Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Экономическая сторона общественной дискриминации
Дата публикации:  17 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Распространенную в США и Великобритании "политкорректность" можно попытаться объяснить вполне рационально как естественный результат развития институциональной экономической теории (или шире - институционально-социологического течения экономической мысли) Запада1. Именно западный (и прежде всего, американский) институционализм разработал в 50-х гг. ХХ века экономические корни теории дискриминации, учитывая при этом влияние склонности к дискриминации на благосостояние общества.

При этом важно заметить, что школа институционализма2 имеет западное (и прежде всего, англо-саксонское) происхождение, и, соответственно, предполагает у людей вполне определенные предпочтения, адекватные для западной (прежде всего англо-саксонской) действительности, которые, вполне возможно, не являются адекватными для иных стран и/или культур3 (в частности, не являются адекватными для России).

Дискриминация как фактор уменьшения совокупного благосостояния общества

С помощью экономико-математических методов4 можно показать, что в обществе, в котором при прочих равных условиях присутствует дискриминация меньшинств, имеет место уменьшение совокупного благосостояния как дискриминируемых меньшинств Y(M), так и дискриминирующего большинства Y(B), а следовательно - и уменьшение совокупного благосостояния всего общества. Прежде всего, уменьшение совокупного благосостояния общества связывается с недополучением дохода из-за уменьшившегося взаимодействия большинства с меньшинствами. При этом сложность ситуации состоит в том, что совокупное благосостояние большинства уменьшается не слишком сильно (в абсолютных цифрах), а в сравнении с совокупным благосостоянием меньшинства, как правило, даже сильно увеличивается.

Это четко видно при анализе дискриминации с помощью так называемого коэффициента дискриминации меньшинств, рассчитываемого по формуле

Kd=Yd(B)/Yd(M)-Y(B)/Y(M),

где Y(B) и Yd(B) - совокупные доходы большинства без дискриминации и с дискриминацией, а Y(M) и Yd(M) - совокупные доходы меньшинства без дискриминации и с дискриминацией, соответственно.5 Если без дискриминации совокупный доход большинства составлял 80 некоторых единиц и совокупный доход меньшинства - 20 некоторых единиц, а при появлении дискриминации доходы изменились на 10 единиц, составив 70 и 10 условных единиц соответственно6, то коэффициент дискриминации будет равен 3. При этом, если без дискриминации положение большинства было в 4 раза лучше положения меньшинства, то с началом дискриминации положение большинства стало лучше положения меньшинства в 7 раз. Однако совокупное благосостояние общества уменьшилось на 20 условных единиц.

Неравное распределение капитала

Возникновение дискриминации (в совокупном благосостоянии) связано не только с простой численностью большинства и меньшинства, но и с распределением между ними факторов производства (прежде всего капитала, в том числе и человеческого капитала): так численно большая группа может обернуться экономически дискриминируемым меньшинством.

Это хорошо видно на примере неравенства

Y(B)/Y(M)>Lm/Lb,

которое может быть названо необходимым и достаточным условием дискриминации (здесь Lm и Lb - предложение на рынке рабочей силы труда меньшинством (М) и большинством (В), а Y(В) и Y(M) - совокупные доходы большинства и меньшинства без дискриминации).7 Неравенство показывает, что численность дискриминируемых (М) может превышать численность дискриминирующих (В) в любое число раз, но если совокупные доходы дискриминирующих (Y(В)) будут превышать совокупные доходы дискриминируемых (Y(M)) в соответствующее число раз или больше, то дискриминация будет самоподдерживающимся явлением. Если предположить, что в экономике существуют только 2 фактора производства: труд и капитал, - то выполнение вышеприведенного неравенства возможно лишь при соответствующем распределении капитала между большинством и меньшинствами.

В ЮАР времен апартеида численность белых была в 4 раза меньше численности черных. Однако контроль над большей частью капитала ЮАР (в том числе и человеческого капитала, понимаемого как инвестиции в образование, здоровье и "нужные" социальные контакты) позволил белым получать совокупные доходы, много более чем в 4 раза превышающие совокупные доходы черных.

Также четко демонстрирует это и американская статистика успешно завершенного университетского обучения представителями различных этнических групп США: допущенные в рамках программ равенства (и иных "политкорректных" программ) к обучению в элитных университетах США представители некоторых меньшинств учились лучше, представители других - хуже, что объясняется в первую очередь распределением между соответствующими этническими группами капитала: к примеру, в Беркли на 1995 год процентное отношение числа закончивших полный шестилетний цикл обучения (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) студентов к числу поступивших было следующим для различных этнических групп: для черных - 59%, для испаноязычных - 64%, для белых - 84% и для азиатов - 88%.8

Соответственно, единственно введение "политкорректности", представительских квот и создание программ равенства не ведет к устранению дискриминации. Распределение капитала здесь будет важнее. Поэтому "политкорректность" в американском контексте можно понимать и как а) долгосрочную попытку выровнять распределение капитала между различными этническими группами в силу уравнения доступа к капиталу, и как б) краткосрочную попытку "промыть мозги" дискриминируемым группам американского общества.

Литература

Ольсевич,Ю.Я. и др. (ред): Всемирная история экономической мысли (в 6 томах), т.5: теоретические и прикладные концепции развитых стран Запада (послевоенный период), Москва, Мысль, 1994, (1994)

Becker,G.S.: Der oekonomische Ansatz zur Erklaerung menschlichen Verhaltens, 2. Aufl., Tuebingen, Mphr, 1993, (1993)

Becker,G.S.; Becker,G.N.: Die Oekonomik des Alltags - von Baseball ueber Gleichstellung zur Einwanderung - was unser Leben wirklich bestimmt, Tuebingen, Mohr Siebeck, 1998, (1998)

Hofstede,G.: Cultures and organizations - software of the mind - intercultural cooperation and its importance of survival, 1993, (1993)

Примечания:


Вернуться1
См. Ольсевич и др. (1994) 11 п.


Вернуться2
В настоящее время в экономическом мейнстриме выделяют: а) классическую (или неоклассическую) экономическую теорию, занимающуюся вопросами, прежде всего, микроэкономики, б) кейнсианство, создавшее основы теории макрорегулирования, и в) институционально-социологическое направление, пытающееся выяснить влияние на экономическое поведение экономических субъектов конкретных социальных институтов. См. Ольсевич и др. (1994) 571


Вернуться3
См. Hofstede (1993) 71 пп.


Вернуться4
См. Becker (1993) 18 пп.


Вернуться5
См. Becker (1993) 20.


Вернуться6
Увеличение совокупных доходов большинства и в абсолютных цифрах в нормальных условиях практически невозможно. См. Becker (1993) 23 пп.


Вернуться7
Это неравенство выведено Нобелевским лауреатом по экономике 1992 года Гари Беккером. См. Becker (1993) 21.


Вернуться8
Здесь можно спекулировать относительно стабильности дискриминации в силу культурных различий и стабильности культурных различий в силу дискриминации.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Михаил Ремизов, Опыт злопамятства /29.12/
Наилучшая футурология - это футурология "Ста лет одиночества": "Город будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей в то самое мгновение, когда Аурелиано Бабилонья кончит расшифровывать эти пергаменты". Заметки по следам года.
Вадим Цымбурский, Армагеддон. Горы Македонские. Окончание /29.12/
События в Косово куда важнее сентябрьских терактов, поскольку битва в Горах Македонских - это и есть "Армагеддон" Апокалипсиса, а теракты - лишь одно из частных последствий этой битвы.
Вадим Цымбурский, Армагеддон. Горы Македонские /27.12/
Битва уже произошла - но мы не придали ей надлежащего значения.
Вадим Цымбурский, Апокалипсис на сегодня. Окончание /24.12/
Противопоставим либерал-хилиазму наш здоровый эсхатологизм! Либерал-хилиастская апологетика не способна предложить ни среднесрочного, ни эпохального прогноза. "Зверь" как спасение от "Вавилона".
Вадим Цымбурский, Апокалипсис на сегодня /20.12/
Иоанн "накаркал": пророчество играется как спектакль и реализуется по-настоящему успешно, когда встречаются два импульса - исполнить и признать исполненным. Тойнби как апокалиптический мыслитель. Вопрос о "Вавилоне".
Владислав Савин
Владислав
САВИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: