Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20011126-avya.html

Внешняя политика РФ: приоритеты
Официальная позиция МИД РФ

А.В.Яковенко

Дата публикации:  26 Ноября 2001

Российская внешняя политика переживает сейчас неординарный момент в своем развитии. Завершен период осмысления того, где Россия находится в современном мире, в чем ее коренные интересы и куда она должна двигаться в быстро меняющейся международной обстановке. Летом прошлого года Президент России В.В.Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации, которая дает четкое видение наших основополагающих задач в международных отношениях и определяет приоритетные сферы национальных интересов.

Отталкиваясь от этой базы, Россия проводит открытую, целенаправленную и предсказуемую внешнюю политику, ориентированную на достижение наших целей путем конструктивного сотрудничества и взаимодействия с зарубежными странами. Рельефно обозначился многовекторный, сбалансированный в географическом отношении характер российской внешней политики. Мы повышаем ее результативность на всех направлениях - в отношениях со странами СНГ, США, Евросоюзом и НАТО, в Европе, Азии и других регионах. Хорошо известно, что в последнее время в центре нашей дипломатической активности находятся вопросы создания широкой международной коалиции для борьбы с терроризмом, весь комплекс проблем укрепления международной стабильности и безопасности, в том числе и связанных с СНВ и ПРО. Мы стремимся сохранить конструктивный договорной потенциал, наработанный в этой области в предыдущие десятилетия, создать предпосылки для продолжения процесса сокращения ядерных вооружений.

В целом, обновленный внешнеполитический курс России оказался в должной мере востребованным мировым сообществом. Мы видим возросшую заинтересованность, готовность сотрудничать с нами и выстраиваем работу с учетом текущей повестки дня и долгосрочных задач, решение которых должно обеспечить России достойное место в мире в условиях глобализации международных отношений.

Важно также и то, что наша внешняя политика стала ясной, транспарентной и предсказуемой. Она пользуется поддержкой со стороны российского общественного мнения и ведущих политических сил страны.

Трагические события 11 сентября в США, преступления террористов в других государствах наглядно свидетельствуют, что во взаимосвязанном мире эпохи глобализации беда одной страны становится бедой всего мирового сообщества. После 11 сентября мир изменился, он сейчас уже не такой, каким был до этого. Террористы рассчитывали запугать мировое сообщество, сыграть на противоречиях между государствами, а в ответ получили международную сплоченность и солидарность.

Сейчас наступил момент, когда нужно, отбросив стереотипы прошлых лет, определить стратегию международного сообщества в борьбе с новыми угрозами и вызовами. В этом контексте официальный визит Президента России В.В.Путина в США стал знаковым событием. В принятых совместных заявлениях отмечено, что оба государства вступили на путь новых отношений, основанных на приверженности ценностям демократии, свободному рынку и верховенству закона. Противодействие терроризму, агрессивному национализму, этнической и религиозной нетерпимости и распространению ОМУ требует создания новых стратегических рамок обеспечения обоюдной безопасности России и США и всего мирового сообщества. Президенты подтвердили намерение существенно сократить стратегические наступательные вооружения и договорились продолжить консультации по Договору по ПРО 1972 г.

Как известно, в настоящее время ведутся активные консультации по развитию отношений Россия-НАТО.

Россия видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и стремится к развитию с ним устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний. Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь - с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, важно с точки зрения отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах.

Все возрастающее значение в нашей внешней политике имеет и Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Основные усилия дипломатии направлены здесь на активизацию участия России в основных интеграционных структурах - форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России "Шанхайской пятерке". Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь - с Китаем и Индией.

Все, что делается сейчас во внешнеполитической сфере, подчинено главной цели - создать максимально благоприятные условия для поступательного развития российской экономики, российского общества. Поэтому в ней растет удельный вес таких задач, как защита интересов российских граждан и наших соотечественников за рубежом, активное содействие российскому бизнесу в выходе на внешние рынки, развитие культурных, научных связей с зарубежными странами.

В числе приоритетов внешнеполитической деятельности России - формирование системы международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества и призванной обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и других областях. Мы считаем, что главным центром регулирования международных отношений в ХХI веке должна оставаться ООН, и будем решительно противодействовать любым попыткам принизить ее роль в мировых делах. Как отметил Министр иностранных дел России И.С.Иванов на заседании СБ ООН 12 ноября с.г., посвященном борьбе с терроризмом, "чем эффективнее Совет Безопасности будет выполнять свои задачи по предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, являющихся зачастую питательной средой для разного рода экстремистов, тем успешнее можно будет противодействовать террористической угрозе. Для этого следует кардинально улучшить миротворческие рычаги ООН, оснастить ее современным арсеналом средств для оперативного антикризисного реагирования. Ясно также, что любые усилия по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций не принесут искомых результатов, пока не будут надежно перекрыты каналы внешней подпитки конфликтов. Здесь важна комплексная стратегия, разработать которую мы предлагаем также в рамках Совета Безопасности ООН".

Широкий резонанс получили известные инициативы России по укреплению международной безопасности. Мы неукоснительно выполняем взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений, заявили о готовности идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и подтвердили неизменность курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения оружия массового уничтожения.

Главными приоритетами внешней политики России в сфере международных экономических отношений являются обеспечение благоприятных внешних условий для формирования в стране рыночных отношений, сведение к минимуму рисков при ее дальнейшей интеграции в мировую экономику, содействие формированию справедливой международной системы торговли, расширению объемов отечественного экспорта на внешние рынки и привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

Важным направлением внешнеполитической деятельности России является также доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации о нашей политике, о позициях по основным международным проблемам и внешнеполитическим инициативам, а также о достижениях российской науки, культуры и интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней.