Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Чеченский вопрос / Политика / < Вы здесь
История "чеченского вопроса"
Дата публикации:  13 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

По общему определению, политический конфликт - это процесс (и одновременно результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов1. Его источниками являются социально-экономические, политические, ценностные и идентификационные противоречия2. Любой конфликт предполагает либо урегулирование (введение его в определенные рамки без устранения порождающих его причин вследствие компромисса либо истощения ресурсов любой из сторон), либо его разрешение (примирение сторон с устранением противоречий либо с подавлением - принуждением одной из них).

Попробуем рассмотреть с вышеобозначенных позиций динамику развертывания широко обсуждаемого сегодня "чеченского кризиса". Речь в данном случае идет не о кризисе, а о 200-летнем конфликте, противоборствующими сторонами в котором являются чеченский этнос и Российское государство. Этот конфликт принимал разные формы (от открытой вооруженной борьбы до скрытого противодействия), отличался разной степенью массовости, интенсивности и насильственности - но никогда не исчезал, поскольку не исчезали породившие его причины. Среди этих причин следует выделить:

1) Ценностные и мировоззренческие, связанные с расхождением между представлениями, ценностями и образом жизни чеченцев и теми ценностями, которые пыталась внедрить на Кавказе Россия. По этой самой причине момент, когда в 1817 г. по приказу главнокомандующего на Кавказе генерала Ермолова русские войска перешли Терек и стали строить укрепления на горских землях (с целью пресечь набеги чеченцев и других горцев на уже контролируемые Россией территории), и стал фактическим началом первой Кавказской войны;

2) Неудовлетворение этнополитических и иных статусных запросов и амбиций - многие чеченцы не видели необходимости своего пребывания в составе России, порядки которой не могли принести им те богатства, которые якобы обеспечивали "независимость", воинственный образ жизни, грабежи и т.д.;

3) Антироссийская идентификация - многие поколения чеченцев отождествляли и отождествляют себя не с российским государством, историей и культурой, а со своими "великими" предками и современниками - вождями антироссийского сопротивления (Шейх Мансур, имам Шамиль, первый президент "Ичкерии" Д.Дудаев и др.)3. По этой причине конфликт между Россией и Чечней глубоко укоренился в сознании людей;

4) Социально-статусные противоречия, связанные с недовольством антироссийски настроенной части чеченской элиты (тейпы и тарикаты, представляющие горную Чечню) своей отстраненностью от рычагов власти в период СССР, а также недовольство многих чеченцев невозможностью стать "народом-гегемоном" всего Северного Кавказа при сохранении его под властью России.

Причем чеченцы (самоназвание - ночхи), этногенез которых протекал в период первой войны горцев с Россией, едва ли не изначально складывались как антироссийски настроенная общность. Так, вайнахские племена, выступавшие за войну с Россией, проводили свои съезды в селении Чечен-Аул, от которого и происходит введенный в оборот российскими чиновниками и военными этноним "чеченцы". Поэтому земли, населенные сторонниками решения, принятого в ауле Чечен, были присоединены к Российской империи только в результате кровопролитных сражений и дипломатических маневров. В то же время группа вайнахских старейшин, представлявшая примерно одну четвертую часть этого народа, собралась у горы Ингуш и приняла решение о добровольном вхождении в состав Российской империи. Это решение было реализовано в 1810 г., и за добровольно присоединившимися к России вайнахами закрепился этноним "ингуши" (самоназвание - галгай), а именуемый таким образом народ в своем большинстве отличался лояльностью по отношению к российским властям.

Враждебность чеченцев к России предопределялась и особенностями дальнейшего процесса их этногенеза. Так, новое этническое объединение включало в себя не только вайнахские, но также кумыкские, черкесские, грузинские и даже русские и еврейские роды, перешедшие на их язык (нахский) и образ жизни4. В результате этого у чеченцев до сегодняшнего дня не сложилось единого этнического типа.

По вышеназванным причинам уже на начальной стадии российско-чеченский конфликт принял открытую и насильственную форму. Чеченцы составляли костяк, наиболее боеспособную и упорную часть войска имама Шамиля в годы Кавказской войны 1817 - 1864 гг., активно проявили себя в составе армии Турции в период русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

После поражения и пленения Шамиля в 1859 г. и предоставления Чечне широкой внутренней автономии вышеобозначенный конфликт был "загнан вглубь", стал более скрытым и менее интенсивным - но не легитимизированым (т.к. чеченская сторона по-прежнему отказывалась вести "диалог" с Россией по определенным правилам). Продолжались антирусские выступления, подавляемые российской армией и жандармерией. Наиболее известны восстания 1860-1861 годов, 1864 года (одновременно с польским восстанием), 1877-1878 годов. При этом характерно, что все крупные восстания в Чечне и в Горном Дагестане вспыхивали, когда Россия была ослаблена и вела войны. Таким образом, добиться институциализации конфликта (то есть его введения в определенные рамки) России удавалось с трудом.

В период между восстаниями и войнами сопротивление чеченцев российским властям приняло форму абречества5. Абреки нападали на представителей местной русской администрации, офицеров, купцов, убивали и грабили крестьян. Попытки имперских властей урегулировать либо смягчить конфликт "мирными средствами" - через привитие чеченцам российской культуры, более интенсивное включение их в политическую и экономическую жизнь государства - были непоследовательными и недостаточными. Так, либеральные реформы 1905-1911 г. не внесли существенных изменнений ни в уклад жизни чеченцев, ни в их отношение к России. Поэтому полноценные рационализация и институциализация конфликта снова не были достигнуты. В результате конфликт "тлел", а волнения в Чечне не утихали вплоть до 1917 г. Случаи успешного привлечения чеченцев на сторону официальной российской власти - создание Чеченского конно-иррегулярного полка, покрывшего себя славой в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а также знаменитой "Дикой дивизии" в Первую мировую войну - были в этом плане скорее исключением, нежели правилом.

Определенные перспективы разрешения "чеченского вопроса" возникли в период после Октябрьской революции. Новая Россия, сделав ставку на отказ от наследия царской России, предложила всем прежде "угнетенным" народам равноправие и объединение их на основе революционно-коммунистической идеологии. Чеченцы "предложение" приняли - в годы гражданской войны большинство из них воевало на стороне большевиков. Чечня фактически стала центром сопротивления белому правительству юга России и армиям Деникина на Кавказе. В 1920-1923 гг. чеченцы вместе с большевиками проводили репрессии против терских и сунженских казаков, получив за это многие их бывшие земли. Это, а также возможность жить по своим обычаям, до определенной степени обеспечивало лояльность чеченцев новой власти. Снятию российско-чеченских противоречий было призвано служить и создание большевиками чеченской "государственности". В ноябре 1922 г. была создана Чеченская, а в июле 1924 г. - Ингушская автономные области. В 1929 г. Терский округ был передан в состав Чеченской автономной области, которая в 1934 г. была объединена с Ингушской, а в 1936 г. получила статус автономной республики. В результате конфликт с Россией, не исчезнув совсем, значительно смягчился, и появились надежды на его постепенного разрешения. Чеченцы перестали чувствовать себя изгоями и жертвами "имперской ассимиляции", стали участниками создания нового государства. Одновременно возникли предпосылки для постепенной интеграции Чечни в политическое, экономическое и культурное пространство новой России. Конфликт, таким образом, не исчез, но был институциализирован и урегулирован до определенного времени.

В течение 1920-1930-х гг. отношения между большевистской властью и чеченскими "авторитетами" оставались по преимуществу мирными. Однако к началу 1930-х, после жестокого подавления РПЦ, Кремль начал наступление и на ислам. Подобное давление на традиционные ценности и уклад жизни чеченцев восстановило конфликтную ситуацию. Ответом стали начавшиеся в Чечне восстания (1930-1931, 1932, 1933-1934, 1937 года), которые отчасти были вызваны докатившейся и до Кавказа коллективизацией. Постепенно конфликт становился все более масштабным, интенсивным и антагонистичным. В феврале 1942 г. восстание поднял бывший прокурор ЧИАССР Майрбек Шерипов, брат одного из руководителей чеченских большевиков, а на съезде его сторонников в селении Галанчоже было объявлено о создании "временного революционного правительства". В своих воззваниях руководители восстания подчеркивали, что они ждут прихода немцев, которые даруют Кавказу независимость и освободят от русских. Вполне закономерно, что именно этот этап "Кавказской войны" отмечен массовыми зверствами против мирного русского населения и ударами в спину частям Красной Армии. Параллельно стоит вспомнить и действовавшую на Кавказе дивизию СС, сформированную немецким командованием из чеченцев.

В силу этого в период битвы за Кавказ, особенно осенью 1942 г., войска советского Северо-Кавказского фронта фактически были вынуждены сражаться на два фронта: против наступающих немцев и чеченских повстанцев в своем тылу. В качестве средства урегулирования острого конфликта центральные власти избрали подавление чеченской стороны - произошло массовое выселение значительной части чеченцев и ингушей в Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Сибирь с последующей ликвидацией ЧИАССР весной 1944 г.

Подавление Москвой противостоящей стороны с помощью силы не способствовало разрешению конфликта, а привело лишь к временному уменьшению его опасности и остроты. Волнения в горных районах Чечни продолжались до конца 1950-х гг. Хрущевское руководство избрало более компромиссную тактику разрешения конфликта, рассчитывая за счет амнистии и ряда уступок добиться замирения чеченцев, а затем постепенно интегрировать их в советское политическое, экономическое и культурное пространство. Расчет отчасти оправдался - после начала массового возвращения депортированных чеченцев в конце 1950-х - начале 1960-х годов боевые действия прекратились. Ряд уступок - восстановление ЧИАССР в 1957 г., передача в ее состав населенных преимущественно русскими районов, привлечение на руководящие посты в республике выходцев из умеренных равнинных тейпов - привели к прекращению любых массовых выступлений (последним были кровопролитные межнациональные столкновения в Грозном в 1958 г.) и превращению ситуации в относительно управляемую.

Однако и в этот "мирный" период существенных изменений в образе жизни и мышлении чеченцев все же не произошло - под тонким слоем "советской культуры" сохранился мощный пласт антироссийских представлений и стереотипов. Слабой оказалась и интеграция Чечено-Ингушетии в советскую экономику. Из-за отсутствия со стороны союзных властей сколько-нибудь последовательных усилий по развитию экономики (за исключением нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей) и социальной сферы республики возникла почва для роста недовольства чеченцев своим социально-экономическим положением. Окончательно усугубил положение произошедший в 60-80-е гг. в Чечено-Ингушетии демографический взрыв (до 30% прироста населения за год). Как результат, массовыми явлениями стали отходничество, полуподпольная коммерция и преступность (и тесно связанные с ними наркомания и алкоголизм) - в результате чеченцы становились все менее лояльными по отношению к российской власти и законам6. Вернувшиеся с афганской войны молодые чеченские пассионарии (из которых там был в основном сформирован весьма успешно сражавшийся против моджахедов горно-стрелковый полк) выступили в качестве катализатора и одновременно силовой опоры поднимавшегося в республике антироссийского движения.

Окончание следует...

Примечания:


Вернуться1
Коузер Л.1999. Основы конфликтологии. С.124 - 156. Санкт - Петербург


Вернуться2
Здравомыслов А.Г. 1996. Социология конфликта. С.100 - 133. М., "Аспект - пресс"


Вернуться3
Лесин В.1994. Шейх Мансур. - Родина, 1994, # 3 - 4, С. 56-61.


Вернуться4
Фейгин М. 1995. Вторая кавказская война. - Новый мир, # 12, С.161.


Вернуться5
Артемов И.В. 1995. Русский ответ на вызов истории. - Наш современник,

# 2, С.168.


Вернуться6
Гекаев Д. 2000. Чечня - внутренний двор. - Век, #43, С.5.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Чеченский вопрос' (архив темы):
Мустафа Эдильбиев, "Бунт героев" по-чеченски. Расклад военно-политических сил в Чечне /29.11/
Популярность исламских сил в Чечне коренится не столько в чеченских традициях, сколько в современных реалиях. Прилагается рассказ чеченского генерала о покушении на Морозова и о встрече с Хабибом Ар-Рахманом по кличке Хаттаб.
Мустафа Эдильбиев, "Бунт героев" по-чеченски. Продолжение /21.11/
Гражданское общество действует эффективно, когда его члены умеют не только ныть, но и стрелять. "Я со своими бойцами ворвался в кабинет Дудаева..." Яндарбиеву прилюдно надавал пощечин, Дудаева чуть не пустил в расход. Но Ельцин коварно пресек эту интересную гражданскую инициативу. Рассказ чеченского бригадного генерала.
Хож-Ахмед Нухаев, Наше будущее в нашем далеком прошлом /21.11/
Мир в Чечне возможен только на основе родоплеменных отношений. Это и к России относится. Да и ко всему миру - тоже...
Мустафа Эдильбиев, "Бунт героев" по-чеченски: марионетки вышли из-под контроля /19.11/
Дудаев был "человеком Кремля"? Рассказ чеченского бригадного генерала.
Магомет Идрисов, Политкорректность и конфедерация /12.11/
- вот возможные ответы на русско-чеченский вопрос. Мнение чеченца.
Сергей В. Бирюков
Сергей В.
БИРЮКОВ
Кандидат политических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: