Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20011129-fal.html

Теперь "страной-изгоем" станет Саудовская Аравия
Ее место "под рукой" США займет Йемен

Михаил Фальков

Дата публикации:  29 Ноября 2001

Вечером 27 ноября в Вашингтоне прошли переговоры йеменского президента Али Абдаллы Салеха с его американским коллегой Джорджем Бушем и главой госдепартамента США Колином Пауэллом. Первостепенное внимание на них было уделено операции союзников в Афганистане, а также двустороннему сотрудничеству в области борьбы с террором и радикальными исламистскими организациями. Как отмечают официальные представители Вашингтона, йеменский лидер поддержал действия США в отношении "Аль-Каэды" и движения "Талибан" и согласился на все американские предложения в антитеррористической области. По окончании переговоров Пауэлл заявил, что "удовлетворен их итогами".

Значение визита Абдаллы Салеха в Вашингтон выходит далеко за рамки двусторонних американо-йеменских отношений и практически символизирует собой всю нынешнюю ближневосточную политику Белого дома. Положительная реакция лидера Йемена на операцию США в Афганистане, а также согласие Салеха на совместные действия против его же недавних союзников - радикальных исламистов - стали результатом длительной подготовительной работы, проведенной в Сане сотрудниками ЦРУ. Именно они стоят за активизацией американской политики на юге Аравийского полуострова после терактов 11 сентября.

Лэнгли известно все

Еще в середине сентября эксперты ЦРУ представили Белому дому исчерпывающие доказательства того, что Йемен наравне с Афганистаном является одним из главных мировых центров "Аль-Каэды" и многих других радикальных исламистских организаций.

Для этого в Лэнгли по данному вопросу был составлен специальный отчет из трех частей. В первой была представлена информация о местных исламистских структурах Йемена. В этом разделе основное внимание уделялось Исламской реформистской партии ("Аль-Ислах") и ее боевому крылу - Исламской армии Адена-Абьяна. Кроме того, здесь содержались данные о военизированных исламистских формированиях, отколовшихся от нее осенью 1999 года и действующих в горных районах на севере и в центре страны. К первой части отчета прилагались историческая справка об указанных структурах и расширенные досье на многих исламистских активистов и полевых командиров. Особое место занимало досье лидера партии "Аль-Ислах" шейха Абдул аль-Маджид аз-Зандани. Кроме того, эксперты ЦРУ подробно описали международные связи йеменских исламистов с их единомышленниками в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, центрально-азиатском и кавказском регионах (в частности, с чеченскими ваххабитами и исламистскими элементами в Азербайджане).

Вторая часть указанного отчета касалась деятельности на территории Йемена Осамы бин-Ладена, его организации "Аль-Каэда", а также связанных с нею местных и иностранных исламистов, принимавших участие в "афганской" войне против СССР. В прилагавшейся справке рассматривалась история сотрудничества "террориста #1" с исламской оппозицией, действовавшей в 80-х годах против просоветского режима НДРЙ (Южный Йемен). Ссылаясь на архивные материалы, составители отчета приводят многочисленные факты взаимодействия бин-Ладена со Службой общей разведки Саудовской Аравии (СОР КСА) и лично ее шефом Турки бин-Фейсалом.

Вместе с тем, эксперты ЦРУ описали связи и активность "Аль-Каэды" в Йемене в минувшем десятилетии, а также в 2000-м и 2001-м году. Авторы отчета, в частности, указывают, что "в 1996-1998 гг. Йеменская Республика (ЙР) превратилась в региональную базу организации "Аль-Каэда". В 1998-м представители Осамы бин-Ладена при содействии местных активистов организации "Аль-Джихад аль-Ислами" египетского происхождения и сотрудников государственных структур ЙР, связанных с партией "Аль-Ислах", основали местный центр "Аль-Каэды" в районе Адена. Весной того же года, согласно агентурным сведениям ЦРУ, бин-Ладен тайно посетил Сану".

Кроме этого, как говорится в отчете, "ЙР со второй половины 90-х годов использовалась "Аль-Каэдой" в качестве транзитного пункта между Ближним Востоком и Северо-восточной Африкой. Пользуясь практическим отсутствием системного паспортного режима и коррумпированностью местных органов власти, в указанный период, а также в 2000-2001 гг. через ЙР в обоих направлениях было переправлено более полутора тысяч членов "Аль-Каэды" и связанных с ней организаций. Часть из них при участии Абдул аль-Маджид аз-Зандани (лидер партии "Аль-Ислах") и некоторых командиров Исламской армии Адена-Абьяна, в том числе Салеха Хайдар аль-Атауи и Абу аль-Хасана, были переправлены в Чечню. Маршрут: ЙР - Саудовская Аравия - Закавказье (чаще всего в Азербайджан) - Северный Кавказ. В ряде случаев, особенно в 1994-1996 гг. наравне с государствами Закавказья в качестве транзитных пунктов в пределах СНГ использовались Казахстан и Туркменистан".

По сведениям ЦРУ, "во второй половине 90-х годов в ЙР при содействии связанных с партией "Аль-Ислах" государственных чиновников были созданы каналы финансирования исламистских радикальных организаций в Сомали, Эфиопии и Эритрее". Согласно данным американской разведки, при этом нередко использовались финансовые структуры стран Персидского залива, Пакистана и Саудовской Аравии.

На случай переворота...

В 20-х числах сентября на основании вышеописанного отчета эксперты ЦРУ составили трехстраничный документ, содержащий краткую справку по данной проблематике, а также выводы и рекомендации. Он был направлен вице-президенту США Дику Чейни, главе оборонного ведомства Дональду Рамсфельду и, с некоторой задержкой, - в госдепартамент Колину Пауэллу. В конце того же месяца в рамках консультаций политического руководства США, высокопоставленных дипломатов и представителей силовых структур по вопросу о реакции Вашингтона на теракты 11 сентября был существенно скорректирован внешнеполитический курс Вашингтона в отношении Саны, а также согласован механизм его реализации. При этом ведущая роль - в отличие от периода, предшествовавшего 11 сентября, - отводилась Центральному разведывательному управлению, а не госдепу. Интересно отметить, что в ходе упомянутых консультаций некоторые весьма влиятельные представители администрации увязывали отношения Вашингтона и Саны с "саудовской проблемой". Так, в аналитической записке, подготовленной советником Чейни, а затем попавшей в руки одного из израильских министров, говорится, что "йеменская" политика Вашингтона имеет отношение к трем главным аспектам "саудовской проблемы": политическому, военно-стратегическому и энергетическому. "В последнее время в Саудовской Аравии существенно возросло влияние радикально-настроенных членов монархической семьи. Занимая антизападные позиции, они выступают за свертывание военно-стратегического партнерства с США или же за большее вмешательство в американскую региональную политику. Частично их взгляды разделяют министр обороны и гражданской авиации Султан бин-Абед аль-Азиз (отец влиятельного саудовского посла в Вашингтоне Бандер бин-Султана. - М.Ф.), шеф МВД Наиф бин-Абдул аль-Азиз и некоторые представители руководства Службы общей разведки (в частности Турки бин-Фейсал, возглавлявший эту спецслужбу до осени сего года, и его заместитель Сауд - сын короля Фахда), а также, в определенной мере, наследный принц Абдалла ибн-Абдель Азиз. Нельзя исключить и возможности кардинальных внутриполитических перемен в самой Саудовской Аравии - по примеру иранских событий 1979 года. В случае такого сценария продолжение тесных американо-саудовских отношений станет невозможным. Таким образом, опора американской политики на Ближнем Востоке на Саудовскую Аравию в военной и разведывательной областях, а также зависимость от нее в энергетической сфере могут иметь самые негативные последствия для США. Это касается как наших региональных позиций и геополитического статуса, так и внутриэкономической и политической ситуации в самих Соединенных Штатах".

Автор рекомендует пересмотреть позицию Вашингтона в отношении региональных "изгоев": Ирана, Ливии и Судана. По его мнению, подобная "корректировка" американской политики соответствует интересам США значительно больше, нежели сохранение "холодных" союзнических отношений с Эр-Риядом. Он также отмечает, что вышеперечисленные государства вполне могли бы заменить Саудовскую Аравию в обеспечении энергетических потребностей США. Хотя для кардинального решения этой проблемы, подчеркивается в документе, необходимо развивать самостоятельную систему энергообеспечения, а также расширять позиции США в центрально-азиатском и прикаспийском регионах.

Кроме этого, автор аналитической записки для вице-президента указывает на общность интересов США и "стран-изгоев" по многим региональным и международным вопросам. В случае с Ираном отмечается схожесть позиций Вашингтона и Тегерана по "афганской" проблеме, а также подчеркивается способность иранского энергетического рынка заменить собой саудовский. В случае с Ливией автор обращает внимание на общность интересов Триполи и Вашингтона в борьбе с исламским радикализмом, представляющим серьезную угрозу Муамару Каддафи.

Все это, по мнению автора, создает благоприятные условия для пересмотра военно-стратегических и экономических связей Америки с саудитами. Хотя от этого, как он сам считает, "в краткосрочной перспективе пострадают интересы военно-промышленного комплекса США и крупных отечественных компаний, завязанных на американо-саудовских отношениях".

Что же касается Йемена, то, согласно составителю аналитической записки, развитие связей с Саной способно компенсировать контакты Вашингтона с Эр-Риядом в региональной политике (Аравийский полуостров, Северо-восточная Африка, бассейн Красного и Аравийского морей) и в военно-стратегической области. Этот довод наверняка брался в расчет при принятии решения об активизации американской политики в отношении Йемена посредством каналов ЦРУ. Однако одна из главных целей заключалась, конечно же, в привлечении Саны на сторону Вашингтона в широкомасштабном противостоянии международной сети "Аль-Каэды" и связанным с нею исламистским структурам. Укрепление контактов с йеменским режимом значительно усиливает позиции США на Ближнем Востоке и в Северо-восточной Африке, а также представляет серьезную угрозу инфраструктуре исламистского движения в этих регионах.

Главный игрок

Активизация разведки США в Йемене была отмечена еще в конце сентября. Причем перед ЦРУ с самого начала ставилась задача не только вести работу против местных исламистов, но прежде всего - расширять американское влияние во властных структурах страны. Особый акцент ставился на привлечении к сотрудничеству высокопоставленных чиновников госаппарата, офицеров силовых структур, а также влиятельных представителей окружения президента и финансовой йеменской элиты. Первые результаты этой деятельности не заставили себя долго ждать, особенно если учесть размеры бюджета, выделенного на эти цели администрацией Буша. Уже в последнюю неделю сентября спецслужбы Йемена провели в нескольких районах страны операцию по задержанию активистов "Аль-Каэды" и связанных с нею организаций. В результате были арестованы десятки исламистов, причем большинство из них давно находились в черных списках ЦРУ и ФБР. В отличие от расследования прошлогоднего теракта в аденском порту, на сей раз к допросам и обыскам были допущены сотрудники местной резидентуры американской разведки. В октябре эта деятельность сотрудников йеменских сил безопасности, щедро оплаченная их американскими коллегами, продолжалась. Лишь после того как в Лэнгли окончательно убедились в "искренней" готовности спецслужб и политического руководства Йемена к более упорядоченному сотрудничеству, в начале ноября сюда тайно прибыла довольно крупная делегация представителей ЦРУ. Именно во время ее пребывания в Сане, а также в ходе последовавшего ответного визита шефа йеменской разведки генерала Джаласа аль-Кхамаша в США была проведена тщательная подготовка саммита лидеров обоих государств. Накануне визита Салеха в Вашингтон службы безопасности Йемена вновь провели несколько показательных операций против местных исламистов и иностранных сторонников бин-Ладена. Более того, как уже говорилось, аравийский гость согласился на все без исключения "предложения" американского руководства. За это Белый дом отплатит йеменским силовикам и президентскому окружению теперь уже совершенно официальной экономической помощью, а ЦРУ будет содействовать Сане в борьбе с внутренней оппозицией.

Таким образом, новая внешнеполитическая доктрина США в отношении азиатского и африканского континентов, разработанная после 11 сентября, реализуется весьма успешно. Подобно тому, как это происходит в Центральной Азии, различных районах Африки и Ближнего Востока, главным инструментом американской политики на юге Аравийского полуострова являются силовые структуры и в первую очередь ЦРУ.