|
||
Тема: Россия и мир | / Политика / < Вы здесь |
Евразийство как вариант российской государственной стратегии История возникновения и развития евразийского учения Дата публикации: 27 Ноября 2001 получить по E-mail версия для печати Евразийство - течение, возникшее среди эмигрантских слоев российской интеллигенции и связанное в первую очередь с попыткой осмысления ими истоков и последствий Октябрьской революции. Само направление возникло в 1921 г. в Праге и Софии, и у его истоков стояли четыре молодых белоэмигранта - географ П.Савицкий, музыковед П.Сувчинский, филолог-славяновед Н.Трубецкой, религиозный философ и публицист о.Г.Флоровский. Помимо них в число видных евразийцев входили выдающийся религиозный мыслитель Л.П.Карсавин, знаменитый историк Г.В.Вернадский, правовед и государствовед Н.Н.Алексеев, востоковед В.П.Никитин, писатель В.Н.Иванов. Заявили о себе евразийцы выходом в свет сборника "Утверждения евразийцев" (София, 1922), а в 1926 г. представили развернутое изложение своих идей в книге "Евразийство". Высказанные ими взгляды вызвали широкий отклик в кругах русской эмиграции - от резкого неприятия у крайне правых до глубокого и неподдельного интереса у размышляющей о судьбах России молодежи. Далее движение пошло "в рост" - образовались евразийские кружки в Праге, Берлине и Белграде, возникло евразийское книгоиздательство. Однако уже в конце 20-х годов движение пережило раскол, вызванный уходом разочарованных в "панбольшевизме" и "панмонголизме" первоначальных его участников (П.Бицилли, о.Г.Флоровский) и началом издания в Париже газеты "Евразийство" (Л.Карсавин, П.Сувчинский, С.Эфрон), которая под влиянием ГПУ (агентом которого и оказался впоследствии муж М.Цветаевой С.Эфрон) стала пропагандировать сближение с СССР. Основоположники движения выступили с критикой "парижского направления" и порвали с ним. После этого евразийство как организованное движение ушло в небытие, но сами идеи получили новое толкование и развитие в политической мысли России. Каковы же главные постулаты "классического евразийства", породившие в свое время массу споров и вызывающие неподдельный интерес к этому учению и по сей день? Первая поставленная евразийцами проблема - проблема определения места России в мире, в системе координат "Восток - Запад" с точки зрения особенностей ее духовной культуры. Рассуждая об этом, евразийцы пришли к выводу, что культура, которую в течение веков преподносили России как общечеловеческую, на самом деле есть культура небольшой группы романских и германских народов1. Главная ее "родовая черта" - упорное нежелание признать самобытность и право на существование других (и прежде всего - восточных) культур, а также упорное стремление навязать себя миру. Крестовые походы, неприязнь к православным "схизматикам", многовековое опасение и непонимание России - таковы проявления "романо-германского" стиля мышления. Какую же роль сыграла "романо-германская" идея в истории России, упорно пытавшейся в течение многих веков "догнать Европу"? Как полагают евразийцы, все предпринимаемые со времен Петра Великого попытки привить России "чужеродную" европейскую культуру породили преимущественно негативные результаты: привели к расколу между европеизированной элитой и основной массой общества, к расходованию впустую творческих сил народа2. В силу этого началось отторжение "насильственного европеизма" российским обществом, проявившееся в стихийных бунтах Разина и Пугачева. Апогеем этого отрицания "европейского пути" Россией стала Октябрьская революция, которая разрушила поверхностные и чужеродные для русской "почвы" элементы западной культуры - формы государства, бюрократию, законы, элиту, сам образ жизни - и, несмотря на явленный ей произвол и насилие, освободила тем самым творческие силы народа3. В связи с этим, по мнению евразийцев, встает вопрос об определении пути развития России и ее места в мире. Согласно "утверждениям евразийцев", специфика России в первую очередь предопределена особенностями ее природно-климатической среды. Россия - это особый, целостный в географическом, экономическом и культурном отношении континент и цивилизация, не Европа и не Азия, но своеобразное "Серединное государство" - Евразия; территориально она совпадает с Российской Империей и СССР4. В силу природы и истории Россия - это не национальное государство, но особый тип цивилизации, образовавшийся в результате синтеза элементов восточнославянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. Как полагают евразийцы, именно в результате многовекового сосуществования славянских, тюркских и монголоязычных народов сформировались общая для всех народов "России-Евразии" и враждебная европейскому "индивидуализму и эгоизму" коллективистская культура и "общеевразийский национализм"5. Как следствие - национальной основой России является не только русский народ, но и все тюркские и мусульманские народы, что подкрепляется "потенциальным православием" последних, а также близостью в некоторых моментах православия и ислама. Из цивилизационной специфики России вытекает и особая природа ее государственности - Московское царство является не продолжением Киевской Руси (которая шла по европейскому пути развития), но империи Чингисхана и Золотой Орды. Именно татаро-монголы, по мнению идеологов евразийства, собрали в свое время в единое целое русские и восточнославянские земли, и задача Российской империи и СССР - сохранить и укрепить их единство6. Этим предопределяются и основные государственные задачи - всеми средствами сохранять территориальную целостность Евразии, оберегать евразийскую культуру и национализм. Для решения этих задач государство обязано быть идеократическим и жестко централизованным, строиться "сверху вниз" и контролировать всю жизнь общества - то есть управлять, планировать, координировать, давать указания7. Под стать этому и другие черты "евразийской модели": власть должна находиться в руках выражающей "культуру и дух" народа элиты, господствующая идеология не может подвергаться сомнению, партии и разделение властей "во имя единства общества" должны быть упразднены, а экономика в значительной степени огосударствлена. С этих позиций оценивают евразийцы и историческую роль большевизма. Несмотря на свое марксистско-интернационалистское происхождение, последний в интересах самосохранения и под влиянием "естественных процессов" будет вынужден перейти к защите интересов Евразии. О сильных и слабых сторонах евразийства в историографической литературе сказано уже достаточно много. Признается, что евразийство - одно из наиболее значимых политических учений ХХ века, ставящих вопрос об определении места России в мире, о специфике ее культуры и образа жизни ее народов. Не менее важным считается и обоснование евразийцами необходимости гармоничного сосуществования славянских и тюркских народов, православия, ислама и буддизма как залога целостности и стабильности многонациональной государственности. Кроме того, многие отмечают, что евразийство - не только вариант национальной идеологии и "русской идеи", но и наиболее разработанная российская геополитическая доктрина. В этом качестве оно противостоит учениям классиков англо-американской геополитики (А.Мэхэна, Х.Макиндера и Н.Спайкмена), полагавших основой мирового господства контроль над хартлендом либо римлэндом. Напротив, по мнению евразийцев, именно контроль за хартлендом - Евразией - и сохранение его целостности является залогом благополучия всех населяющих его народов. Параллельно акцентируются и негативные стороны евразийского учения. Достаточно ясно, что при доведении до крайности евразийство может выступать как идеология, обосновывающая тоталитарные и автаркические модели, провоцируя изоляцию от Запада, - что в условиях процессов глобализации и глобальной конкуренции неизбежно заведет Россию в тупик8. Серьезным упреком евразийцам может являться и недооценка ими конфликтного потенциала в отношениях между Россией как государством, с одной стороны, и "внешним" и "внутренним" исламом - с другой стороны. Окончание следует. Автор расскажет о "полюсах" нэоевразийства - от Панарина до Дугина. Примечания:
поставить закладку написать отзыв
|
Кандидат политических наук |
|
||