Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Спецслужбы и террористы / Политика / < Вы здесь
Технические аспекты биотерроризма
Дата публикации:  12 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каждый день смотрю новости Би-Би-Си и каждый день этот известнейший и популярнейший телеканал сообщает о новых случаях обнаружения спор возбудителя сибирской язвы в США и других странах мира: в Пакистане, в Кении, в Аргентине, в Литве, а теперь и в России. Четыре человека в США уже умерло от легочной формы этой болезни. Еще шире распространилась "порошкобоязнь", жестокие или глупые шутки и просто недоразумения, связанные с белым порошком.

Следует, наверное, признать, что террористическая кампания удалась.

Краткие сведения о сибирской язве

Почему же выбор террористов пал именно на возбудителя сибирской язвы? Дело в том, что изо всех аэробных (то есть - не боящихся кислорода) спорообразующих бактерий только эта (Bacillus anthracis) вызывает серьезное заболевание человека. В природе она обитает в почве и вместе с пылью может попасть на шкуру, в дыхательные пути или в кишечник пасущихся животных. Бактерия выделяет два токсина (яда), которые убивают клетки животного-хозяина вокруг того места, где поселяется микроб, а он, собственно говоря, и питается отмершими тканями животного-хозяина. Соответственно развивается кожная, легочная или кишечная форма заболевания. Со шкуры животного или вместе со съеденным мясом бактерия может попасть также и в организм человека - с теми же последствиями для него. После смерти заболевшего животного или человека бактерия попадает в почву, замыкая тем самым свой жизненный цикл.

Важнейшей особенностью возбудителя сибирской язвы является способность образовывать споры - покоящуюся форму бактерии, устойчивую к высыханию и действию высоких температур, да и просто способную сохранять свою жизнестойкость годами в ожидании благоприятных условий. Это свойство не только полезно для жизни в природе, но и делает бактерию привлекательной для создателей биологического оружия.

Человек довольно давно научился разводить в культуре возбудителя сибирской язвы. Илья Ильич Мечников, который получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году, а умер в 1916-м, уже использовал эту бактерию в качестве модельного объекта при изучении феномена иммунитета. Собственно говоря, именно в XIX веке идентификация бактерий-возбудителей болезней человека стояла в списке приоритетных задач естествознания и была в целом выполнена. Соответственно, давно уже разработаны методы профилактики и лечения этого заболевания. Лечат сибирскую язву, как и все микробные инфекции, антибиотиками. Профилактика включает как санитарные мероприятия, предотвращающие распространение болезни (например, забой инфицированных животных с последующим захоронением в специальных могильниках), так и прививки. Российская вакцина защищает человека в течение года после прививки. Группами риска доселе считались животноводы, мясники и работники кожевенных предприятий, поскольку они могут заразиться от животных, их туш или шкур. От человека к человеку сибирская язва не передается.

Относительная легкость разведения этой бактерии в культуре и способность ее спор долго сохранять жизнестойкость сделали ее наиболее популярным агентом биологического оружия. Грубо говоря, ее можно выращивать в мясном бульоне - подобно тому, как в воде комнатного аквариума выращивают декоративных рыбок. Высушив споры бактерии, можно их распылять над скоплениями живой силы противника с самолетов или начинять бактериями артиллерийские снаряды, ракеты и бомбы. Попадая вместе с воздухом в легкие, бактерия вызывает легочную форму сибирской язвы, которая может привести к смерти заболевшего человека через три дня или, при развитии токсического шока, даже раньше. Впрочем, поскольку болезнь эта поддается лечению, то эффект от применения такого оружия будет уступать эффекту других видов оружия массового поражения - атомного или химического. Еще одним недостатком является возникновение в месте применения так называемого природного очага, то есть бактерия на неопределенное время останется в этом месте жить своей естественной жизнью, что вряд ли может входить в планы завоевателей.

Однако те свойства, которые в ходе военной кампании могут рассматриваться как недостатки, при террористическом применении превращаются в достоинства. Относительно большой промежуток между контактом человека с микробом и появлением первых симптомов создает условия для заражения большего количества людей до того, как будет объявлена тревога и будут приняты соответствующие меры. Долговечность спор возбудителя сибирской язвы создает большие проблемы для владельцев здания, ставшего объектом террористического акта, ведь уничтожить их не так-то просто, особенно если они проникнут вглубь бетона, штукатурки или другого пористого материала.

Вообще, легкость культивирования этой бактерии делает ее привлекательной для террористов. Развернув производство в подвале или в гараже, вполне можно получить количества, достаточные для того, чтобы, снарядить возбудителем сибирской язвы несколько почтовых конвертов. Главной проблемой в этом случае будут меры предосторожности, предотвращающие заражение самих террористов, и выбросы возбудителя вблизи их лаборатории, по которым ее можно будет легко обнаружить.

Сибирская язва в США

Судя по тем сообщениям, которые поступают из США, некая террористическая группа рассылает споры возбудителя сибирской язвы по почте. Это означает, что восстановив маршрут письма можно определить разве что почтовый ящик, в который террористы положили конверт, а далее след оборвется. Обнаружить лабораторию, где выращиваются и расфасовываются бактерии, крайне сложно, поскольку никаких крупных установок для этого не требуется, никаких внешних признаков, вроде дымовых труб, у нее нет, стандартное микробиологическое оборудование и материалы могли быть закуплены заранее, а нестандартное оборудование - изготовлено. Микробиология - это все же не ядерная физика, микробиологические лаборатории есть почти в каждой больнице, да и оборудование изготовить намного проще. Скорее всего прав главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который полагает, что лаборатории террористов находятся в США, поскольку легче их оборудовать там, нежели возить что-либо подозрительное через границу.

Откуда террористы могли получить бактерию? Пока что известно только то, что использованный ими возбудитель принадлежит к одному из наиболее распространенных в лабораториях мира штаммов. Впервые он был выделен в США, в штате Айова, а затем американцы передавали его своим коллегам во всем мире. Он же был использован американцами при разработке их собственного биологического оружия. Скорее всего, террористы похитили бактерию из научной лаборатории, возможно даже, что из американской. Могли также и самостоятельно выделить ее из природы, благо технологией они владеют вполне.

Много писалось о том, что террористы используют так называемые наполнители. Действительно, чтобы споры бактерии не застряли, например, на бумаге почтового конверта, имеет смысл предварительно смешать их с каким-нибудь сыпучим материалом, который всенепременнейше из конверта высыплется и будет себя вести как обычная пыль, распространяясь по воздуху и заражая людей. Судя по сообщениям прессы, они так и сделали, использовав в качестве наполнителя бентонит - минерал, который очень часто используют для подобных целей. Это ни в коем случае не указывает на связь террористов с Ираком, поскольку подобный прием известен весьма широко за пределами этой страны.

Жертвами террористических атак избраны журналисты и государственные учреждения. Разумеется, журналисты тут же оповестили широкие массы американских обывателей о нависшей над ними смертельной опасности. Один из журналистов ведь действительно умер! Затем споры возбудителя сибирской язвы были обнаружены в здании Капитолия - и законодателей эвакуировали. Ведущие телекомпании США, Пентагон, штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли - все они стали впоследствии жертвами аналогичных террористических атак.

Поскольку почтовые конверты не герметичны, при обработке в сортировочных машинах содержимое конвертов частично высыпается и заражает работников почты. Из четверых умерших в результате атак биотеррористов в США двое - почтовые служащие. Четвертая жертва - врач из больницы. Надо отметить, что первые симптомы легочной формы сибирской язвы совпадают с симптомами гриппа - общее недомогание, высокая температура, кашель. Потом, когда процесс разрушения легких заходит достаточно далеко, из горла идет кровь и врачам становится окончательно ясно, что человек болен не гриппом. Так и произошло в ряде случаев - неправильно поставленный вначале диагноз привел к смерти пациента от болезни, которая не считается неизлечимой.

Весьма интересно, что еще до 11 сентября снаряженный таким же образом конверт был отправлен в Кению бизнесмену, имевшему дела с американцами. Он и несколько членов его семьи умерли. Подобное произошло также в Латинской Америке и Пакистане, но там в результате никто не умер. Смысл таких террористических актов может быть только один - запугать тех, кто имеет какие-то связи с американцами. Скорее всего, собственные американские фанатики вроде Тимоти Маквея, которые воюют с федеральным правительством США, не стали бы делать этого.

Напротив, малые количества спор бактерии, обнаруженные в мешках с почтой американских дипломатических представительств в Екатеринбурге и Вильнюсе, по всей видимости, не были высланы туда террористами, а попали в эти мешки в зараженных почтовых отделениях США. Так же и в самой Америке многие случаи обнаружения возбудителя сибирской язвы связаны, по-видимому, с таким вторичным заражением конвертов на почте.

Хорошо, конечно, что заражению подверглось так мало людей. Очевидно, террористы не располагают большими количествами возбудителя этой болезни или придерживают его на будущее. Однако посеять страх им, конечно же, удалось. Все теперь знают об опасности биотерроризма, все боятся белого порошка. Выйти на след спецслужбам США пока не удалось, да и едва ли в ближайшее время удастся. Следует ожидать новых атак, причем с использованием больших количеств спор сибирской язвы или других, более опасных возбудителей, среди которых чаше всего называют вирус оспы, прививки от которой во многих станах мира перестали делать уже лет двадцать назад в связи с полным, как тогда казалось, исчезновением этой болезни. Новое ее появление стало бы настоящей катастрофой. Впрочем, навряд ли возбудитель столь давно исчезнувшей болезни может оказаться в распоряжении террористов. Гораздо проще им было бы обзавестись возбудителем чумы, природные очаги которой и сейчас существуют в редкозаселенных степях Азии. Выпуская в людных местах зараженных чумой блох, можно добиться заражения большого количества людей, опять-таки слава "черной смерти" как нельзя лучше может послужить целям террористов, хотя в наши времена и эта болезнь поддается лечению.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Спецслужбы и террористы' (архив темы):
Виктор Новоселов, Немного ностальгии: борьба с "обычными" террористами /17.10/
Правила борьбы с террористами (если это не бин Ладен).
Михаил Ремизов, От технократии - к политкорректности? /28.09/
Национальный технократический миф - в опасности! Заметки по следам недели.
Сергей Кредов, Следствие ведет профессор Мориарти /25.09/
Работа спецслужб полна рутины и имеет мало общего с "заговорами" и "кознями". Демонизация спецслужб - обычный журналистский предрассудок. К годовщине "рязанского сахара".
Анатолий Курчаткин, Спецслужбы - не власть. Спецслужбы - инструмент /25.09/
Это видно хотя бы на примере судьбы одного из лучших советских разведчиков.
Станислав Корякин, Соломинка в своем глазу vs бревно в чужом /25.09/
В России террорист при желании может провернуть то же самое, что и в Америке. Организация безопасности на наших внутренних рейсах оставляет желать лучшего.
Глеб Денисов
Глеб
ДЕНИСОВ
gleb02@hotmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: