Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вменяемость науки / Политика / < Вы здесь
Фельдфебеля в Вольтеры? Давно пора
Дата публикации:  10 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Если вы такие умные, то почему такие бесполезные?" - вот основная идея речи В.В.Путина на встрече с академиками (03.12.01). Вопрос об уме и полезности не был задан открыто, зато прозвучал открытый ответ:

"Ключевой проблемой остается перевод системы управления наукой на современные, адекватные нашему времени, принципы. Сегодня именно из-за отсутствия профессионального менеджмента Россия теряет научные кадры и уникальные наработки, - не только, но, в том числе, и из-за этого. А по существу - кредитует за свой счет другие страны, их науку и технологический потенциал. Пора переходить от так называемого базового, целевого - к конкурсному планированию и финансированию науки. Менять экономику институтов РАН".

Короче, засиделись вы, старые пер┘ в смысле, господа академики, в монополистах:

"На рынке идей должны быть созданы равные для всех условия... Эти равные условия предполагают, что независимо от административного статуса и научного звания авторов, все работают одинаково, если добиваются реальных результатов в научной деятельности. Известные научные деятели РАН должны не только организовывать конкурсы и руководить ими, но и участвовать наравне с другими, участвовать в научной деятельности".

Вот так. Научные степени и административный статус (т.е. принадлежность к РАНовской элите) больше не актуальны. Судя по поддакиваниям со стороны Осипова и по недвусмысленному заявлению Путина ("Мы с Юрием Сергеевичем на эту тему часто говорили"), основной вопрос российской науки - какого ляда академики переизбрали Осипова на третий срок - больше не представляет особой загадки. Некоторые предполагали, что ответным "борзым щенком" со стороны Осипова стало одно из зданий Академии, но надо было брать выше: "борзым щенком" оказалась Академия как таковая. Больше, по словам Президента, РАН не сможет сохранять за собой двойной статус общественно-государственной организации: ежели вы тут гражданское общество изображаете, то не получите ни денег, ни госзаказа. Но ежели хотите (а вообще-то - должны) иметь госзаказ - то извольте строиться: для начала, к примеру, приведите свой устав в соответствие с законодательством.

Зачем Президент распространил свою "вертикаль" на один из последних оплотов Советской власти? Просто в рамках повального реформирования "естественных монополий"? Не исключено. Однако более конкретный повод следует искать во внутреннем академическом скандале, связанном с неким циркуляром ДСП, согласно которому ученые не имеют права контактировать с зарубежными коллегами без специального разрешения. Циркуляр был предан огласке через "Эхо Москвы". Некоторое время спустя М.Данилов ушел с поста директора Института теоретической и экспериментальной физики - именно из-за несоблюдения требований циркуляра. ИТЭФ не подчинен РАН, а значит, авторы пресловутого циркуляра "живут" несколькими этажами выше.

Можно, конечно, возмущаться неумелой попыткой административного решения проблемы "утечки мозгов" (и утечки идей), но не следует забывать, что проблема эта действительно актуальна - особенно если речь идет о несанкционированной утечке военных технологий в страны типа Ирана (о чем недавно говорил американский посол Вершбоу, подчеркивая, что имеет в виду именно утечки, происходящие "без официальной санкции"). Указанный циркуляр, как было справедливо замечено, лишь стимулирует все эти утечки. Но власти спохватились вовремя: давить надо не на ученых, которым в России сегодня терять нечего, а на академиков, которых - за редким исключением - "учеными" и называть-то как-то неловко. Правильнее будет назвать их "распределителями грантов", причем распределителями весьма своевольными и прожорливыми: миллион долларов, например, выделенный в начале этого года Дерипаской и Абрамовичем на развитие науки, разошелся с тихим шелестом - будто и не было никакого миллиона. А очередная тысяча голодных гениев свалила за рубеж - работать программистами.

Что ж, следует ожидать, что за грубым окриком Президента последуют решительные меры. Сегодня на международной конференции медиков Клебанов призывал к использованию научных достижений в реальном секторе экономики - указав, что эта смычка теории и практики является "ключевым моментом" госполитики России. В свете выступления Путина перед академиками это, возможно, и не пустые слова - особенно если учесть, что конференцию проводили совместно РАН и Министерство промышленности, науки и технологий. Возможно также, что назначение Бриндикова, старого "научного волка" из минобороновских "ящиков" и до последнего времени - советника Клебанова, первым заместителем министра промышленности, науки и технологий не является "плановой" кадровой перестановкой. Скорее всего, РАН явно или неявно подчинят Минпромнауки, устроят серию конкурсов, отберут самых способных кандидатов и докторов для работы за настоящие деньги, а всех прочих организуют по "ящичному" принципу или отправят на персональные пенсии.

Академиков, признаться, не жалко. Многие из них прекрасно смотрелись бы в роли собирателей пустых бутылок. Однако вторжение прагматической путинской "вертикали" в научный раек чревато уничтожением нужного, вообще-то, ритуала - так называемой "академической карьеры". Если заявленный президентом проект будет реализован, естественники ринутся в оборонку, гуманитарии - в политтехнологию (в GR, надо полагать), а диссертаций защищать никто не станет. Ведь сказано же: независимо от статуса и звания! Чтобы этой независимости достичь, придется финансировать только сугубо практические проекты, успех или неуспех которых поддается строгой проверке. Многим прирожденным теоретикам придется наступить на горло своему научному вдохновению и заняться "делом". Рассчет прост: в случае эмиграции эти теоретики все равно займутся "делом", но теперь им хотя бы не нужно будет тратить силы на перемену места жительства. Указанный (предположительный) процесс продлится лет десять - после чего Россия уже сможет позволить себе такую роскошь, как фундаментальная наука.

Интересно проследить, чем все обернется. Смогут ли академики отбрыкаться от Минпромнауки? А еще интереснее проследить за судьбой другого - фактически последнего - нереформированного монстра: РПЦ. Что Президент приготовил для духовенства? Неужели подчинит попов Лесину? Кстати, тоже было бы неплохо.

Использованы материалы агентства Интерфакс


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вменяемость науки' (архив темы):
Михаил Ремизов, К идеологии через социологию? /24.10/
Попытка поверить алгеброй социологии гармонию┘ точнее, хаос - исторической Воли выглядит сомнительно. Даже корректное исследование едва ли дало бы адекватные результаты. Реакция на "Томскую инициативу".
Михаил Ремизов, Утраченный референт /05.10/
Историческое сознание стало маргинальным. Заметки по следам недели.
Игорь Джадан, Долой просвещение! /05.10/
Наука - тормоз прогресса. Красивая ложь как движущая сила инициативы. Приехал "нетто", уехал "брутто".
Дина Юсупова, Наукаша /05.10/
Сегодня граница между ученым и жуликом стала призрачной. Но бурная деятельность кипит по обе стороны этой границы.
Сергей Маркедонов, Историческая наука в посткоммунистической России /03.10/
От несвободы к непрофессионализму? Вырвавшись из-под родительской опеки советского тоталитаризма, Клио пустилась во все тяжкие и пошла по рукам.
Семен Добрынин
Семен
ДОБРЫНИН
Кандидат исторических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: