Я-Ты к Я-Оно или от диалога к монологу), с точки зрения той же прагматики.

Парадокс властолюбия

"Говорят, что власть развращает. Я подозреваю, что это чепуха. Правда в том, что развращает идея власти. Быстрее всего власть развращает тех, кто в нее верит, и именно они больше всего ее хотят. Очевидно, что наша демократическая система имеет тенденцию давать власть тем, кто ее жаждет, а тем, кто не хочет власти, она дает все возможности ее не получить. Не слишком удачное положение, учитывая, что власть развращает тех, кто верит в нее и хочет ее" (Грегори Бейтсон, Кризис в экологии разума).

Даже жулику, чтобы ловчее обманывать, нужна эмпатия, способность сочувствовать жертве. Чем у него больше эмпатии - тем более эффективным "политтехнологом" он будет. Но - в целом - тем меньше у него будет и интереса к манипуляции. Это счастливый парадокс. Счастливый - потому что защищает человеческое общество от вымирания. Слава Богу, есть какой-то естественный механизм, отрицательная обратная связь, ограничивающая склонность к макиавеллизму. К сожалению, правда: чем интимнее система, чем "микрее" уровень - тем этот механизм действует сильнее. Очень сильно - внутри семьи, меньше он действует на лидера малой неформальной группы, еще меньше - на директора предприятия, еще меньше на министра или президента страны.

Но я уверен, что и на макроуровнях происходит то же самое - в образовании, медицине, в менеджменте, в большой политике. "Политтехнологические" шоры делают политика бессильным именно как политика - не говоря уже о личной жизни. "Бодливой корове Бог рогов не дает" - иначе конец света и истории наступил бы уже несколько столетий назад, с полной победой очередного "сильнейшего из сильных". Чистая политтехнология приводит к прогрессивной потере способности управлять. Овеществляя других, неизбежно овеществляешь себя. Что видно по остекленелым глазам многих политиков - отечественных и зарубежных. Бедные они, их стоит жалеть. Как и себя, под их руководством, тоже...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Юлия Артамонова, Коварные местоимения. Корректность политическая vs грамматическая /06.11/
Политическое управление законами грамматики. Из соображений политкорректности американский английский скоро станет "бесполым" (и для бесполых? Нет, скорее - для безграмотных).
Семен Добрынин, Сектантство как путь к процветанию России /05.11/
"Путинское большинство" должно оформиться как религиозная секта? Русский сектант трудолюбив и лоялен. Содержание веры не играет роли.
Заявления важнее действий /03.11/
В.В.Путин и Россия в иностранных СМИ за период с 15.10.2001 по 21.10.2001. Россия перестала считаться "империей зла" - благодаря не столько своей политике, сколько заявлениям В.Путина. Буш готов многим пожертвовать - лишь бы ему помогли позиционировать себя в качестве эффективного президента. Теперь европейцы нас не любят за то, что мы для них - почти американцы. Отчет Аналитического отдела РЖ.
Михаил Ремизов, К вопросу об "интеллектуальной журналистике" в условиях "свободы" /02.11/
Политика без философии является плоской; философия без политики - пресной. Еще одно слово в защиту ангажированности. Заметки по следам недели.
Торжество проекта /02.11/
Сказка на ночь.
Михаил Завалов
Михаил
ЗАВАЛОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: