Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20011121-nuh.html

Наше будущее в нашем далеком прошлом
Хож-Ахмед Нухаев

Дата публикации:  21 Ноября 2001

Русский Журнал: Многие помнят ваш недавний приезд в Москву на конференцию "Исламская угроза или угроза исламу?". Тогда пресса обильно писала о том, что "активист чеченского сопротивления, находящийся в федеральном розыске, беспрепятственно прибыл в Москву и преспокойно проживает в "Президент-отеле"... Стоило ли так рисковать, прибывая в столицу России в тот момент, когда в Чечне еще идет война?

Хож-Ахмед Нухаев: Мое присутствие на Конференции в качестве представителя чеченского Сопротивления должно было показать силу евразийских идей, способных создать прочную базу для мира на Северном Кавказе, перевести враждебные взаимоотношения между Чечней и Россией в партнерские и даже союзнические против общего врага - западного глобализма. Очевидно, члены оргкомитета Конференции и руководители Движения "Евразия", пользуясь немалым влиянием в Охотном ряду и в Кремле, сумели убедить в этой логике и российское руководство, так что я не чувствовал в Москве особого дискомфорта.

РЖ: С позиции одного из активных участников чеченского Сопротивления, считаете ли вы партнерские отношения между Россией и Чечней возможными? Есть ли для этого необходимые условия?

Хож-Ахмед Нухаев: Недаром говорят, что "нет худа без добра"; хотя глобализм и наступает на Евразию, что, несомненно, есть зло для ее народов, но с другой стороны, такое стремительное "наступление" дало для России возможность осознать опасность, идущую от общего врага, и увидеть общую платформу, найти в традиционализме и евразийстве общий язык для разговора с чеченцами. Все это есть необходимые условия как для прекращения российско-чеченской войны, так и для интеграции евразийских народов на фундаменте традиционализма, чтобы сплоченной силой противостоять глобализму, несущему свои бездуховные, потребительские ценности модернизма на наш древний континент, а его народам потерю религиозных святынь и национальной самобытности. Сатана, облекшийся в "демократический" камуфляж, проявил свою суть, он действует сегодня с открытым забралом, нагло и напористо. И я рад, что мне удалось многих в Москве убедить в том, что решение чеченской проблемы в духе традиционализма, на основе Священных Писаний монотеизма, есть одновременно и решение проблемы противодействия глобализму, равно угрожающему всем евразийским народам.

Главным итогом прошедшей в Москве конференции является то, что моя идея о том, чтобы основой решения всех острых проблем современности стала вера в Единого Бога, нашла свою конкретную реализацию в решении руководителей российского муфтията и российской Православной церкви совместно выступить инициаторами и посредниками проведения мирных российско-чеченских переговоров, что отразилось в итоговой Коллективной резолюции.

РЖ: Вы говорите о союзе мусульман и православных христиан... Но многие в России, и особенно в свете военных действий США в Афганистане, воспринимают ислам чуть ли не как главного врага Христианства. На чем основана ваша уверенность, что сегодня ислам и Христианство смогут стать союзниками?

Хож-Ахмед Нухаев: Если христиане возьмут ценностный, мировоззренческий ориентир на признание раннего, общинного христианства "назареев" (а в Коране стоит именно этот термин), то есть христианства времен Исуса Христа (мир ему) и первой иудейско-христианской общины в Иерусалиме, возглавляемой св. Яковом, с традиционалистских позиций, отрицающим попытку св. Павла "модернизации и вестернизации" учения Мессии (мир ему) в греко-римском ключе, угодном Кесарю, то ничто не помешает христианам и мусульманам стать союзниками, братьями в единобожии, молящимися "Бисмиллахи Рахмани рахим", "Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, так и на земле, как на небе", "Шма Исраел!", "Амин".

Этот союз возможен, но исключительно на изначальных, общинных началах, союз между народами и племенами. Для такого союза всем народам необходимо возродить свой естественный, национальный скелет, и понять, что искусственный каркас государства является средством сдерживания атомизированой толпы от распада, но никак не естественной, гармоничной средой обитания человека.

Именно в таком ключе должны быть переосмыслены межконфессиональные отношения представителями всех религий, в том числе и мусульманами, которые сегодня живут в государствах и которым еще предстоит возродить во имя Аллаха ранний общинный ислам, существовавший во времена Пророка Мухаммеда (а.с.с.). Это и есть самый великий джихад, который нам, предстоит совершить по отношению к заблудшим среди мусульман, христиан, а так же иудеев. Ведь суть джихада не в том, чтобы убить врага, а в том, чтобы его повернуть на "путь прямой".

РЖ: Что в практическом плане может дать этот союз мусульман с христианами для разрешения именно российско-чеченского конфликта? Почему бы не призвать в союзники какие-либо иные силы или структуры?

Хож-Ахмед Нухаев: Все, с кем я общался в Москве, убеждены в том, что российско-чеченская война потеряла всякий смысл, и важным становится то, какая сила явится инициатором ее прекращения. Необходимо понимать, что тот, кто остановит российско-чеченскую войну, станет в самом широком смысле этого слова победителем, а победитель, как известно, всегда навязывает окружению свой образ жизни. Прекращение войны на основе международного права, "Хасавьюрт #2" под эгидой ОБСЕ - это, как и в прошлый раз, будет поражением и чеченцев (хотя многие из чеченцев считали хасавьюртовские соглашения своей победой), и России. Это будет победа западного образа жизни, то есть сил глобализма. И Россия, и Чечня слишком хорошо испытали, что означает для них победа демократии. Если же, как это и решено на июньской конференции, инициаторами мира, основанного не на хитрости, а на нравственности, выступят в тесном союзе представители ислама и православия, то в России - а значит и по всей Евразии, затем и по всему миру - победит истинный традиционализм, победит религия единобожия.

Поэтому решение о совместной миротворческой инициативе представителей исламского и православного вероисповеданий представляет собой беспрецедентное явление в мировой истории. Это - тот краеугольный камень, на котором будет заложено величественное здание интеграции всех народов, желающих сохранить свою самобытность, это - первый шаг на пути решения в едином нравственном контексте как проблемы российско-чеченских взаимоотношений, так и победы над глобализмом. Это - не только защита того, что народы сохранили от своих глубинных, коренных традиций, но и возрождение их на уровне осознания, что иных путей к оздоровлению экологической ситуации на земле и к устранению отчужденности, к исцелению души - нет. Это - великая победа религий единобожия, религии Аллаха. Совместная миротворческая инициатива влиятельных представителей ислама и православия во имя не политических, а сугубо религиозных ценностей немедленно выбьет почву из-под ног всех этих западных демократических институтов и организаций (типа ОБСЕ, ООН и пр.), которые, ориентируясь на политический утилитаризм, являются инструментами реализации глобалистской политики, агентами атлантических сил.

РЖ: Вы считаете, что чеченцам не нужно содействие международных правовых организаций? Кто же тогда выступит гарантом политической стабильности?

Хож-Ахмед Нухаев: А что хорошего получили мы, чеченцы, заключив мирные договора с Россией под эгидой ОБСЕ? Прежде всего, все мы имели возможность наблюдать удручающую картину проходивших при спонсорстве и под прямым контролем ОБСЕ "демократических выборов" в Чечне в начале 1997 года, когда лучшие из лучших среди нашего народа, истинные къонахи, чьи имена гремели по всему миру, теряли свою харизму в политических дрязгах.

К тому же, где гарантия, что заключенные под эгидой международных посредников договоренности станут сдерживающим фактором для российских властей? Куда более веслмым сдерживающим фактором для них будет влияние со стороны российского духовенства, как православного, так и исламского. В этом выразится и собственное самоуважение России, опирающееся на авторитет своих внутренних субъектов духовной власти, имеющих на российское общество куда большее влияние, чем статус каких-то там ОБСЕ и прочих международных институтов...

Искусство политики - тонко улавливать все низменные побуждения обезличенных масс людей и делать эти побуждения своей опорой и инструментом достижения целей - столь же низменных, как и средства, используемые для их достижения. Следовательно, человек, пытающийся в мире политики, в царстве СМИ руководствоваться принципами нравственности, средствами, соизмеряемыми с истиной, обречен на проигрыш. Трудно переоценить тот тяжелый моральный урон, который в итоге этого межвоенного "торжества принципов демократии", этих политических игрищ, понес наш народ.

РЖ: Понятно, значит вы отвергаете и международные организации и вообще политику как таковую... Тогда какими же средствами должны пользоваться чеченцы для достижения внутринационального согласия?

Хож-Ахмед Нухаев: Весь послевоенный период (1996-1999 гг.) мы были заняты именно тем, что строили государство, усиленно подрывали основы своей национальной независимости - общинный, родоплеменной уклад, традиции и обычаи и то мировоззрение, что вырастало на этой ценностной основе. А ведь все это и есть то "секретное чеченское оружие", та "национальная тайна", непостижимая для многих, которая обеспечила нам силы и волю для многовекового противостояния мощной российской державе и ее "цивилизаторской миссии". Только база традиционализма является прочным оплотом нашей национальной независимости, но под влиянием "демократических поветрий" мы сами стали разрушать этот оплот.

Добавлю, что обладая родоплеменным сознанием, "чеченцами" когда-то были все народы: и арабы времен Пророка (а.с.с.), и германцы, и кельты, и славяне, и тюрки времен естественного закона "око за око" - словом, все народы, в которых сакральная традиция сочеталась с диктуемыми ею заповедями общинного, родоплеменного образа жизни. Такой образ жизни защищал землю от порчи и узы естественного родства от разрыва. Это и есть утраченная большинством народов и сохраненная чеченцами традиция, несовместимая ни с политикой, ни с государством. Этим и объясняется то, что созданные нами институты государственной власти не работают. Все эти атрибуты государственности, приобретенные Чечней извне - не вписываются в традиционный уклад чеченского народа.

Политика несовместима с нравственностью, а без нравственности, выверенной с заповедями Всевышнего, невозможно устроить праведную жизнь. Поэтому пусть религии единобожия станут "миротворцами" в идущей войне, пусть религии "навяжут" свой образ жизни и Чечни, и России.

РЖ: Многим может показаться, что вы зовете чеченцев чуть ли не в первобытнообщинный строй?

Хож-Ахмед Нухаев: Ну, во-первых, я не слышу ничего плохого или унизительного в словосочетании, состоящем из слов "первобытный" и "общинный". "Первобытный" - это первичный, первозданный, а что касается термина "общинный", то я уже говорил выше, что содержит в себе это сакральное понятие.

Во времена нашего Пророка (а.с.с.) вокруг Аравии располагались государства, чья история насчитывала тысячи лет: Персия, Египет, Сирия, Восточно-Римская империя (Византия), Йемен, Абиссиния. Однако ни тогдашние достижения "железного века", ни наличие по соседству столь многочисленных государственных образцов не помешали пророку (а.с.с.) установить среди арабов "первобытнообщинный строй" или, говоря по другому, родоплеменную конфедерацию, по чеченски - тейпово-тукхамную систему. В основе этой системы и лежала та "первобытная община" - кровнородственный социум ("семеричное братство"), которая и дала название самому длительному и статичному периоду человеческого существования.

Античные мудрецы называли этот благословенный период "золотым веком", разрушенным из-за греховности людей. Священные Писания монотеистических религий обозначают этот общественный строй жизнью по заповедям Бога.

Так, пророк Моисей (мир ему), приведя свой народ на "землю обетованную", установил не государственную систему, с которой, живя долгие годы при дворе египетского фараона, был прекрасно знаком, а классический "первобытнообщинный строй" - конфедерацию израильских племен и родов. Излишне говорить, что он, будучи пророком, выполнял волю Всевышнего. Исус Христос (мир ему) в Нагорной проповеди четко обозначил свою миссию - воссоздать на земле те законы Божьи, которые установил Моисей (мир ему).

Наша проблема в том, что мы заключили свое мышление в тиски ложных стереотипов и нам трудно разомкнуть эти тиски, освободить свой разум от заблуждений. Будучи верующими людьми, мы, тем не менее, относимся к прошлому человечества с тех позиций, что утвердились в науке усилиями ученых-безбожников. Действительно, если вслед за дарвинистами верить в то, что люди произошли от обезьян, то далекое прошлое человечества покажется беспросветной дикостью, а история - продвижением от звериного состояния к блестящим высотам цивилизации.

Для людей, придерживающихся подобной точки зрения на прошлое, призыв возродить общинные, родоплеменные формы социальной жизни действительно будет звучать призывом в "дикие пещеры", в "каменный век", к "звериному существованию". Если же судить о далеком прошлом через Откровения пророков (мир им), если считать себя не "потомками обезьян", а детьми Адама (мир ему), то призыв возродить "первобытнообщинный строй" звучит совсем по-иному: он становится призывом вернуться к тому образцу праведной, справедливой, стабильной жизни, который дал Своим человеческим творениям Всемогущий Создатель. Так вернемся к истинной теократии - Царству Божьему на земле!

РЖ: А как в таком случае чеченцы будут обеспечивать свою безопасность от покушений извне?

Хож-Ахмед Нухаев: Уже пятое столетие Россия ведет войну на Кавказе, и сегодня, обладая самым совершенным оружием, дееспособной армией, - она не изменила ситуации. Война продолжается и будет продолжаться, даже несмотря на то, что у чеченцев, в отличие от России, нет ни регулярной армии, ни высоких технологий, ни военной промышленности. Все этих обстоятельства указывают на то, что нет военного решения российско-чеченского конфликта.

То же самое сегодня происходит и в Афганистане, где вся военная мощь западных стран не может и не сможет одержать победу над пуштунами, которые - так же, как и чеченцы, - живут в родоплеменной системе, в соответствии с принципами Корана. В то же время мы видим, что другие мусульманские страны, обладающие и развитой государственностью, и развитой промышленностью - капитулировали при первом же окрике США, поддержали убийство своих братьев мусульман. Они уже настолько вовлечены в государственное строительство, что ставят интересы своих государств выше интересов религии.

Аллах дает силу и покровительство тем народам, что строго следуют его заповедям. В этом секрет того, что небольшой пятачок чеченской земли до сих пор не порабощен, какое бы оружие ни использовалось для этих целей. Сила кроется не в оружии, не в экономической, государственной мощи, не в войне и терроризме, а в истине, в следовании по пути Всевышнего, в соответствии с Его заповедями. Как, какими средствами проявляет Аллах Свою помощь и покровительство - это Его тайна. Самое главное - чтобы мы до конца осознали: условия безопасности - не в погоне за новыми технологиями, производство которых открывает все двери зла: порчу земли, разрыв родственных уз между людьми, утерю чувства ближнего.

Нельзя зло отражать злом, нельзя использовать богопротивные средства для достижения богоугодной цели, так как характер средств определяет характер цели и наоборот. Если мы пойдем по пути технологического развития, то это заставит нас уничтожать природу, создавать многолюдные города - мегаполисы, разделяющие, атомизирующие людей, их семьи, которые не могут существовать вне государственной системы. Создавая города и переселяясь в них, мы должны будем отказаться от общинного образа жизни, отказаться от заповедей Всевышнего. А отказавшись от жизни по Божьим заповедям, мы лишимся Его защиты и покровительства. И тогда нам останется только уповать на земную силу, на оружие и технику, доверив свою безопасность этим предметам. Более того, производя эти предметы посредством порчи земли и разрывая родственные связи посредством урбанизации, мы не просто лишимся покровительства Всевышнего, а вызовем Его гнев: "А может быть, вы, если отвратитесь (от Аллаха), будете портить землю и разрывать родственные связи? Это - те, которых проклял Аллах" (47:22-23).

Мы должны создать образец чистого общества, живущего по заповедям Бога, сохраняющего свою землю от порчи и оздоровляющего душу человека. И нет сомнений в том, что это общество станет примером для многих народов, в том числе и на Западе - для простых граждан, для "зеленых", антиглобалистов, всех верующих, для всех здравых сил, устремленных к нравственности, которые так же увидят в этом спасение. Увидят, что такой уклад сможет защитить их от экологической катастрофы, сможет дать им спокойствие и отвратить от неминуемой погибели, к которой их толкает глобализм и прогрессистская гонка - то, что убивает все живое и в природе и в людях.

И когда я призываю чеченцев принять решение о разделении - на "гражданскую" (равнинную) и "общинную" (горную) части, я хочу, чтобы в "общинной" части чеченцев (неважно, сколько нас будет) возродилась во всей своей полноте и завершенности чистая, первозданная религия Аллаха. Тогда это будет победа Единобожия, тогда наш образец общинной жизни станет социальным эталоном для возрождающихся народов. Восстановив на своей земле порядок, строго соизмеренный с Кораном и Сунной, мы обретаем покровительство со стороны Аллаха: "Потом Мы спасем наших посланников и тех, которые уверовали. Так, обязанностью для Нас является спасать верующих" (10:103).

РЖ: Упомянутый Вами на конференции план "Двух Чечений" вызвал широкий резонанс в печатных и электронных СМИ. Не могли бы вы кратко рассказать, в чем суть этого плана, что он сулит чеченцам и какое это имеет отношение к аналогичному "плану Немцова", вокруг которого было столько шума в декабре-январе, полгода назад?

Хож-Ахмед Нухаев: Еще в самом начале нынешней войны я подготовил текст плана "Двух Чечений", но тогда не стал его публиковать, т.к. в самом начале второй войны такое "непопулистское" предложение действительно "резало бы слух" чеченцам и могло звучать как провозглашение пораженческих настроений. Да и среди россиян оно вряд ли было бы тогда правильно понято. Тем не менее, в начале 2000 года я передал его в Москву лидерам будущего движения "Евразия", которые первыми увидели всю консолидирующую логику традиционализма и евразийства - реально способную остановить войну. У меня есть основания считать, что это план дошел и до Кремля, который, возможно, и озвучил его через Немцова, чтобы проверить общественную реакцию. Именно этим я объясняю инициативу Немцова и его предложения, в которых, кроме общей идеи разделения Чечни на две части, мало чего осталось от того, что я предлагал.

Принципиальным моментом здесь является то, под какими лозунгами произойдет остановка войны. Для демократов и либералов это последний шанс для реванша, для того, чтобы остановить нарождающийся авторитаризм в России и вернуть ее на рельсы демократии. Ради этого они готовы "озвучить" все что угодно. Между тем, даже предлагая такой вариант, Немцов сам не понимает того, что провозглашает идеи, по своей сути противоречащие "демократии" и принципам индивидуализма. Предлагая создать тейповый парламент в Чечне, он не понимает, что тейпы - это союз кровнородственных общин, а не группы индивидов. Отсюда столь нелепое развитие этой идеи, в духе индивидуализма и либерализма.

В моих же предложениях раздел чеченской территории как таковой играет второстепенную роль и речь идет о разделении чеченского народа по признакам ценностных ориентаций, соответственно мировоззренческим парадигмам - на верующих и неверующих. Исходя из того, что разделение чеченцев по этим признакам в значительной степени совпадает с ландшафтными особенностями Чечни, я и определил в своих разработках две географические зоны: независимая южная горная часть, где в основном сосредоточены сторонники независимости, и пророссийская северная равнинная часть, где преобладают сторонники вхождения Чечни в состав РФ.

Начнем с того, что чеченцы де-факто разделились на два непримиримых лагеря - сторонников независимости и сторонников России. В самом деле, нет и не может быть никакой "общей платформы", на которой можно было бы найти приемлемый для обеих сторон компромисс: независимость аннулирует суверенитет РФ, а суверенитет РФ аннулирует независимость. Представители каждой из чеченских сторон, таким образом, придерживаются не просто различных, а полярно противоположных взглядов относительно статуса Чечни.

В этой ситуации прекращение (под любым предлогом) российско-чеченского военного противостояния вовсе не означает прекращение войны - теперь уже одни чеченцы будут стрелять в других чеченцев, причем, учитывая наш национальный менталитет, идеологический "водораздел" постепенно отойдет на второй план, а первостепенную значимость приобретет кровная месть, остающаяся главной доминантой нашей жизни.

На практике это будет означать, что боец Сопротивления, убивший предателя, вполне может быть в ответ убит своими соратниками по борьбе, являющимся кровным родственником убитого предателя. Такие факты имели место в ходе первой войны и после ее окончания, а теперь, при тотальной вовлеченности чеченцев в тот или другой враждебный лагерь, при резко возросшем упоре на насильственные методы разрешения идеологических противоречий, при наличии поколения, выросшего в условиях постоянного кровопролития, когда война стала образом жизни и мировосприятия, - надежды создать единое чеченское общество в рамках всей Чечни более чем иллюзорны - они гибельны для народа, так как чреваты состоянием "войны всех против всех".

И именно трезвое осознание этой жестокой реальности и заставило меня с полной ответственностью за свои идеи и действия выдвинуть план "Двух Чечнй", который фактически открывает единственно реальный путь для объединения чеченцев, тогда как противодействие этому плану - какие бы благие намерения не лежали в основе этого противодействия - означает долговременный, а может быть, и необратимый, раскол народа на взаимно враждебные сегменты.

РЖ: А если рассматривать результаты этого разделения с прагматической точки зрения, с точки зрения политической целесообразности - того критерия, которым мыслят российские военные и чиновники?

Хож-Ахмед Нухаев: С прагматической точки зрения очевидно, что ни Россия не имеет сил и средств установить свою власть над Чечней, ни чеченское Сопротивление не имеет сил и средств решительно, раз и навсегда победить Россию. Война тянется уже третий год и все отчетливее приобретает характер "спецопераций" со стороны российской армии и партизанского-диверсионных акций со стороны сил Сопротивления.

Поэтому существующая разделенность чеченцев, о которой я говорил, перестает выражать себя чисто идеологическим противостоянием, а на наших глазах переходит в противостояние военное, во внутричеченскую междоусобную войну, разворачивающуюся на фоне и в контексте российско-чеченской войны.

И размеры нашего плацдарма, то есть Южной Чечни, будут соответствовать числу чеченцев, готовых отказаться от соблазнов городской жизни, от идолов прогресса и хитросплетений "международного права" в пользу простой и ясной общинной жизни по простым и ясным заповедям Аллаха. Если нас, уверовавших, будет подавляющее большинство из всей численности чеченского народа, значит вся территория Чечни станет нашей. Если меньшая часть, то к нам отойдут горы и предгорья. Но в любом случае, как бы мало нас ни было, - горы останутся за нами.

Разделившись, мы должны создать в горной Чечне зону, в которой безраздельно господствуют законы Аллаха, создать образец общественной жизни, выверенный по всем канонам Корана и Сунны. Это будет тот плацдарм, - единственный во всем мире, от которого начнется распространение великих созидающих идей оздоровления земли и исцеления души.

Только так, установив верную предпосылку, мы сможем придти к верному заключению. Только так мы сможем пройти по "прямому пути" от начала до конца в вечности. Только так мы сможем повернуть заблудших на кривых путях истории и политики людей к оздоровлению земли и исцелению души, к союзу на пути Аллаха.

Интервью брал Валерий Строев