Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Неделька политической некорректности
Внутренняя политика прошедшей недели

Дата публикации:  14 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ну, спасибо! Подарил!..

Главным политическим персонажем посленовогодних дней стал прокурор Устинов. Он, кажется, не спит, не ест и не пьет, а только восстанавливает денно и нощно законность по всей земле. То в Северодвинске пожимает руку спасателям "Курска", то в Махачкале не пожимает руку Радуеву. Просто Дед Мороз государства российского.

На прошедшей неделе на фоне общего затишья деятельность Устинова стала особенно заметной. Первым рождественским подарком стало дело СИБУРа, начатое сразу после святого праздника, да ни как-нибудь, а с места в карьер: обысками и арестами руководства компании.

Тут еще Головлев съездил к себе в Челябинскую область на расправу, да, вернувшись оттуда, и бухнул: мол, если не выручат меня друзья мои верные, то с чистой совестью всех сдам. Мне одному вышака тянуть скучно. Да и друзей поименно назвал: Чубайс, Христенко, Черномырдин, Гайдар, Кох, Сосковец - один другого лучше.

Активность прокуратуры все больше обрисовывает контуры изменений, происходящих в политической системе страны. Пока уголовные дела заводились на отдельных представителей "ельцинского времени", можно было списать все на привычную "войну олигархов". Но когда на допросы вызывают людей типа Вяхирева, становится понятно, что никто из "прежних" в этом не заинтересован. Фигуры такого калибра в случае провала могут дать показания на всех поголовно. Инициаторами преследования первых лиц могут быть только "новички", которые пришли к власти недавно, в делах прошлых лет не замешаны и жаждут массовой чистки для освобождения командных мест.

Сам Устинов, правда, не сказать чтобы очень "новый". Хотя с олигархами запросто в сауну, вроде, не хаживал, но с вездесущим Березовским встречался, а может быть, и не с ним одним. Наверное, потому и работает теперь не покладая рук, чтобы, так сказать, кровью искупить.

В общем, складывается у нас классическое противостояние старой и новой элиты. Вот только будет ли от этого польза? С одной стороны, появляется шанс решить целый ряд назревших проблем, которые до сих пор были связаны с интересами самых влиятельных лиц. Новая команда пока не вросла в землю и может себе позволить серьезные реформы. Более того, новички даже заинтересованы в изменениях - есть повод выстроить систему под себя, а заодно и отличиться перед начальством. С другой стороны, новые руководители неопытны и сравнительно небогаты, а значит, они будут чаще ошибаться и больше воровать, чем прежние. Что перевешивает - плюсы или минусы - неизвестно.

Ну а если вернуться к роли во всем этом Устинова, то, кажется, он скоро переплюнет своего предшественника в деле популяризации власти - министра МЧС С.Шойгу. Кстати, а где Шойгу?

Из Петербурга в Москву и обратно

На прошедшей неделе напомнил о себе новый спикер Совета Федерации С.Миронов. Он отнюдь не успокоился после громкой отповеди Президента по поводу изменения Конституции, а напротив, выдает свежих идей больше прежнего.

Миронов побывал у себя на родине в Питере, где провел ряд встреч, всполошивших местное чиновничество, а также сделал массу интересных заявлений, заставивших понервничать московский политический люд. Самым громким стало предложение о переносе части федеральных функций (а значит и ведомств) из Москвы во вторую столицу. Чем не забава? Переезд федерального министерства в Питер! В ходе этого процесса не только столоначальников можно сменить. Тут и самого министра по дороге потерять можно. Для новой элитной группы, которую представляет Миронов, это как раз то, что нужно.

Не забыл Миронов и о простых ленинградцах. Спикер призвал партии и движения "сделать что-нибудь" для города на Неве, прозрачно намекнув, что это может облегчить политическую судьбу партий-жертвователей. В пример он привел свою невеликую партийку, которая что-то там уже отреставрировала. А вообще-то, прав Миронов - вместо того чтобы тратить средства на выборы, партии будут реставрировать вторую столицу и пропорционально вкладам получать места в Госдуме. Осталось только с Вешняковым договориться.

Миронов еще много чего сказал. И по делу, и просто так от души (например, взялся зачем-то защищать Пасько). Но в главном наш спикер остался себе верен. Не отступил от принципиальной позиции в вопросе о продлении срока президентских полномочий. А ведь уже и газетчики его стыдили, и сам президент недовольство выражал, а Миронов все на своем стоит - мало президенту четыре года, и все тут. Кстати, и здесь мы находим приметы нового времени, так сказать, смены эпох. Это уже не ельцинские времена, когда каждый в рот президенту глядел. Теперь не то. Теперь нашелся человек, не побоялся прямо в глаза сказать, оставайтесь, мол, с нами подольше, Владимир Владимирович.

Свобода слова под иностранные гарантии

Новый поворот в деле ТВ-6. В пятницу принято судебное решение, подтверждающее необходимость ликвидации телекомпании. Для коллектива ТВ-6 ожидания чуда, порожденные предновогодним решением предыдущего суда, сменились горьким разочарованием, которое они тут же выплеснули на головы телезрителей. Однако гораздо более занимательным оказался протест США против притеснений свободы слова в России и заявление о том, что интервью, данное Пауэлом для ТВ-6, было "моральной поддержкой" канала со стороны американцев.

Вот это сильно! Вмешиваться во внутренние дела другой страны, да еще и требовать от властей оказать воздействие на решение судебных органов - это новое слово в теории демократии. Но даже если сделать вид, что мы не заметили хамского окрика в наш адрес, остается вопрос: как же так случилось, что гарантом свободы слова в нашей стране стали иностранцы?

Свобода слова подразумевает возможность высказаться для всех заинтересованных сторон. В политике это означает доступ к средствам массовой информации основных политических сил, выражающих интересы крупных социальных групп. Демократия предполагает универсальную процедуру выявления ведущих политических сил через выборы и партийное представительство. Поэтому обеспечение свободы слова может базироваться только на партийности средств массовой информации. Если угодно, партийность можно понимать в широком смысле, то есть как приверженность определенной идеологии, представительство интересов определенной социальной группы и пр. Но, так или иначе, без партий не обойтись, ибо только они участвуют в выборах.

Но беда в том, что ни партии, ни другие политические объединения сегодня в обществе не имеют серьезного влияния. Телеканалы сами много лет высмеивали политиков и партии, не давали аудитории понять происходящее в стране, осознать свои социальные интересы и выбрать своих политических представителей. И вот результат: в стране нет политической силы, способной поддержать СМИ в конфликте с властью. Остается только надеяться на строгого дядю из-за рубежа, но это подрывает доверие общества к журналистам и дает дополнительный козырь "ликвидаторам".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Кирилл Якимец, Нас ожидает кризис? /24.12/
Глеб Павловский полагает, что в отсутствие общественной активности Президент будет сам разруливать ситуацию - но в лучшем случае это сведется к "цивилизованному" распаду существующей системы власти.
Александр Страхов, Жаркая партийная зима /24.12/
Коммунисты не могут определиться в своих чувствах к Президенту. ЛДПР теперь будет славить Буша и бороться против Ирака. Березовский окончательно расколет СПС. И только "Яблоко" все никак не докатится. Внутренняя политика прошедшей недели.
Владислав Савин, 36 стратегем. Китайская азбука конфликтного управления. Окончание /14.11/
Если русские (грубо) - это "народ с широкой душой", то китайцы (столь же грубо) - "народ со стратегическим мышлением". Стратегемы с 21 по 36.
Михаил Ремизов, Праздновать революцию /09.11/
"В XX веке только Ленин и Шмитт понимали, что такое политика". Заметки по следам недели.
Руглый стол # 12. Кому-кому ты лиру посвятил?.. /08.11/
Ругань по существу. Суровый мужской разговор о культурной политике и ангажированном вдохновении ведут Модест Колеров, Александр Голутва, Марк Захаров и Александр Зиновьев.
Александр Страхов
Александр
СТРАХОВ
alex_s1999@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: