Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Мораль vs право / Политика / < Вы здесь
Игрушка для кампуса
Дата публикации:  14 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Политическую корректность часто называют детищем американских левых. Это и правда, и ложь одновременно. Идеология РС родилась в академической среде, в кампусах, среди так называемых "культурных левых". Да, эти люди посвятили себя защите униженных и оскорбленных, но от классических активистов левого лагеря они далеки так же, как от монахов-францисканцев.

Еще до того как стать легким хлебом иронизирующих публицистов всех направлений, политическая корректность очутилась в центре крайне серьезного интеллектуального спора - речь шла об ее идеологической генеалогии, а, следовательно, и о текущей политической ангажированности, скрытой рецептуре и подлинном значении. Терпящие поражение после рейгановского десятилетия правые, конечно, видели в этой демократической игрушке отголосок шестидесятых годов. Не зная толком ни Маркса, ни новых левых философов и политологов, республиканские публицисты, группировавшиеся вокруг вашингтонского Weekly Standard и многочисленных консервативных фондов, заявляли о "марксистском" происхождении PC, апеллируя часто к абсолютно бессмысленным риторическим выкладкам. Они утверждали, что только большевики и адепты политической корректности склонны смотреть на все гуманитарные явления с точки зрения политики, и только большевики и люди PC готовы столкнуть своего оппонента с жесточайшим репрессивным аппаратом, прикрывая, таким образом, идейную несостоятельность разного рода репрессиями. В принципе, это был их единственный аргумент в пользу идеи о "марксистском происхождении политкорректности".

Среди наиболее вдумчивой части левых возобладала другая тенденция - так знаменитая Сюзанн Зоннтаг в своих очерках постоянно заявляла о поддержке политической корректности. Поддержке искренней, но критической. Традиционные левые активисты сравнивали новое явление с некой "прогрессивной ересью", чем-то вроде учения гуситов, которое, конечно, и не вело к классовому освобождению, но все-таки наносило удар по прогнившему институту католической церкви.

Были, наконец, у политкорректности и третьи рецензенты - те, кто выбивал ее из политического контекста и связывал PC лишь с принятым образом жизни американского кампуса и упрощенными правилами хорошего тона. Последние люди, конечно, рисковали стать посмешищем еще раньше, чем сама идея кодекса терпимости. И правые, и левые Америки понимали, что "нет такого идеализма, который бы не ложился в контекст политической истории их страны". В конце концов, говорить о кампусах и забывать о политике - это тоже верх наивности.

* * *

Конечно, сам термин имеет левацкое происхождение. Понятие "политически правильный" было занесено в американский словарь левыми интеллектуалами из Беркли и Стэнфорда в качестве полушутки, такого маоистского сувенира, - мы помним, что Мао Цзэдун практиковал партийные чистки, проходившие именно под лозунгом борьбы с "политически неправильным поведением". Есть мнение, что термин еще более упрочился в молодой академической среде в самом конце шестидесятых, когда критически настроенные к власти гуманитарии принялись пересматривать американскую историю. Согласно новой концепции, в прошлом белые гетеросексуальные мужчины только то и делали, что насиловали женщин, окружающую среду и индейцев. В 1975 году президент Национальной Организации Женщин (NOW) Карен Декроу заявила своим оппонентам, что NOW движется в "политически правильном направлении".

Да, в конце восьмидесятых среди апологетов политической корректности, казалось, было действительно много недавних левых радикалов, и на первый взгляд вся их риторика выглядела как дань левой традиции. Однако руководствоваться такой упрощенной терминологией - все равно, что называть Клинтона социал-демократом: это правда, но только отчасти. PC стала продуктом деятельности своеобразной политической культуры, в которой от марксизма и традиционного социалистического активизма ровно столько же, сколько, скажем, от классического либертарианства. Между "левыми PC" и "левыми Детройта", очевидно, нельзя было поставить знак равенства. Первые, пройдя через кампусы и кафедры, стали "культурными левыми", вторые всегда оставались "левыми социальными".

"Культурных левых" родили шестидесятые. Активисту времен великой депрессии, пускай самому художественному и утонченному, такому, каким был, скажем, Диего Ривера, никогда не пришло бы в голову отказываться от принципа экономического детерминизма. Их интересовала проблематика меньшинств, они боролись против предрассудков и садизма нетерпимости, но для всех них было само собой разумеющимся, что как только экономическое неравенство и нестабильность пойдут на убыль, постепенно исчезнут и предрассудки. В шестидесятые старый взгляд был признан слишком упрощенным. "Социальный садизм", тиранию над меньшинством стали понимать иначе - как восхитительное удовольствие, как нечто погранично психиатрическое, но все-таки присущее человеческой норме.

Маркс был значительно заменен Фрейдом, и главной мишенью "культурных левых" стал именно общественный садизм, а не капитал. Теперь эти левые предпочитали размышлять о стигме вместо денег, окончательно отдалились от профсоюзов и гетто, а в колледжах "левый фермент" стал постепенно покидать кафедры social science и сосредотачиваться на изучении новейшей французской философии и литературы. Ричард Рорти очень ярко описал этот процесс в своих стэнфордских лекциях: "Различие между нашими уцелевшими левыми и левыми академическими - это различие между людьми, читающими книги вроде "На чьей ты стороне?" Томаса Джиогана, блестяще объясняющего банкротство профсоюзов, и теми, кто читает "Постмодернизм или культурная логика позднего капитализма" Фредерика Джеймисона. Последняя книга тоже блестящая, но она оперирует на уровне абстракций - слишком высоких для того, чтобы воодушевить на какую-нибудь конкретную политическую инициативу. После чтения работы Джиогана у вас появляется мнение о некоторых вещах, которые нужно сделать. По прочтению Джеймисона у вас появляются мнения практически обо всем, кроме того, что следует делать".

Называя систему разными именами, "культурные левые", конечно, сходились в ее порочности. Но главный враг - образ мышления, интеллектуальный эгоизм, уничтожить который можно лишь, научив американцев распознавать Инакость.

* * *

За культурными левыми и вправду стояла значительная доля отстраненной гуманитарной традиции последних десятилетий. Марксистский "европоцентризм" был здорово расшатан исследователями других цивилизаций: Леви-Строссом, Кристевой, Леприсом. Ролан Барт наделял язык фашистскими характеристиками. Диалогизм Мартина Бубера, концепция инакости Левинаса завершились тезисом Фуко о "смерти субъекта". Жак Деррида и Делез доказывали примат различия над тождеством, а Лиотар высказал радикальный скепсис по отношению к "большим наррациям". Забыв о "вульгарном формационном подходе", обитатели кампусов вырвали из Фуко призрак тотальной "власти" и метались, твердя лишь о желании защитить свой чистый аналитический разум, "меньшинства" (то есть "других"), да иногда вспоминая о "людях третьего мира".

Конечно, эти люди смогли добиться очень многого. Смешки над ними выглядят бессмысленно и позорят не принцип терпимости, а самого смеющегося. Однако культурные левые сегодня предпочитают забыть о пенсионном обеспечении, повышении налогов на сверхдоходы и не рассуждают о том, как гарантировать выживание людям с минимальным заработком. Эти вопросы их по-прежнему не волнуют. Садизма стало меньше, но тем временем возрастало экономическое неравенство. И если после войны социологи констатировали процесс превращения белого пролетариата в мелкую буржуазию, то сейчас этот процесс пошел вспять - при счастливом молчании академических левых. Политкорректной Америке может грозить популистский бунт снизу, считают многие исследователи обоих спектров. Культурные левые и сами не очень-то оптимистичны в своих прогнозах, но страхи свои они предпочитают прятать за кружевами литературных утопий и проповеди терпимости.

В конце концов, терпимость вообще не означает лучшего общества. Звезда современной политологии Майкл Уолцер, которого, кстати, нельзя отнести ни к "культурным", ни к "традиционным" левым, пишет, что терпимость присуща пяти типам режимов, - в том числе и многонациональным империям, а значит и Риму, и Египту при Птолемеях, и оттоманской Турции со всеми их прочими прелестями. Толерантность в той или иной степени это либо лицемерная уступка властей, либо самообман общества.

В 1965 году Герберт Маркузе опубликовал в издательстве Barrington Moore свою книжку "Критика чистой терпимости", в которой подверг идею терпимости, толерантности, а в значительной степени и еще не родившуюся идеологию "левой" PC интеллектуальному аутодафе в своем фирменном холодно-революционном стиле. Терпимость, заявил Маркузе, репрессивна. Задумайтесь о таких понятиях, как терпимость, доброжелательность, и мы поймем, что эти, как он писал, "добродетели дискурса" на самом деле лишь помогают продолжению статус-кво. Единственный путь изменения общества к лучшему - это политика абсолютной нетерпимости. Классический гуманист всегда будет скован в своих действиях комплексом добродетелей и принципов типа терпимости; инсургент, изначально позиционирующий себя как враг очень многого, не будет страдать от такого рода ограничений. Так и политическая корректность. Забавно, что гуру академических левых Америки может стать могильщиком выращенного ими явления. Возводя принципы терпимости и множественности в идеологический абсолют, политкорректность на самом деле не воздает по заслугам слабым хотя бы post factum, а лишь еще больше запутывает узел. Еще больше слов, еще больше принципов, еще больше ограничений.

Культурных левых, ставших отцами политической корректности, не устраивали простые цепочки и яростный дуализм Маркса, они любили покритиковать его, кто за большевиков, кто за ГУЛАГ, кто даже за примитивизацию истории. Между тем они не заметили, как сами подобно героям "Китаянки" Годара превратились в персонажей трогательной, но бесперспективной утопии, где роль цитатника Мао играл новояз от PC.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Мораль vs право' (архив темы):
Михаил Ремизов, Апология предвзятости /11.01/
Единственно политкорретное решение - самоубийство. Заметки по следам недели.
О соблюдении прав съедобных граждан /11.01/
Сказка на ночь.
Сергей Карамаев, Политкорректность и забота о правах человека как признаки надвигающейся смерти /10.01/
Время белого человека прошло.
Американская политкорректность vs. русская вежливость /10.01/
Американская политкорректность едва ли может привиться на русской почве. Что бы ни говорили многие из нас, но идея "всеобщего равенства перед Богом" нам глубоко чужда. Колонка редактора.
Джон Бересков, Смена пола как коллаборационизм /09.01/
Среднее звено российской бюрократии держится на женщинах. Похоже, при Советской власти некто сознательно мобилизовал этот "контингент" - старательный, неприхотливый и безжалостный.
Павел Черноморский
Павел
ЧЕРНОМОРСКИЙ
pavcher@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: