Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национальный вопрос / Политика / < Вы здесь
Введем апартеид?
Колонка редактора

Дата публикации:  15 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРИ) весной приняла проект доклада, в котором указывалось, что в России существует "проблема расизма, ксенофобии и дискриминации"1. Выступила Комиссия с этими заявлениями только сейчас: весной антироссийские кампании в Европе и Америке уже шли на убыль, а теперь Европа, видимо, действует самостоятельно - сопротивляясь "вхождению России в европейский дом". Российская сторона ответила, разумеется, в том духе, что ничего подобного у нас нет и быть не может - взгляните хотя бы на наше законодательство.

Наше законодательство, действительно, не является дискриминационным и расистским. В этом-то и проблема. Речь, конечно, не идет о необходимости введения в России апартеида, однако наше подчеркнуто индифферентное по отношению к различным этнокультурным особенностям законодательство в ряде случаев просто не работает. Как заметил Сергей Кириенко (на "круглом столе" в Питере), "люди прибегают к законам шариата, если не действуют остальные". Чтобы действовать, "остальные" законы должны учитывать шариат, адат и другие "нормативные пакеты", существующие на наших необъятных имперских просторах. Иными словами, необходима дифференцированная национальная политика.

У нас, похоже, боятся ее вести (по крайней мере, открыто) - можно ведь и "оценку" схлопотать от какой-нибудь очередной европейской комиссии! Хотя пора бы уж привыкнуть к тому, что если хотят "наехать" - найдут повод, а если не хотят - то проигнорируют любой "расизм и дискриминацию". Чечню, например, уже в западной прессе называют "сепаратистской российской территорией"┘

Та же Чечня требует глубочайшего исследования ситуации - не только современной, но и исторической. Чеченская политика России вполне укладывается в бинарную формулу Грызлова: с одной стороны, МВД "делает ставку на местные кадры", а с другой - не собирается отказываться от "зачисток". Очередным "местным кадром" - начальником УВД МВД по Чечне - станет (видимо) Пешхоев, человек Кадырова. Сам Кадыров - тоже "местный кадр", как и Гантамиров. Трения между Кадыровым и Гантамировым свидетельствуют о том, что оба эти лидера - скорее "местные", нежели "кадры". Вообще, для чеченцев не считается зазорным использовать чужие войска в своих интересах. Возникает вопрос (который я уже поднимал): кто в чьей политике увяз? Кого (и по чьему заказу) "чистят" наши солдаты в Чечне?

Российское руководство, кажется, уверено, что правильно дергает за ниточки. Но ведь и чеченские лидеры считают себя "кукловодами"! Кто прав? "Адатники" борются с "шариатниками", используя русские войска, или русские войска стравливают (для блага царя и Отечества) адатников с шариатниками и одних шариатников с другими? Понимают ли наши "практикующие чеченоведы", что понятие "ислам" в Чечне - очень растяжимое (примерно как понятие "христианство" в американской глубинке)? Наконец, насколько наши войска реально зависят от московского руководства - а насколько превращаются в некую (очередную) местную силу?

Чечня - лишь крайний пример. Любой регион нашей империи полон внутренних конфликтов, при этом везде существуют некие традиционные правила для разрешения этих конфликтов. С учетом этих конфликтов и этих правил и должна строиться дифференцированная политика - дифференцируемая не только на уровне конкретных решений, но (как ни антиполиткорректно это звучит) и на уровне законодательства.

А на еврокомиссии можно натравить Буша.

Кирилл Якимец

Примечание:


Вернуться1
Здесь и далее используются данные агентства Интерфакс.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Национальный вопрос' (архив темы):
Андрей Н. Окара, Беларусь в отсутствие третьей альтернативы /14.11/
"Северо-западные губернии России" или "Wschodnie kresy polskie"? "Пограничное состояние" как основа национальной идеи.
Владимир Кантор, Меняется ли российская ментальность? Окончание /13.11/
Снобизм неудачника и круговая порука - все эти инфантильные черты, кажется, исчезают. Мы взрослеем и становимся скучными.
Максим Брусиловский, Ассимиляция: много наций - одна империя /13.11/
Не путать с русификацией!.. Но путаница неизбежна: само разнообразие толкований термина "нация" говорит о его неудобстве.
Сэмюэл Ф. Хантингтон, Здоровый национализм (окончание) /12.11/
Бог - основа американского консерватизма, Гоббс - пророк. Войны неизбежны. Основной враг Родины - либеральная космополитическая элита... Звучит пугающе, но здраво.
Владимир Кантор, Меняется ли российская ментальность? /09.11/
Наша самоидентификация во многом "виртуальна". Из тяжелого "сегодня" никаким способом нельзя было получить качественное "завтра", оставалось лишь надеяться на "светлое послезавтра". В соединении с мессианизмом эти надежды дали русский футуризм (не только в искусстве).
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: