Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национальный вопрос / Политика / < Вы здесь
Вход - платный!
Дата публикации:  21 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сегодняшняя миграционная политика России настолько проста, что некоторые эксперты заявляют даже о ее отсутствии. Суть ее в следующем: государство фактически не чинит никаких препятствий для въезда в РФ всех желающих, вне зависимости от их прежней страны проживания, расы, религии, национальности, образования, уровня благосостояния. Точно так же нет никаких существенных препятствий для тех, кто хочет навсегда уехать из России.

Похожа ли такая миграционная политика России на соответствующую политику большинства стран мира? Скорее всего - нет. В большинстве европейских стран, например, приезжих ждут отнюдь не с распростертыми объятьями.

Отношение европейцев к иммигрантам-чужеземцам

К началу 1998 г. из 7 млн. жителей Швейцарии 1,3 млн. (свыше 19%) не имели гражданства, несмотря на то, что 80% из них живут здесь более 10 лет и почти 90% являются христианами (в основном это итальянцы). По данным на 2000 г. из 3030 тыс. этнических мусульман, проживающих в Германии, гражданство этой страны имеют лишь 300 тыс. (еще 10,9 тыс. - немцы, перешедшие из христианства в ислам). Во Франции в 2000 г. из 4,5 млн. выходцев из мусульманских стран (отнюдь не все из них являются мусульманами) не более 0,5 млн. имеют французское гражданство. В 1950-е гг. во Франции не хватало рабочих на автомобильных заводах, поэтому правительство разрешило въезд в страну рабочих из Алжира, Марокко, Туниса, Турции, Сенегала, Мали, Ливана, но без семей. В 1970-е гг. правительство разрешило им привести и свои семьи, после чего приехали во Францию не только жены и дети рабочих, но и другие родственники; большинство французов до сих пор считают это решение ошибкой и относится к мусульманам хуже, чем даже к неграм-христианам.

20 ноября 2001 г. прошли выборы в фолькетинг (парламент) Дании, положившие конец девятилетнему правлению социал-демократов во главе с нынешним премьер-министром страны Поулем Нюрупом Расмуссеном: более половины жителей королевства отдали свои голоса за оппозиционную коалицию, возглавляемую Датской либеральной партией "Венстре". Причем эти результаты не имеют никакого отношения к увеличению либеральных настроений среди датчан: напротив, такие результаты свидетельствуют об усилении националистических настроений: главный датский либерал Андерс Фог Расмуссен завоевал высокую популярность именно своими высказываниями за ужесточение иммиграционной политики страны (хотя иммигранты в Дании составляют всего 5% населения). В коалицию, возглавляемую либералами, входят ультраправые националистические партии (самая крупная из них - Датская народная партия во главе с Пией Кьерсборг). А падение популярности социал-демократов было вызвано тем, что их обвиняли в лояльности к мусульманам: на одном агитационном плакате премьер-министр Расмуссен изображен в объятиях мусульманки, а надпись гласит: "Соблазнен врагом".

Правительства европейских стран в отношении приезжих из других стран не столь либеральны, как российское правительство. Возможно, российские власти не придают политике ограничения въезда в РФ иностранцев такого значения просто потому, что для эмигрантов из многих стран "третьего мира" РФ не является привлекательной в силу низкого уровня жизни в нашей стране, но с улучшением экономического положения РФ проблема приезжих из стран "третьего мира" может стать основной проблемой РФ, как сейчас это произошло во многих европейских странах.

Однако население европейских стран и эту политику своих правительств считает чрезмерно либеральной: по данным опросов "Евробарометра" в 1997 г. считают, что уже достигнут допустимый предел приема инокультурных иностранцев в их страну 85% жителей Греции, 82% - Бельгии, 79% - Германии, 70% - Австрии, 69% - Франции, 66% - Великобритании, 64% - Дании, 62% - Италии, 61% - Люксембурга, по 60% - в Португалии, Нидерландах и Швеции; лишь в Финляндии, Испании и Ирландии таких граждан оказалось меньшинство (от 27% до 42%). То есть в 12 из 15 государствах ЕС большинство населения выступает против увеличения числа иммигрантов-чужестранцев.

В целом по 15 странам 65% считают, что в их странах уже достигнут допустимый предел приема иммигрантов; 66% европейцев согласились с утверждением, что "все незаконные иммигранты без исключения должны быть высланы назад в страну их происхождения"; более 80% европейцев одобрили репатриацию незаконных иммигрантов, осужденных за серьезные преступления; 88,5% опрошенных выступают за ужесточение наказаний предпринимателей, нанимающих на работу незаконных иммигрантов; совсем небольшая доля европейцев - менее 18% - согласилась с суждением о том, что надо поощрять участие меньшинств в политической жизни их страны.

Миграционная политика стран СНГ

Руководства Киргизии и Казахстана вели политику выдавливания русских с госслужбы и привлечения киргизов и казахов из России, Китая и Монголии. В итоге перепись 24 марта 1999 г. показала рост доли киргизов в Киргизии за 10 лет с 52,4% до 64,9%, а перепись 12 февраля 1999 г. - рост доли казахов в Казахстане с 40,1% до 53,4%. В 1993 г. из Казахстана выехало 170129 русских, в 1994 г. - 283154 русских, в 1995 г. - 160883 русских, 1996 г. - 120427 русских, 1997 г. - 174616 русских, 1998 - 186397 русских, 1999 г. - 89998 русских. В течение 1991-2000 годов в Казахстан прибыло свыше 183 тысяч этнических казахов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

По переписи 10 января 1995 г. в Туркменистане доля туркменов выросла до 77,0% (по сравнению с 72% в 1989 г.). Но в своем докладе перед Народным Советом Туркменистана 18 февраля 2001 г., туркмен-баши назвал еще более сенсационные цифры: "В Туркменистане представлено более сорока народов. Мы с ними живем в мире и согласии. 3% населения страны - узбеки, 2% - русские. Коренная нация - туркмены - составляет 91%."

В Латвии и Эстонии власти также вели политику ограничения прав (от гражданских до прав на трудоустройство) русскоязычных жителей одновременно с привлечением в страну иммигрантов-латышей и эстонцев из Канады, США, России и других стран. В итоге по переписи 31 марта 2000 г. доля латышей в Латвии выросла до 57,7% (по сравнению с 52% в 1989 г.), а эстонцев в Эстонии - до 67,9% (в 1989 г. - 61,5%). В Литве по данным государственного учета, опубликованным в энциклопедии Британика, доля литовцев выросла с 79,6% в 1989 г. до 81,6% в 1996 г.

Подобная же миграционная политика проводится и в большинстве стран СНГ. В результате: по данным государственного учета в Узбекистане, приведенным в Энциклопедии Британника, доля узбеков выросла с 71,4% в 1989 г. до 75,8% в 1995 г.; в Таджикистане доля таджиков выросла за 11 лет с 62,3% в 1989 г. до 79,9% по переписи 20 января 2000 г.; в Армении по официальным данным армянского правительства доля армян в населении страны выросла с 93,3% в 1989 г. до 96% в 1995 г.; на Украине доля украинцев выросла с 72,7% в 1989 г. до 77-78% сейчас (по данным социологических опросов); в Азербайджане доля азербайджанцев выросла с 82,7% в 1989 г. до 90,6% по данным переписи 27 декабря 1999 г.

Миграция в РФ с Кавказа и Средней Азии: нынешние размеры, перспективы и отношение россиян к ней

Несмотря на крайние опасения большинства населения российских городов (особенно крупных) перед огромным наплывом "кавказцев", эта угроза пока еще не столь серьезна в смысле возможности какого-либо влияния на изменение национального состава прописанных в этих городах жителей. По данным Госкомстата РФ в 1989-98 гг. разница между приехавшими в РФ и уехавшими из РФ на постоянное жительство (то есть между получившими прописку и выписавшимися из РФ) составила: 307,5 тысяч армян, 62,8 тысяч азербайджанцев, 37 тысяч грузин, 24,5 тыс. таджиков, 20,6 тысяч лезгин (в основном из Азербайджана) и 5,5 тысяч узбеков. Даже с учетом того, что, например, азербайджанцы уезжали в Азербайджан из Дагестана, а приезжали из Азербайджана в Москву, "наплыв кавказцев", прописавшихся в городах РФ, пока не столь велик. Однако опасения жителей соответствующих городов нельзя назвать и безосновательными: россияне ведь судят о "наплыве" не по тому, сколько "кавказцев" прописалось, а по тому, сколько они видят их на рынках, улицах и в домах. Да и "кавказцы" представлены в российских городах не только выходцами из Закавказья, но и с Северного Кавказа (их число сопоставимо с "закавказцами", но все же меньше), однако и из них большинство проживают в "русских городах" без прописки, "временно".

С одной стороны, большинство россиян явно недовольны "наплывом кавказцев" (например, по данным опроса РОМИР в октябре 2001 г. 72% москвичей в той или иной степени отрицательно относятся к торгующим на московских рынках лицам кавказской национальности, в той или иной степени положительно - 9,6%). С другой стороны российские власти вряд ли пойдут сейчас на введение политики "отсева": такие меры (будь то поддержка въезда русских и препятствие въезду "кавказцев" или поддержка въезда высокообразованных и препятствие въезду малообразованных) потребуют дополнительных бюджетных затрат. "Отобьются" ли эти деньги?

Необходимые изменения в миграционной политике РФ, которые сегодняшняя элита может принять

Итак, общественное мнение требует от власти запрещения въезда "кавказцев" в "русские города", а власть стоит перед проблемой усиления конфликтов на межнациональной почве. В то же время российская власть не заинтересована в дополнительных расходах на миграционную политику, а напротив, с удовольствием получала бы от нее прибыль, если такая миграционная политика вообще возможна. Это противоречие между нежеланием власти тратиться на новую миграционную политику и категорическим недовольством населения сегодняшней миграционной политикой отчасти разрешимо. Российские власти вполне могут значительно ограничить приток в РФ иммигрантов, извлекая из такой политики выгоду для себя и для госбюджета. Для этого есть только одна возможность: ввести значительную плату за въезд в Россию. Такая политика (правильно "пропиаренная") будет одобрена россиянами и принесет увеличение доходов госбюджета.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Национальный вопрос' (архив темы):
Сергей Читатель, Колониальная модернизация и исламский мир /20.11/
Колониальная национальная политика: уничтожение с элементами ассимиляции. Исламский мир до сих пор сопротивляется как первому, так и второму. Типичный пример - Средняя Азия.
Разберется ли милиция в национальной политике? Руглый стол #13 /20.11/
Ругань по существу. Суровый мужской разговор на неполиткорректные темы ведут: Вадим Орлов, Андраник Мигранян, Аслан Папшуов и Александр Дугин.
Сергей Маркедонов, Вольное казачество /19.11/
- или казачество "от вольного"? О теоретических патриотах "страны Казакии".
Михаил Ремизов, Погибнуть за статус-кво /16.11/
Несколько слов к вопросу о "национал-либерализме". "Нация граждан" - это нация формальных граждан, которые и мобилизованы могут быть только формально. Заметки по следам недели.
Об оживлении межнациональных отношений /16.11/
Сказка на ночь.
Михаил Тульский
Михаил
ТУЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: