Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Существует ли в России социальная политика?
Колонка редактора

Дата публикации:  17 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Под "социальной политикой" у нас понимается всякого рода "помощь неимущим". Полагаю, не только у нас: "социальным государством" именуется всякое, где существует аналог американского "вэлфэра". Германия, Нидерланды или Швеция кормят своих "бездельников" куда сытнее, чем та же Америка. Но и в Америке можно, в принципе, жить на вэлфэр.

Практика "сытного кормления бездельников" содержит в себе серьезное идеологическое противоречие. С одной стороны, практика такая возможна, прежде всего, в протестантской стране (протестантизм, естественно, понимается здесь не в строго конфессиональном, а в веберовском смысле): необходимо, чтобы рядовые трудящиеся граждане считали труд самоценностью и продолжали вкалывать невзирая на высокие налоги. Но ведь львиная часть этих налогов уходит в пользу "богопротивных лентяев"! Как быть? Государству приходится "пиарить", активно насаждая в "трудящихся массах" идею христианского милосердия.

Теперь вопрос: зачем социальное государство это делает? Вспомним, что произошло в протестантской Англии. Во времена Диккенса там никто не обманывался идеей милосердия - за кражу носового платка можно было вполне схлопотать чуть ли не смертную казнь. Преступление против собственности являлось одновременно и преступлением против протестантской этики, являлось богохульством! Привело это к возникновению мощного, разветвленного и замкнутого в себе криминалитета, породившего множество мрачных легенд и зловещих героев (чего стоит один Джек-Потрошитель!). Англичане - и не только англичане - отчасти спасались, высылая своих "криминал-пассионариев" в колонии. В конце концов, колонии сами превратились в "солидные" государства, откуда высылать было уже некуда. Да и далеко не все европейские государства могли воспользоваться английским колониальным "ноу-хау". По Европе и Америке прокатилась волна бунтов, начавшаяся европейскими "революциями" середины XIX века, продолженная фашизмом, нацизмом, американскими социальными конфликтами времен "великой депрессии" и закончившаяся "молодежной революцией" второй половины ХХ века. Все это прекратилось, когда власти поняли: люмпенов, то есть людей, находящихся вне общества по ряду причин, неважно каких - экономических ли, психологических ли, - необходимо социализировать искусственным и самым простым образом: превратив в своего рода "государственных рантье". Действительно: кто ж откажется от халявы? Проект этот, видимо, в значительной степени основывался и на протестантском отношении к "бездельнику" как к "лентяю": получив свой прожиточный минимум, бездельник поленится бунтовать (да и воровать тоже). Америка добавила в этот проект специфическую деталь - "массовое оглупление", следуя, видимо, максиме, несколько лет назад вербализованной генералом Пиночетом (в интервью одному из российских изданий): нельзя допускать существования в стране хорошо образованных люмпенов.

Нарисованная картинка, безусловно, упрощена до полной вульгарности и может вызвать резонную критику. Но мне хотелось выделить главное: идея милосердия хороша в качестве пиарной, однако вовсе не она лежит в основе социальной политики. Что же касается России, то здесь эта идея даже в качестве пиара не особо нужна: "налоги" у нас в основном взимаются в форме взяток и никто не предполагает, что деньги эти пойдут в пользу тех или иных неимущих. С другой же стороны, многие наши проблемы (и русская революция в том числе) выросли именно из недостатков социальной политики. Социальной базой революции были, с одной стороны, обезземеленные (чаще не по своей вине) крестьяне, а с другой - представители дискриминируемых нацменьшинств (это я так политкорректно выразился о евреях). Социальной базой постперестроечной "клептократии" были не только вовремя перекрутившиеся партийные ворюги, но и "капиталисты-самородки", вынужденные при советской власти действовать в тени, а потому не только сами привыкшие к криминальному характеру своей деятельности, но и сформировавшие для следующих поколений "Принцип Боливара". Речь идет о том Боливаре, который "не вынесет двоих": деловая жизнь прочно ассоциируется с безжалостностью, суровостью, "кидняком" и абсолютной непрозрачностью. Как представителями делового мира, так и представителями власти долго еще будет управлять этот "принцип" (а точнее, комплекс). Наконец, застарелый (и не сводящийся к последним двум войнам) чеченский вопрос также требует своего социально-политического решения. Как инкорпорировать в Империю людей, которые умеют только воевать, причем в качестве противника привыкли видеть прежде всего эту самую Империю? Просто уничтожать "боевиков"? Но в Чечне деление на "мирных" и "немирных" жителей весьма условно, попытка уничтожить "боевиков" сведется к вялотекущему геноциду, а чеченский вопрос останется актуальным в том виде, в каком он возник еще во времена Ермолова. Предоставить чеченцам самим разбираться, выставив по границе региона "санитарные кордоны"? Начнется взаимная резня. Надо, таким образом, понять, как устроена Чечня, из каких слоев и групп она складывается, какое реальное место в этой системе занимают федеральные войска и где находится та "кнопка", нажав на которую мы сможем погасить конфликт или, если возможно, направить его в полезное для Империи русло.

Похожие задачи стоят и в отношении всей России. Как Россия устроена? Какие слои можно считать "балластом", а какие - нельзя? Кто склонен к "бессмысленному и беспощадному" бунту, а кто пойдет в тень, не находя себе достойного места "на свету"? На какие кнопки нажимать?

Я вовсе не имею в виду, что следует оставить заботу о неимущих ради чего-то более важного. Тем более что России необходим праздный класс, иначе в культурном отношении мы потеряемся между Макдональдсом и Голливудом. Да и большинство пенсионеров не подпадает под определение "балласт", поскольку детей в России воспитывают не только родители, но и бабушки с дедушками. Таким образом, забота о неимущих в ряде случаев вполне целесообразна. Однако не менее целесообразной была бы забота и о других слоях общества, причем заботу эту следовало бы начать с исследования. Кто у нас этим занимается? Существует ли служба (хотя бы в рамках ФСБ), отслеживающая социальную динамику? Существуют ли соответствующие академические учреждения? Если такая работа ведется, то насколько она эффективна?

Судя по тому, что наша "социальная политика" сводится к выплате пособий, на которые нельзя прожить (а значит, пособия эти не гарантируют от бунта), работа эта неэффективна - или вовсе не ведется, - а социальной политики у нас нет.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Владислав Савин, Экономическая сторона общественной дискриминации /17.01/
Дискриминация может самоподдерживаться - по крайней мере, если имеет экономический характер. С другой стороны, общество "унифицированное" оказывается в целом богаче, чем общество "расслоенное". Поэтому "политкорректность" является способом поднять общественное благосостояние.
Михаил Ремизов, Опыт злопамятства /29.12/
Наилучшая футурология - это футурология "Ста лет одиночества": "Город будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей в то самое мгновение, когда Аурелиано Бабилонья кончит расшифровывать эти пергаменты". Заметки по следам года.
Вадим Цымбурский, Армагеддон. Горы Македонские. Окончание /29.12/
События в Косово куда важнее сентябрьских терактов, поскольку битва в Горах Македонских - это и есть "Армагеддон" Апокалипсиса, а теракты - лишь одно из частных последствий этой битвы.
Вадим Цымбурский, Армагеддон. Горы Македонские /27.12/
Битва уже произошла - но мы не придали ей надлежащего значения.
Вадим Цымбурский, Апокалипсис на сегодня. Окончание /24.12/
Противопоставим либерал-хилиазму наш здоровый эсхатологизм! Либерал-хилиастская апологетика не способна предложить ни среднесрочного, ни эпохального прогноза. "Зверь" как спасение от "Вавилона".
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: