Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
Россия как "потемкинская Америка"
Колонка редактора

Дата публикации:  29 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Тема "виртуализации политики" уже набила оскомину, но мы все-таки снова к ней вернемся - тем более что в свое время "пиарный" характер нашей внешней политики был (устами Лесина) провозглашен практически официально.

После сентябрьских терактов вся наша внешняя политика делается по заветам "дедушки Лесина". При этом суть ее, как отметили официальные лица, не изменилась: добиваться внешнеполитическими средствами решения внутриполитических (прежде всего, экономических) проблем России. Средства, в общем-то, тоже если изменились, то лишь "количественно". Путинская Россия с самого начала позиционировала себя в качестве западной, "цивилизованной" страны. Сейчас это позиционирование стало намного более интенсивным, к заявлениям добавились общеизвестные "акты доброй воли". Хотя, повторю, внешнеполитическая "пиарная" задача России - не выглядеть дружественной Западу страной, а выглядеть именно западной страной. Быть своей - в первую очередь, с точки зрения американцев.

Актов доброй воли для этого, очевидно, мало. Речь, конечно, не идет о введении в России "сверху" признаков "американского образа жизни", однако признаки эти, видимо, придется эмулировать для западной публики. Кое-что в данном направлении уже делается. Например, после царицинского погрома в Москве руководство столичного МВД заявляло, что во всем виноваты спортивные фанаты. Очень правильный ход. Я это говорю без малейшей иронии. Царицинский погром, равно как и последующее заявление милицейского руководства, представляют собой вполне солидный информационный повод - не только для российских, но и для западных СМИ. И теперь американцы и европейцы знают: в России - те же проблемы. Ведь бесчинства спортивных фанатов для нашей страны далеко не специфичны.

Теперь неплохо бы (я опять совершенно серьезен) организовать в Москве и других крупных городах "умеренные бесчинства" разнообразных "антиглобалистов" (набрать их, к примеру, из "Хранителей Радуги"). Также было бы неплохо провести официальную кампанию за соблюдение в России правил политкорректности - и дать этой кампании широкое медиа-освещение. Главное же - это российская национальная идеология, предназначенная для внешнего пользования. Представлена она может быть в выступлениях наших гуманитарных "светил" (с обязательным растиражированием в западных СМИ) и должна покоиться на двух основных опорах - "правах человека" и "протестантских ценностях". Последние не обязательно связываются с той или иной религией: речь идет о ценностях, выделенных в протестантизме Максом Вебером.

Наконец, актуальную сегодня проблему терроризма придется отделить (внешне, разумеется) от проблем национальной политики. Проблемы сепаратизма американцам не очень понятны - в отличие от проблем терроризма. Собственно, все разговоры о необходимости соблюдения прав чеченцев вытекают именно из этого непонимания. Для американцев наши чеченцы - это не террористы, а нацменьшинство. И Хаттаб в плане рассматриваемых пиарных задач - чуть ли не подарок. Существует (неподтвержденное) мнение, что наши берегут Хаттаба, - точно так же, как американцы берегут муллу Омара. Действительно, Хаттаб - живое доказательство того, что чеченцы - наше нацменьшинство, зато наши террористы (прямо как в Америке!) - арабы, причем саудовского происхождения. Фактически, Хаттаба можно позиционировать как "нашего бин-Ладена"...

Что реально происходит в Чечне и как на самом деле следует относиться к чеченцам - совсем другой вопрос, как я полагаю, до сих пор открытый. А в отношении прочих перечисленных "правил показного американизма" все, наоборот, вполне ясно. Главное здесь - не попасться на удочку собственного пиара и не пытаться заставить россиян на самом деле жить по всем этим жутким правилам.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Андрей Ланьков, Как китайцы относятся к России и русским? /29.11/
Амбивалентно. Китайцы благоговеют перед русской классической литературой, страшатся России как потенциального агрессора и презирают Россию как страну "третьего мира".
Сергей Маркедонов, Русский с евреем братья навек! /28.11/
Судьба Москвы решается сегодня на реке Иордан. Может ли Израиль стать союзником России?
Сергей В. Бирюков, Евразийство как вариант российской государственной стратегии /27.11/
История возникновения и развития евразийского учения. Концепция классического евразийства может объяснить причину внешнеполитических метаний России - но едва ли даст рецепт, как прекратить эти метания.
Владимир Кантор, Надо ли рассчитывать на помощь Запада? Окончание /27.11/
Волейбол головой Маркса. Для полноценной европеизации Россия нуждается в идеях Чу-Чхе: европеизация предполагает опору на собственные силы и отказ от упований на чужую помощь, которая-де решит наши проблемы.
А.В.Яковенко, Внешняя политика РФ: приоритеты /26.11/
Официальная позиция МИД РФ: нужны "новые стратегические рамки" для обеспечения мировой безопасности. В один ряд с Германией, Великобританией и Францией попала Италия. Китайское и индийское направления остаются "одними из важнейших" ("Треугольник Примакова"?) Также предлагается оснастить ООН "современным арсеналом средств для оперативного антикризисного реагирования".
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: